Анализ производства и реализации продукции на примере ОАО Якутский Гормолзавод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 04:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение степени выполнения производственных заданий как необходимое условие для успешной реализации продукции ОАО «Якутский Гормолзавод». Исходя из указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
• определить сущность понятия эффективности производства и реализации товаров;
• рассмотреть методику проведение анализа эффективности производства и реализации продукции;
• изучить методы анализа объема производства и реализации продукции;
• описать общеэкономическую характеристику предприятия ОАО «Якутский Гормолзавод»;
• провести анализ производства продукции за 2011 – 2013 гг;
• дать оценку анализу реализации продукции ОАО «Якутский Гормолзавод» за 2011 – 2013 гг.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности производства и реализации товаров………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и значение эффективности производства и реализации товаров………………………………………………………………………..5
1.2. Методика проведения анализа эффективности производства и реализации товаров………………………………………………………………….7
1.3. Методы анализа объема производства и реализации продукции…12
Глава 2. Оценка эффективности производства и реализации товаров ОАО «Якутский Гормолзавод»…………………………………………………………..15
2.1. Общеэкономическая характеристика предприятия ОАО «Якутский Гормолзавод»……………………………………………………………………….15
2.2. Анализ производства продукции за 2011-2013 гг…………………17
2.3. Анализ реализации продукции за 2011 – 2013 гг…………………21
Заключение……………………………………………………………………….…28
Список использованных источников и литературы……………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам моя новая.docx

— 80.94 Кб (Скачать файл)

Формулы

Определения

ВП = ТП + (НЗП н.г – НЗП к.г)

НЗП – остатки незавершённого производства на начало и конец года;

ОП = ТП + (ОГП н.г – ОГП к.г)

ОГП – остатки готовой  продукции на складе на начало и  конец года;

РП = ОП + (ООП н.г – ООП к.г)

ООП – остатки отгруженной, но не оплаченной продукции на начало и конец года

ФП + ОП1 – ОП2

ОП1 – отгруженная продукция, дошедшая до заказчика;

ОП2 – продукция, отгруженная, но не принятая заказчиком.

ФП = объем фактических поставок

РП = Qi * Цi

Qi – объём каждого вида продукции в натуральном выражении;

Цi – цена каждого вида продукции


Таким образом, реализация зависит от изменения  объёма реализации продукции и цен. Взаимосвязь показателей представлена.

Товарная  продукция показывается в фактически действующих и сопоставимых ценах, объём продаж – в фактически действующих  ценах за вычетом налога на добавленную  стоимость и акцизов.

Возможны два  варианта методики анализа реализации продукции.

 

Таблица 1.2.

Формула баланса товарной продукции (если выручка  определяется по отгрузке)

Формулы

Определения

ГПн + ТП = РП = ГПк,

РП = ГПн + ТП – ГПк

ГПн, ГПк – остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода

ТП – стоимость выпуска товарной продукции;

РП – объём  реализации продукции за отчётный период


 

Для анализа используют различные измерители продукции:

  1. стоимостную оценку, в том числе в фактических и стабильных ценах, по себестоимости. По нормативной стоимости обработки, условно-чистой продукции (за вычетом прямых материальных затрат);
  2. натуральные и условно - натуральные измерители;
  3. трудоёмкость в нормо-часах или других единицах приведённой трудоёмкости.

Главный блок информации – это учётная информация.

Она включает учёт наличия продукции на складе: приходно - расходные документы, оперативный учёт поступления и отгрузки готовых изделий, карты складского учёта, инвентаризацию остатков, сортовые и оборотные ведомости.

Информация о  реализации продукции – это счета, платёжные требования, ведомости  отгрузки и реализации, накладные  на отгрузку, товарно-транспортные накладные, счета покупателей, выписки банка.

Планово - нормативная информация – это «портфель» заказов, конкретные договоры, план производства, план отгрузки и реализации, производственная программа, оперативные планы, графики производства и сбыта, бизнес - план.

Объём производства продукции выражается в натуральных, условно - натуральных и стоимостных измерителей.

Обобщающие показатели объёма производства продукции получают с помощью стоимостной оценки в оптовых ценах.

Основными показателями объёма производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция  – это стоимость всей произведённой  продукции, выполненных работ, услуг, включая незавершённое производство независимо от используемого сырья  – покупного или давальческого.

Выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция  отличается от валовой тем, что в  неё не включаются остатки незавершённого производства и внутрихозяйственный  оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчётном году.

По своему составу  на многих предприятиях валовая продукция  совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершённого производства.

Товарная продукция  выражается в оптовых ценах, действующих  в отчётном году.

Объём реализации продукции (Рпр), отгруженной и оплаченной, выражается в сопоставимых, плановых и действующих ценах и учитывается в зависимости от принятой на предприятии учётной политики либо по моменту отгрузки, либо по моменту оплаты с учётом изменения остатков товарной продукции на начало и конец периода.

Таблица 1.3.

Формула объема реализации продукции

Формулы

Определения

Рпр=Отп1+Тпр-Отп2

Отп1, Отп2 – остатки товарной продукции на начало и конец периода

Тпр – объём производства товарной продукции за отчётный период


 

В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает  первостепенное значение. От того, как  продаётся продукция, какой спрос  на неё на рынке, зависит и объём  её производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объёмов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объёмов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно - натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются  для обобщённой характеристики объёмов  производства продукции, например, на консервных заводах используется такой  показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные поры обуви, исчисленные  на основе коэффициентов их трудоёмкости и т.д. Нормативные трудозатраты используются для обобщённой оценки объёмов выпуска продукции в  тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно – натуральные измерители.

 

      1. Методы анализа объема производства и реализации продукции

 

Анализ производства и реализации продукции нельзя проводить, не зная технологии. Только осведомленный  в этой области экономист может  объективно оценить результаты производства, сделать полезные рекомендации по их улучшению. В то же время необходимо отметить, что сама технология производства стремится быть более эффективной  и ее совершенствование невозможно без аналитических исследований.

Можно выделить следующие  методы, которые необходимо использовать для проведения анализа производства и реализации продукции:

- Сравнительный  (пространственный) анализ - это как  внутрихозяйственный анализ сводных  показателей отчетности по отдельным  показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и  межхозяйственный анализ показателей  данной фирмы с показателями  конкурентов, со среднеотраслевыми  и средними хозяйственными данными.  В данной работе показатели  производства и продажи продукции  ОАО «Якутский Гормолзавод» будут сравниваться с прошлогодними данными и их плановыми значениями.

- Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель  с помощью детерминированных  или стохастических приемов исследования. В данной работе будет проведен  факторный анализ изменения объемов  производства и продаж продукции  за счет факторов первого и  второго порядка.

- SWOT - анализ - это  определение сильных и слабых  сторон предприятия, а также  возможностей и угроз, исходящих  из его ближайшего окружения  (внешней среды). SWOT анализ состоит  из:

Сильные стороны  предприятия - то, в чем оно преуспело  или какая-то особенность, предоставляющая  дополнительные возможности. Сила может  заключаться в имеющемся у  компании опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой  квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности  торговой марки и т.п.

Слабые стороны  предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия  или то, что компании пока не удается  по сравнению с другими и ставит предприятие в неблагоприятное  положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий  ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень  сервиса и т.п.

Возможности - это  благоприятные обстоятельства, которые  предприятие может использовать для получения преимущества. В  качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций  конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.

Угрозы - события, наступление  которых может оказать неблагоприятное  воздействие на предприятие. Примеры  рыночных угроз: выход на рынок новых  конкурентов, рост налогов, изменение  вкусов покупателей, снижение рождаемости  и т.п.

Применение SWOT - анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину, принимать взвешенные решения, касающиеся развития предприятия. Таблица SWOT-анализа и выявленные альтернативные стратегические задачи необходимы для дальнейшего анализа, выбора стратегии развития предприятия и выбора предпочтительной маркетинговой стратегии.

- Основой  PEST - анализа является сбор информации о событиях, происходящих в макросреде. Выделяют четыре стратегические сферы – политическая (P), экономическая (E), социальная (S), технологическая (T). Анализ влияния этих сфер на деятельность организации называется PEST-анализом.

Политика  изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь  определяет среду компании и получение  ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики  это создание картины распределения  ресурсов на уровне государства, которая  является важнейшим условием деятельности предприятия.

Не менее  важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST-анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать  выявление тенденций в технологическом  развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых  продуктов.

Для PEST - анализа и прогноза развития макросреды используют различные методы:

- прогнозирование  тенденций;

- сценарный анализ;

- имитационное моделирование;

- факторный анализ;

- экспертные методы.

 

 

Глава 2. Оценка эффективности производства и реализации товаров ОАО «Якутский Гормолзавод»

 

      2.1. Общеэкономическая характеристика  предприятия ОАО «Якутский Гормолзавод»

 

Якутский  Гормолзавод был образован в 1933 году по решению правления Якутского союза кооперативов «Холбос». 25 июня 1933 года завод выпустил свою первую продукцию. Ассортимент был довольно широкий: молоко, сметана, творог, масло, кефир, сыр, простокваша, сырковая масса, казеиновый клей, квас. С 1935 года начался выпуск мороженого.

В настоящее  время предприятие превратилось в крупный, оснащенный современной  техникой завод. Особым достижением  является освоение асептической технологии обработки молока (UHT), позволяющей  максимально сохранить полезные свойства молока и значительно продлить срок его хранения.

Ассортимент продукции  за последнее время значительно  расширился: молоко пастеризованное и стерилизованное, кефир, сметана, йогурты, сливки, творог, мороженое, соки. Оборудование для упаковки продукции Гормолзавод приобрёл у знаменитой шведской фирмы «Тетра Пак».

ОАО «Якутский Гормолзавод» имеет два молокоприемных пункта в Намском районе. Первый – в поселке Хамагатта, второй – Хомустах, который открылся в 2001 г. В этих пунктах работники Гормолзавода принимают у сельского населения натуральное молоко.

Основными направлениями  деятельности ОАО «Якутский Гормолзавод» являются:

- заготовка  и переработка сельскохозяйственного  сырья;

- производство  и реализация молочных и других  пищевых продуктов;

- торговые  и посреднические услуги.

Вся продукция вырабатывается в соответствии с требованиями стандартов по технологической инструкции с соблюдением санитарных норм и правил.

На каждую партию готовой продукции выписывается качественное удостоверение с указанием  сроков реализации. Ежегодно проводится сертификация продукции.

Местные производители  молока уступают ОАО «Якутский Гормолзавод» по упаковке и потребительским свойствам продукции.

Однако они используют местное натуральное сырьё, что  не требует от них существенных затрат на транспортировку и хранение сырья. В то же время ориентация на местное  сырьё является существенным ограничением на объём производства и в долгосрочном периоде нельзя ожидать увеличения доли прочих местных производителей на местном рынке.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции на примере ОАО Якутский Гормолзавод