Анализ производства и реализации продукции на примере ГЛХУ «Могилевский лесхоз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Анализ объема производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Объем реализации – сложная экономическая категория, важный обобщающий показатель деятельности предприятия, представляет собой объем продаж продукции через все каналы реализации и относится к числу значимых экономических индикаторов страны.

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭО (2).docx

— 158.24 Кб (Скачать файл)

 

Из приведенных данных видно, что за 2009-2011г.г. объем заготовки  ликвидной древесины увеличился  на  119,7 %. Увеличение объемов заготовки  в 2011 г. в связано с разработкой ветровально-буреломных лесосек. Объем освоения расчетной лесосеки по главному пользованию 59,5 тыс.куб.м или  82,3 %.

В промышленном производстве  увеличилась доля продукции переработки  в общем объеме товарной продукции. Производство пиломатериалов возросло с 3,7 т. куб.м. в 2009 г. до 7,7 т. куб.м. в 2011 г.  Вывозка увеличилась в 2011 году по сравнению с предыдущим годом на 8,7 тыс. куб. м. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг на протяжении трех лет возрастает.

К подсобной коммерческой деятельности учреждения  относится  деятельность, приносящая доходы, и  основанная на принципах самофинансирования.

Могилёвскому лесхозу  разрешено выполнять следующие  виды экономической деятельности по классификатору  «Виды экономической  деятельности» ОКРБ 005-2006 и кодам:

Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается  законодательством Республики Беларусь, ГЛХУ Могилёвский лесхоз  может  заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Право Учреждения осуществлять деятельность, на занятие которой  необходимо получение лицензии, возникает  с момента получения такой  лицензии или в указанный в  ней срок и прекращается по истечении  срока её действия, если иное не предусмотрено  законодательством.

Лесхоз осуществляет следующие  лицензируемые виды деятельности:

  • деятельность в области промышленной безопасности;
  • деятельность в области связи;
  • деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц;
  • деятельность по заготовке и переработке древесины;
  • деятельность по ведению охотничьего хозяйства;
  • деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения;
  • перевозка пассажиров и грузов автомобильным, внутренним водным, морским транспортом;
  • розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание.

Внешнеэкономическая деятельность Учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном действующим Законодательством  Республики Беларусь.

Основным направлением в  промышленном производстве остается заготовка  древесины, ее трелевка и вывозка. Продукцию  лесхоза, которая приносит непосредственный доход, можно подразделить на следующие  группы:

  • лесозаготовки (заготовка и вывозка древесины из леса на переработку в цехах; вывозка древесины для реализации потребителям на внутреннем и внешнем рынках);
  • деревообработка (производство пиломатериалов обрезных и необрезных для реализации на внутреннем рынке и поставки на экспорт. Освоение новых видов продукции не планируется.

В производственном процессе промышленной деятельности в качестве сырья используется древесина собственного производства, полученная в порядке  проведения рубок главного пользования, рубок ухода за лесом и санитарных рубок.

Определенным резервом повышения  экономической эффективности лесного  хозяйства является развитие побочного  лесопользования и заготовка  второстепенных лесных ресурсов.

Основными видами побочного  лесопользования будут заготовка  новогодних елей, сока березового,  пчеловодство и другие виды деятельности.

К подсобной коммерческой деятельности учреждения относится  деятельность, приносящая доходы, и  основанная на принципах самофинансирования.

Реализация продукции  производится  через ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» на внутренний рынок, УП «Беллесэкспорт» на внешний рынок и  прямые договора.  Основными потребителями продукции внутреннего рынка являются ОАО «Светлогорский ЦКК», РУП «Завод газетной бумаги», которым поставляется балансовая древесина, Белорусская железная дорога (шпальный кряж), промышленные предприятия города, гор- (рай-) топы, предприятия ЖКХ. Основными потребителями продукции внешнего рынка является РФ, Польша, Литва, Швеция, Германия, которым  поставляется балансовая древесина и пиломатериалы.

На экспорт лесхоз поставляет балансы березовые, еловые, сосновые и осиновые, технологическое сырье  мягколиственных пород. Основными странами, с которыми предприятие взаимодействует на внешнем рынке являются:  Литва, Латвия, Россия, Польша, Швеция.

Приоритетным направлением реализации деловой  древесины в  заготовленном виде является реализация ее через ОАО «Белорусская универсальная  товарная биржа» как самим лесхозом, так и по договорам с УП «Беллесэкспорт». Реализация производиться:

  • балансы сосновые – Светлогорскому ЦКК;
  • балансы еловые – Шкловскому РУП « Завод газетной бумаги»;
  • фанерное сырьё – предприятиям  концерна «Беллесбумпром»;
  • пиловочник хвойный – Шкловскому РУП « Завод газетной бумаги», предприятиям, осуществляющим строительство жилья;
  • дрова – организациям Министерства жилищного и коммунального хозяйства РБ, Министерству энергетики РБ, рай(гор)топам.

Ценообразование в лесхозе  строится на нормативном методе в  соответствии с нормативной документацией  и отраслевыми рекомендациями. Цены на древесину в заготовленном виде формируются на торгах ОАО«Белорусская универсальная товарная биржа».

Цены на дрова для организаций  формируются  МГПЛХО и на дрова  для населения соответственно решением облисполкомов. На остальные виды продукции  формирование цен производит лесхоз.

 

2.2. Анализ динамики и  выполнения плана по производству  и реализации продукции 

 

Объём производства и реализации продукции  являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного  спроса на первое место выдвигается  объём производства продукции, и  он определяет объём продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объём продаж, а наоборот, возможный объём продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объёме, которые оно может реально реализовать.

Результаты анализа динамики выпуска  и реализации продукции за 2009-2011 годы представлены в таблице 2 и на рисунках 1, 2.

 

Таблица 2 – Динамика выпуска и реализации продукции за 2009-2011 годы

Годы

Объем производства продукции в  текущих ценах, млн. р.

Средний индекс цен на продукцию  предприятия

Объем производства в ценах базисного года, млн. р.

Индексы роста, %

Объем реализации в ценах базисного  года, млн. р.

Индексы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

2009

3 635

1

3 635

100

100

4 424

100

100

2010

4 632

1,23

3 766

103,6

103,6

3 216

72,7

72,7

2011

12 693

2,60

3 969

109,19

105,4

2 715

61,38

84,43


 

Рисунок 1 – Динамика объема выпуска  продукции за 2009-2011 годы в сопоставимых ценах 

Рисунок 2 – Динамика реализации продукции  за 2009-2011 годы в сопоставимых ценах

 

Из таблицы видно, что объем  производства в текущих ценах и базисных ценах за 2011 год значительно вырос в сравнении с предыдущими годами. Однако объем реализации в ценах базисного года уменьшился на 39 %. Это свидетельствует о накоплении остатков на складах предприятия.

Среднегодовой темп роста выпуска  продукции можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной формула (1): . Т. е. объем производства увеличивается.

Среднегодовой темп роста реализации продукции уменьшается и равен 78 %.

Для того чтобы выявить причины  уменьшения объема производства и реализации продукции необходимо произвести анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Анализ выполнения плана  по объему производства за 2009-2011 годы (в сопоставимых ценах к 2009 году)

Наименование продукции (работ, услуг)

Объем производства продукции в 2009 г., млн. р.

Объем производства продукции в 2010 г., млн. р.

Объем производства продукции в 2011 г., млн. р.

План

2009 год

Отклонение

в процентах к плану

План

2010 год

Отклонение

в процентах к плану

План

2011 год

Отклонение

в процентах к плану

Дрова топли-вные

679

734

55

108

729

741

12

102

740

989

249

134

Пило-мате-риалы обрез-ные

1 022

957

-65

94

955

983

28

103

987

785

-202

80

Пило-мате-риалы необ-резные

760

890

130

117

872

875

2

100

803

1402

599

175

Загото-вки пиле-ные

483

392

-91

81

394

340

-54

86

340

481

141

141

Сырье техно-логиче-ское

504

662

158

131

639

827

188

129

260

312

52

120

Итого

3 448

3635

187

105

3 589

3 766

177

105

3 130

3 969

839

127


 

Из данных таблицы следует, что организация наращивает объем  производства всех видов товаров. Выявлено существенное отличие фактического объема производства от планового по всем годам. Выводы: присутствуют нарушение плановой дисциплины. По продукции пиломатериалы обрезные в 2009 и 2011 годах план был недовыполнен на 65 млн. р. в 2009 году и на 202 млн. р. в 2011 году, т.е. на 6 % и на 20 % соответственно. А по продукции заготовки пиленные в 2009 и 2010 годах также план был недовыполнен на 91 (18 %) млн. р. и 54 (14 %) млн. р. соответственно. Это говорит о завышении плановых показателей по этим видам продукции.

 

 

 

2.3 Анализ структуры  продукции

 

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Для расчета влияния структурных  сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета  по всем изделиям, метод средних  цен и пр.

Анализ структуры продукции за 2011 год представлен в таблице 4.

 

Таблица 4 – Анализ структуры продукции за 2011  год

Наименова-ние продукции (работ, услуг)

Оптовая цена за 1 куб. м., р.

Объем производства продукции, шт.

Структура продукции, %

Товарная продукция в  ценах плана, млн. руб.

Измене-ние товар-ной продук-ции за счет структу-ры, млн. р.

план

факт

план

 факт

план

факт при плановой структуре

факт

Дрова топливные

48 553

2 367

3 163

23,64

24,92

48 741

146

65 142

64 996

Пиломате-риалы обрезные

57 0007

3 156

2 510

31,53

19,77

5 538

2281

4 403

2 122

Пиломате-риалы необрезные

57 0007

2 568

4 483

25,65

35,32

4 505

1856

7 865

6 009

Заготовки пиленые 

231 999

1 087

1 538

10,86

12,12

4 687

320

6 630

6 310

Сырье технологи-ческое

161 379

830

998

8,29

7,86

5 143

170

6 183

6 013

Итого

-

10 010

12 693

100

100

68 614

4773

90 223

85 450

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции на примере ГЛХУ «Могилевский лесхоз