Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа
Анализ объема производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Объем реализации – сложная экономическая категория, важный обобщающий показатель деятельности предприятия, представляет собой объем продаж продукции через все каналы реализации и относится к числу значимых экономических индикаторов страны.
Из приведенных данных
видно, что за 2009-2011г.г. объем заготовки
ликвидной древесины
В промышленном производстве увеличилась доля продукции переработки в общем объеме товарной продукции. Производство пиломатериалов возросло с 3,7 т. куб.м. в 2009 г. до 7,7 т. куб.м. в 2011 г. Вывозка увеличилась в 2011 году по сравнению с предыдущим годом на 8,7 тыс. куб. м. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг на протяжении трех лет возрастает.
К подсобной коммерческой деятельности учреждения относится деятельность, приносящая доходы, и основанная на принципах самофинансирования.
Могилёвскому лесхозу разрешено выполнять следующие виды экономической деятельности по классификатору «Виды экономической деятельности» ОКРБ 005-2006 и кодам:
Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законодательством Республики Беларусь, ГЛХУ Могилёвский лесхоз может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право Учреждения осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия, если иное не предусмотрено законодательством.
Лесхоз осуществляет следующие лицензируемые виды деятельности:
Внешнеэкономическая деятельность
Учреждения осуществляется в порядке,
предусмотренном действующим
Основным направлением в промышленном производстве остается заготовка древесины, ее трелевка и вывозка. Продукцию лесхоза, которая приносит непосредственный доход, можно подразделить на следующие группы:
В производственном процессе промышленной деятельности в качестве сырья используется древесина собственного производства, полученная в порядке проведения рубок главного пользования, рубок ухода за лесом и санитарных рубок.
Определенным резервом повышения
экономической эффективности
Основными видами побочного
лесопользования будут
К подсобной коммерческой деятельности учреждения относится деятельность, приносящая доходы, и основанная на принципах самофинансирования.
Реализация продукции производится через ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» на внутренний рынок, УП «Беллесэкспорт» на внешний рынок и прямые договора. Основными потребителями продукции внутреннего рынка являются ОАО «Светлогорский ЦКК», РУП «Завод газетной бумаги», которым поставляется балансовая древесина, Белорусская железная дорога (шпальный кряж), промышленные предприятия города, гор- (рай-) топы, предприятия ЖКХ. Основными потребителями продукции внешнего рынка является РФ, Польша, Литва, Швеция, Германия, которым поставляется балансовая древесина и пиломатериалы.
На экспорт лесхоз поставляет балансы березовые, еловые, сосновые и осиновые, технологическое сырье мягколиственных пород. Основными странами, с которыми предприятие взаимодействует на внешнем рынке являются: Литва, Латвия, Россия, Польша, Швеция.
Приоритетным направлением реализации деловой древесины в заготовленном виде является реализация ее через ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» как самим лесхозом, так и по договорам с УП «Беллесэкспорт». Реализация производиться:
Ценообразование в лесхозе строится на нормативном методе в соответствии с нормативной документацией и отраслевыми рекомендациями. Цены на древесину в заготовленном виде формируются на торгах ОАО«Белорусская универсальная товарная биржа».
Цены на дрова для организаций формируются МГПЛХО и на дрова для населения соответственно решением облисполкомов. На остальные виды продукции формирование цен производит лесхоз.
2.2. Анализ динамики и
выполнения плана по
Объём производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объём производства продукции, и он определяет объём продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объём продаж, а наоборот, возможный объём продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объёме, которые оно может реально реализовать.
Результаты анализа динамики выпуска и реализации продукции за 2009-2011 годы представлены в таблице 2 и на рисунках 1, 2.
Таблица 2 – Динамика выпуска и реализации продукции за 2009-2011 годы
Годы |
Объем производства продукции в текущих ценах, млн. р. |
Средний индекс цен на продукцию предприятия |
Объем производства в ценах базисного года, млн. р. |
Индексы роста, % |
Объем реализации в ценах базисного года, млн. р. |
Индексы роста, % | ||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||||
2009 |
3 635 |
1 |
3 635 |
100 |
100 |
4 424 |
100 |
100 |
2010 |
4 632 |
1,23 |
3 766 |
103,6 |
103,6 |
3 216 |
72,7 |
72,7 |
2011 |
12 693 |
2,60 |
3 969 |
109,19 |
105,4 |
2 715 |
61,38 |
84,43 |
Рисунок 1 – Динамика объема выпуска продукции за 2009-2011 годы в сопоставимых ценах
Рисунок 2 – Динамика реализации продукции за 2009-2011 годы в сопоставимых ценах
Из таблицы видно, что объем производства в текущих ценах и базисных ценах за 2011 год значительно вырос в сравнении с предыдущими годами. Однако объем реализации в ценах базисного года уменьшился на 39 %. Это свидетельствует о накоплении остатков на складах предприятия.
Среднегодовой темп роста выпуска продукции можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной формула (1): . Т. е. объем производства увеличивается.
Среднегодовой темп роста реализации продукции уменьшается и равен 78 %.
Для того чтобы выявить причины уменьшения объема производства и реализации продукции необходимо произвести анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции.
Таблица 3 – Анализ выполнения плана по объему производства за 2009-2011 годы (в сопоставимых ценах к 2009 году)
Наименование продукции (работ, услуг) |
Объем производства продукции в 2009 г., млн. р. |
Объем производства продукции в 2010 г., млн. р. |
Объем производства продукции в 2011 г., млн. р. | |||||||||
План |
2009 год |
Отклонение |
в процентах к плану |
План |
2010 год |
Отклонение |
в процентах к плану |
План |
2011 год |
Отклонение |
в процентах к плану | |
Дрова топли-вные |
679 |
734 |
55 |
108 |
729 |
741 |
12 |
102 |
740 |
989 |
249 |
134 |
Пило-мате-риалы обрез-ные |
1 022 |
957 |
-65 |
94 |
955 |
983 |
28 |
103 |
987 |
785 |
-202 |
80 |
Пило-мате-риалы необ-резные |
760 |
890 |
130 |
117 |
872 |
875 |
2 |
100 |
803 |
1402 |
599 |
175 |
Загото-вки пиле-ные |
483 |
392 |
-91 |
81 |
394 |
340 |
-54 |
86 |
340 |
481 |
141 |
141 |
Сырье техно-логиче-ское |
504 |
662 |
158 |
131 |
639 |
827 |
188 |
129 |
260 |
312 |
52 |
120 |
Итого |
3 448 |
3635 |
187 |
105 |
3 589 |
3 766 |
177 |
105 |
3 130 |
3 969 |
839 |
127 |
Из данных таблицы следует, что организация наращивает объем производства всех видов товаров. Выявлено существенное отличие фактического объема производства от планового по всем годам. Выводы: присутствуют нарушение плановой дисциплины. По продукции пиломатериалы обрезные в 2009 и 2011 годах план был недовыполнен на 65 млн. р. в 2009 году и на 202 млн. р. в 2011 году, т.е. на 6 % и на 20 % соответственно. А по продукции заготовки пиленные в 2009 и 2010 годах также план был недовыполнен на 91 (18 %) млн. р. и 54 (14 %) млн. р. соответственно. Это говорит о завышении плановых показателей по этим видам продукции.
2.3 Анализ структуры продукции
Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.
Анализ структуры продукции за 2011 год представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Анализ структуры продукции за 2011 год
Наименова-ние продукции (работ, услуг) |
Оптовая цена за 1 куб. м., р. |
Объем производства продукции, шт. |
Структура продукции, % |
Товарная продукция в ценах плана, млн. руб. |
Измене-ние товар-ной продук-ции за счет структу-ры, млн. р. | ||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт при плановой структуре |
факт | |||
Дрова топливные |
48 553 |
2 367 |
3 163 |
23,64 |
24,92 |
48 741 |
146 |
65 142 |
64 996 |
Пиломате-риалы обрезные |
57 0007 |
3 156 |
2 510 |
31,53 |
19,77 |
5 538 |
2281 |
4 403 |
2 122 |
Пиломате-риалы необрезные |
57 0007 |
2 568 |
4 483 |
25,65 |
35,32 |
4 505 |
1856 |
7 865 |
6 009 |
Заготовки пиленые |
231 999 |
1 087 |
1 538 |
10,86 |
12,12 |
4 687 |
320 |
6 630 |
6 310 |
Сырье технологи-ческое |
161 379 |
830 |
998 |
8,29 |
7,86 |
5 143 |
170 |
6 183 |
6 013 |
Итого |
- |
10 010 |
12 693 |
100 |
100 |
68 614 |
4773 |
90 223 |
85 450 |
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции на примере ГЛХУ «Могилевский лесхоз