Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 04:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение степени выполнения производственных заданий как необходимое условие для успешной реализации продукции ОАО «Якутский Гормолзавод». Исходя из указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
• определить сущность понятия эффективности производства и реализации товаров;
• рассмотреть методику проведение анализа эффективности производства и реализации продукции;
• изучить методы анализа объема производства и реализации продукции;
• описать общеэкономическую характеристику предприятия ОАО «Якутский Гормолзавод»;
• провести анализ производства продукции за 2011 – 2013 гг;
• дать оценку анализу реализации продукции ОАО «Якутский Гормолзавод» за 2011 – 2013 гг.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности производства и реализации товаров………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и значение эффективности производства и реализации товаров………………………………………………………………………..5
1.2. Методика проведения анализа эффективности производства и реализации товаров………………………………………………………………….7
1.3. Методы анализа объема производства и реализации продукции…12
Глава 2. Оценка эффективности производства и реализации товаров ОАО «Якутский Гормолзавод»…………………………………………………………..15
2.1. Общеэкономическая характеристика предприятия ОАО «Якутский Гормолзавод»……………………………………………………………………….15
2.2. Анализ производства продукции за 2011-2013 гг…………………17
2.3. Анализ реализации продукции за 2011 – 2013 гг…………………21
Заключение……………………………………………………………………….…28
Список использованных источников и литературы……………………………..30
Формулы |
Определения |
ВП = ТП + (НЗП н.г – НЗП к.г) |
НЗП – остатки незавершённого производства на начало и конец года; |
ОП = ТП + (ОГП н.г – ОГП к.г) |
ОГП – остатки готовой продукции на складе на начало и конец года; |
РП = ОП + (ООП н.г – ООП к.г) |
ООП – остатки отгруженной, но не оплаченной продукции на начало и конец года |
ФП + ОП1 – ОП2 |
ОП1 – отгруженная продукция, дошедшая до заказчика; ОП2 – продукция, отгруженная, но не принятая заказчиком. ФП = объем фактических поставок |
РП = Qi * Цi |
Qi – объём каждого вида продукции в натуральном выражении; Цi – цена каждого вида продукции |
Таким образом,
реализация зависит от изменения
объёма реализации продукции и цен.
Взаимосвязь показателей
Товарная продукция показывается в фактически действующих и сопоставимых ценах, объём продаж – в фактически действующих ценах за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов.
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
Таблица 1.2.
Формула баланса товарной продукции (если выручка определяется по отгрузке)
Формулы |
Определения |
ГПн + ТП = РП = ГПк, РП = ГПн + ТП – ГПк |
ГПн, ГПк – остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода ТП – стоимость выпуска РП – объём реализации продукции за отчётный период |
Для анализа используют различные измерители продукции:
Главный блок информации – это учётная информация.
Она включает учёт наличия продукции на складе: приходно - расходные документы, оперативный учёт поступления и отгрузки готовых изделий, карты складского учёта, инвентаризацию остатков, сортовые и оборотные ведомости.
Информация о реализации продукции – это счета, платёжные требования, ведомости отгрузки и реализации, накладные на отгрузку, товарно-транспортные накладные, счета покупателей, выписки банка.
Планово - нормативная информация – это «портфель» заказов, конкретные договоры, план производства, план отгрузки и реализации, производственная программа, оперативные планы, графики производства и сбыта, бизнес - план.
Объём производства продукции выражается в натуральных, условно - натуральных и стоимостных измерителей.
Обобщающие показатели объёма производства продукции получают с помощью стоимостной оценки в оптовых ценах.
Основными показателями объёма производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция
– это стоимость всей произведённой
продукции, выполненных работ, услуг,
включая незавершённое
Выражается обычно в сопоставимых ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в неё не включаются остатки незавершённого производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчётном году.
По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершённого производства.
Товарная продукция выражается в оптовых ценах, действующих в отчётном году.
Объём реализации продукции (Рпр), отгруженной и оплаченной, выражается в сопоставимых, плановых и действующих ценах и учитывается в зависимости от принятой на предприятии учётной политики либо по моменту отгрузки, либо по моменту оплаты с учётом изменения остатков товарной продукции на начало и конец периода.
Таблица 1.3.
Формула объема реализации продукции
Формулы |
Определения |
Рпр=Отп1+Тпр-Отп2 |
Отп1, Отп2 – остатки товарной продукции на начало и конец периода Тпр – объём производства товарной продукции за отчётный период |
В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продаётся продукция, какой спрос на неё на рынке, зависит и объём её производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объёмов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объёмов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно - натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщённой характеристики объёмов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные поры обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоёмкости и т.д. Нормативные трудозатраты используются для обобщённой оценки объёмов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно – натуральные измерители.
Анализ производства
и реализации продукции нельзя проводить,
не зная технологии. Только осведомленный
в этой области экономист может
объективно оценить результаты производства,
сделать полезные рекомендации по их
улучшению. В то же время необходимо
отметить, что сама технология производства
стремится быть более эффективной
и ее совершенствование невозможно
без аналитических
Можно выделить следующие методы, которые необходимо использовать для проведения анализа производства и реализации продукции:
- Сравнительный
(пространственный) анализ - это как
внутрихозяйственный анализ
- Факторный анализ
- анализ влияния отдельных
- SWOT - анализ - это
определение сильных и слабых
сторон предприятия, а также
возможностей и угроз,
Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у компании опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны
предприятия - это отсутствие чего-то
важного для функционирования предприятия
или то, что компании пока не удается
по сравнению с другими и ставит
предприятие в неблагоприятное
положение. В качестве примера слабых
сторон можно привести слишком узкий
ассортимент выпускаемых
Возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.
Угрозы - события, наступление
которых может оказать
Применение SWOT - анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину, принимать взвешенные решения, касающиеся развития предприятия. Таблица SWOT-анализа и выявленные альтернативные стратегические задачи необходимы для дальнейшего анализа, выбора стратегии развития предприятия и выбора предпочтительной маркетинговой стратегии.
- Основой PEST - анализа является сбор информации о событиях, происходящих в макросреде. Выделяют четыре стратегические сферы – политическая (P), экономическая (E), социальная (S), технологическая (T). Анализ влияния этих сфер на деятельность организации называется PEST-анализом.
Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия.
Не менее
важные потребительские предпочтения
определяются с помощью социальной
компоненты PEST-анализа. Последним фактором
является технологическая компонента.
Целью её исследования принято считать
выявление тенденций в
Для PEST - анализа и прогноза развития макросреды используют различные методы:
- прогнозирование тенденций;
- сценарный анализ;
- имитационное моделирование;
- факторный анализ;
- экспертные методы.
Глава 2. Оценка эффективности производства и реализации товаров ОАО «Якутский Гормолзавод»
2.1. Общеэкономическая
Якутский Гормолзавод был образован в 1933 году по решению правления Якутского союза кооперативов «Холбос». 25 июня 1933 года завод выпустил свою первую продукцию. Ассортимент был довольно широкий: молоко, сметана, творог, масло, кефир, сыр, простокваша, сырковая масса, казеиновый клей, квас. С 1935 года начался выпуск мороженого.
В настоящее время предприятие превратилось в крупный, оснащенный современной техникой завод. Особым достижением является освоение асептической технологии обработки молока (UHT), позволяющей максимально сохранить полезные свойства молока и значительно продлить срок его хранения.
Ассортимент продукции за последнее время значительно расширился: молоко пастеризованное и стерилизованное, кефир, сметана, йогурты, сливки, творог, мороженое, соки. Оборудование для упаковки продукции Гормолзавод приобрёл у знаменитой шведской фирмы «Тетра Пак».
ОАО «Якутский Гормолзавод» имеет два молокоприемных пункта в Намском районе. Первый – в поселке Хамагатта, второй – Хомустах, который открылся в 2001 г. В этих пунктах работники Гормолзавода принимают у сельского населения натуральное молоко.
Основными направлениями деятельности ОАО «Якутский Гормолзавод» являются:
- заготовка
и переработка
- производство
и реализация молочных и
- торговые и посреднические услуги.
Вся продукция вырабатывается в соответствии с требованиями стандартов по технологической инструкции с соблюдением санитарных норм и правил.
На каждую партию готовой продукции выписывается качественное удостоверение с указанием сроков реализации. Ежегодно проводится сертификация продукции.
Местные производители молока уступают ОАО «Якутский Гормолзавод» по упаковке и потребительским свойствам продукции.
Однако они используют местное натуральное сырьё, что не требует от них существенных затрат на транспортировку и хранение сырья. В то же время ориентация на местное сырьё является существенным ограничением на объём производства и в долгосрочном периоде нельзя ожидать увеличения доли прочих местных производителей на местном рынке.
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции на примере ОАО Якутский Гормолзавод