Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа
Анализ объема производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Объем реализации – сложная экономическая категория, важный обобщающий показатель деятельности предприятия, представляет собой объем продаж продукции через все каналы реализации и относится к числу значимых экономических индикаторов страны.
ΔВП xi = ΔГВ ЧР ф, (27)
ΔВП xi = ΔФО xi ОПФ ф, (28)
ΔВП xi = ΔМО xi МЗ ф, (29)
ΔРП xi = ΔГВ ЧР ф Дв ф, (30)
ΔРП xi =ΔФО xi ОПФ ф Дв ф, (31)
ΔРП xi =ΔМО xi МЗ ф Дв ф. (32)
Резервы роста производства продукции
состоят из трех групп:
За счет улучшения использования трудовых
ресурсов:
а) создание дополнительных рабочих мест;
б) сокращение потерь рабочего времени;
в) повышение уровня производительности труда.
За счет улучшения использования основных фондов:
а) приобретение дополнительных машин и оборудования;
б) более полное использование их фонда рабочего времени;
в) повышение производительности работы оборудования;
За счет улучшения использования сырья и материалов:
а) дополнительное приобретение сырья и материалов;
б) сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов;
в) сокращение норм расходы сырья и материалов на единицу продукции.
Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
Р↑ВПкр = Р↑КР ГВф,
Р↑ВПфрв = Р↑ФРВ ЧВф,
Р↑ВПчв = Р↑ЧВ ФРВв,
где Р↑ВПкр, Р↑ВПфрв, Р↑ВПчв – резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;
Р↑КР - резерв увеличения количества рабочих мест;
Р↑ФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени;
Р↑ЧВ – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;
ФРВв – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (Р↑К), времени его работы (Р↑Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р↑ЧВ) рассчитывают по формуле:
Р↑ВПк = Р↑К ГВф,
Р↑ВПт = Р↑Т ЧВф,
Р↑ВПчв = Р↑ЧВ Тв.
По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расходы на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. затем результаты суммируются по всем видам продукции:
Р↑ВП = (Р↑Мj / НРji
пл Цi пл),
б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после результаты суммируются:
Р↑ВП = (Р↑ОТХj / НРji пл Цi пл), (40)
в) планируемое сокращение нормы расходы j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:
Р↑ВП = (Р↑НРji ΔВПi пл /НРji пл Цi пл). (41)
Анализ производства и реализации
продукции нельзя проводить, не зная
технологии. Только осведомленный в
этой области экономист может
объективно оценить результаты производства,
сделать полезные рекомендации по их
улучшению. В то же время необходимо
отметить, что сама технология производства
стремится быть более эффективной
и ее совершенствование невозможно
без аналитических
Можно выделить следующие методы, которые необходимо использовать для проведения анализа производства и реализации продукции:
Сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными. В данной работе показатели производства и продажи продукции ГЛХУ «Могилевский лесхоз» будут сравниваться с прошлогодними данными и их плановыми значениями.
Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. В данной работе будет проведен факторный анализ изменения объемов производства и реализации продукции за счет факторов первого и второго порядка.
SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). SWOT анализ состоит из:
Сильные стороны предприятия – то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у компании опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия – это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что компании пока не удается по сравнению с другими и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Возможности – это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.
Угрозы – события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину, принимать взвешенные решения, касающиеся развития предприятия. Таблица SWOT-анализа и выявленные альтернативные стратегические задачи необходимы для дальнейшего анализа, выбора стратегии развития предприятия и выбора предпочтительной маркетинговой стратегии.
Основой PEST-анализа является сбор информации о событиях, происходящих в макросреде. Выделяют четыре стратегические сферы – политическая (P), экономическая (E), социальная (S), технологическая (T). Анализ влияния этих сфер на деятельность организации называется PEST-анализом.
Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия.
Не менее важные потребительские
предпочтения определяются с помощью
социальной компоненты PEST-анализа. Последним
фактором является технологическая
компонента. Целью её исследования
принято считать выявление
Для PEST-анализа и прогноза развития макросреды используют различные методы:
- прогнозирование тенденций;
- сценарный анализ;
- имитационное моделирование;
- факторный анализ;
- экспертные методы.
2 Анализ объема производства и реализации продукции на примере ГЛХУ «Могилевский лесхоз»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ГЛХУ «Могилёвский лесхоз» (далее учреждение) организован в 1936 году. Он расположен в северной части Могилёвской области на территории Могилёвского, Шкловского, Дрибинского, Белыничского и Быховского административных районов.
Производственную структуру предприятия образуют 10 лесничеств, и два мастерских участка «Вильчицы» и «Вендорож»
Основной целью деятельности предприятия является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.
Основной задачей деятельности предприятия является содействие развитию экономики Беларуси.
Основные направления и виды деятельности лесхоза:
1) лесохозяйственная — включает организацию ведения лесного хозяйства, направленную на эффективное использование лесных ресурсов, защиту, охрану и воспроизводство лесов; сохранение и создание на закрепленной территории высокопродуктивных, биологически устойчивых лесов и лесной фауны, деятельность которой осуществляется за счет бюджетных средств и поступлений от лесохозяйственной деятельности;
2) коммерческая (хозрасчетная) — включает разработку лесосечного фонда, производство продукции деревообработки, вывозку древесины из леса на промышленные склады и склады потребителей, для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков, а также развитие побочного лесопользования и заготовка второстепенных лесных ресурсов.
Могилёвский лесхоз успешно осуществляет свою деятельность на рынке лесоматериалов обработанных (доска, пиленые заготовки) и необработанных (пиловочник, балансы, фанерный кряж, сырье древесное технологическое).
Общая площадь лесов, находящихся в ведении Могилёвского лесхоза, составляет 87,1 тыс. га, в том числе покрытых лесом земель – 70,4 тыс. га.
Покрытые лесом площади, запасы древесины на корню, в том числе спелых насаждений, последовательно возрастают. За последние 3 года, запас древесины на корню в лесхозе увеличился на 300 тыс. куб.м. и достиг 17,1 млн. куб.м. Запас спелой и перестойной древесины составляет 1296 тыс. куб.м. или 7,6 % в общем объеме.
Основные показатели развития лесхоза в первую очередь характеризуются показателями лесохозяйственного производства, размером освоения расчетной лесосеки, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные показатели развития Могилёвского лесхоза за 2009-2011 годы
Основные показатели |
Единицы измерения |
Фактические данные за последние 3 года | ||
2009г. |
2010г. |
2011г. | ||
1.Лесовосстановление в лесах государственного значения |
тыс. га |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
в т.ч. посев и посадка леса |
- |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2.Рубки ухода в молодняках |
тыс.га |
0,791 |
0,784 |
0,776 |
3.Рубки промпользования (ликвидная древесина) |
тыс. куб.м. |
44,4 |
49,7 |
51,2 |
4.Прочие рубки (ликвидная |
тыс. куб.м. |
37,0 |
21,4 |
46,2 |
5.Итого ликвидной древесины |
тыс. куб.м. |
81,4 |
71,1 |
97,4 |
6.Объем освоения расчетной |
тыс. куб.м. |
67,3 |
68,2 |
59,5 |
7. Объем производства ТП в действующих ценах |
млн. р. |
6 471 |
9 394 |
18 119 |
8. Вывозка лесоматериалов |
тыс. куб.м. |
76,5 |
89,7 |
98,4 |
9.Производство пилопродукции |
тыс. куб.м. |
3,7 |
6,3 |
7,7 |
10. Поставка на экспорт |
тыс. дол. США |
807,6 |
1 683,5 |
22 61,9 |
11. Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг |
% |
8,9 |
21,1 |
35,6 |
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции на примере ГЛХУ «Могилевский лесхоз