Анализ производства и реализации продукции на примере ОАО Якутский Гормолзавод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 04:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение степени выполнения производственных заданий как необходимое условие для успешной реализации продукции ОАО «Якутский Гормолзавод». Исходя из указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
• определить сущность понятия эффективности производства и реализации товаров;
• рассмотреть методику проведение анализа эффективности производства и реализации продукции;
• изучить методы анализа объема производства и реализации продукции;
• описать общеэкономическую характеристику предприятия ОАО «Якутский Гормолзавод»;
• провести анализ производства продукции за 2011 – 2013 гг;
• дать оценку анализу реализации продукции ОАО «Якутский Гормолзавод» за 2011 – 2013 гг.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности производства и реализации товаров………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и значение эффективности производства и реализации товаров………………………………………………………………………..5
1.2. Методика проведения анализа эффективности производства и реализации товаров………………………………………………………………….7
1.3. Методы анализа объема производства и реализации продукции…12
Глава 2. Оценка эффективности производства и реализации товаров ОАО «Якутский Гормолзавод»…………………………………………………………..15
2.1. Общеэкономическая характеристика предприятия ОАО «Якутский Гормолзавод»……………………………………………………………………….15
2.2. Анализ производства продукции за 2011-2013 гг…………………17
2.3. Анализ реализации продукции за 2011 – 2013 гг…………………21
Заключение……………………………………………………………………….…28
Список использованных источников и литературы……………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам моя новая.docx

— 80.94 Кб (Скачать файл)

По причине снижения объёмов производства ОАО «Якутский Гормолзавод», оптовые фирмы г. Якутска начали завозить продукцию молокозаводов других регионов. В конкуренции присутствует фактор сезонности, существует прямая зависимость от состояния транспортного сообщения в республике. Поставками молочной продукции из-за пределов республики занимается большое количество мелких компаний.

Исходя из вышеизложенного, можно считать, что ОАО «Якутский Гормолзавод» является монополистом в г. Якутске по производству молочной продукции. Поэтому можно говорить только о конкуренции между продукцией ОАО «Гормолзавод» и продукцией, производимой предприятиями других регионов на молочном рынке г.Якутска.

Поставщиками натурального молока являются: СХПК «Хатасский», СХПК «Якутский», Якутрайпо, ОХП «Покровское», молокоприёмный пункт с. Хамагата, ПСХК «Сырдах».

В связи со спецификой данной отрасли пищевой промышленности, вся производственная продукция  сразу уходит на реализацию в розничную  торговую сеть. Сбытом продукции занимаются большинство продуктовых магазинов города.

У ОАО «Якутский Гормолзавод», помимо снабжения муниципальных и частных магазинов, имеется собственная сеть распространения продукции:

- фирменный  магазин «Снежок» (работает розничный  отдел и оптовый отдел, где  молочная продукция реализуется  оптом за наличный расчёт;

- фирменный  магазин «Кулинария»;

- фирменные  киоски;

- кафе - мороженое «Робин - Бобин»;

- коктейль - бар «Робин-Гуд».

Также кроме вышеперечисленных  точек, функционируют агенты по сбыту  готовой продукции.

Реализация молочной продукции производится 59 городским  магазинам и организациям.

 

2.2. Анализ производства продукции за 2011-2013 гг.

 

Объём производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объём производства продукции, и он определяет объём  продаж. Но по мере насыщения рынка  и усиления конкуренции не производство определяет объём продаж, а наоборот, возможный объём продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить  только те товары и в таком объёме, которые оно может реально  реализовать.

Основной задачей  ОАО «Гормолзавод» является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукции. Темпы роста объёма производства продукции, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Поэтому анализ работы ОАО «Гормолзавод» начинает с изучения показателей выпуска продукции. Его основные задачи:

- оценка  степени выполнения плана и  динамика производства и реализации продукции;

- определение  влияния факторов на изменение  величины этих показателей;

- выявление  внутрихозяйственных резервов увеличения  выпуска и реализации продукции;

- разработка  мероприятий по освоению выявленных  резервов.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и  реализации продукции, расчёта базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2.1). Базисные темпы роста определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического  ряда, а цепные – к предыдущему  году. Анализ динамики производства позволяет  сопоставить объёмы произведённой  продукции в сравнении с прошлыми годами.

Таблица 2.1

Динамика  производства продукции по ОАО «Гормолзавод» за 2011 – 2013 годы

Годы

Объём производства товарной продукции, тыс. руб.

Абсолютный прирост, тыс. руб.

Темпы роста производства, %

Темпы прироста производства, %

базисные

цепные

базисные

цепные

базисные

цепные

2011

50450

-

-

-

-

-

-

2012

34624

-15826

-15826

68,6

68,6

-31,4

-31,4

2013

55967

5517

21343

110,9

161,6

10,9

61,6

Итого

141041

 

5517

       

 

Из таблицы 2.1 видно, что в 2012 году произошел сильный  спад производства, а в 2013 году наметился  резкий рост. В итоге в 2012 году объём  производства снизился на 31,4%, что в  сумме составило 15826 тыс. руб. Такое  падение производства вызвано внутренним финансовым кризисом, постигшим ОАО  «Гормолзавод» в конце 2011 – в начале 2012 года. Столь масштабное снижение объёмов производства объясняется утратой доверия крупных поставщиков из-за невыполнения ряда обязательств перед ними в тот период времени.

Из-за отсутствия достаточного количества средств в распоряжении предприятия ОАО «Гормолзавод» не имел возможности оплачивать более крупные и выгодные контракты на сырьё, упаковку и вспомогательные материалы, и как следствие, имело место повышение цен на продукцию из-за более высоких закупочных цен на ингредиенты, более дорогостоящих предложений на поставку упаковочных материалов (в т.ч. от компании «Тетра Пак»), уменьшение объёмов производства и потеря рынка сбыта продукции из-за ввоза более конкурентоспособных товаров крупных производителей молочной продукции г. Новосибирска, г. Москвы и др. Однако в 2013 году состояние ОАО «Гормолзавод» нормализовалось, и объём производства резко возрос. По отношению к 2011 году он возрос на 10,9%, что в сумме составило 5517 тыс. руб., а по отношению к 2012 году – на 61,6%, что в сумме составило 21343 тыс. руб.

Далее рассмотрим оценку выполнения плана по производству продукции за отчетный период 2011-2012 гг.

Таблица 2.2

Выполнение плана  по выпуску продукции ОАО «Гормолзавод» за 2011 2012 г.

Наименование вида продукции

Объём производства продукции, тыс. руб.

Отклонение фактического выпуска продукции

2011 год

2012 год

от плана

от 2012 года

план

факт

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

План производства цельномолочной продукции в 2011 г.

26793

168315

46342

-121973

27,5

19549

172,9

В т. ч.

             

молоко

11534

72375

19895

-55480

23,3

5361

146,5

кисломолочная

9371

52178

15727

-36451

30,1

6356

146,5

сливки

75

5050

154

-4896

3,0

79

205,3

сметана

4270

23564

8366

-15198

35,5

4096

195,9

творог

1543

15148

5200

-9948

34,3

3657

337,0

Сыворотка, бырпах

-

95

67

-28

70,5

-

-

Прочее

-

-

-

-

-

-

-


 

(продолжение табл.)

План производства безалкогольных напитков

1632

2037

1667

-370

81,8

35

102,1

Мороженое

4534

9518

7891

-1627

82,9

3357

174,0

Всего:

32959

179965

55967

-123998

31,1

23008

169,8


 

В 2012 году ОАО «Гормолзавод» постиг внутренний финансовый кризис, что, конечно, отразилось на производстве. Как видно из таблицы, объём производства всей товарной продукции в 2011 году составил 32959 тыс. руб., на что в большей степени повлиял объём производства цельномолочной продукции – 26793 тыс. руб. Однако, в 2012 году имеет место возрастание объёмов производства – 55967 тыс. руб., не смотря на более чем двухнедельный простой в мае месяце. Объём производства товарной продукции увеличился на 69,8%, что в сумме составляет 23008 тыс. руб. Резко увеличилось производство мороженого (на 74,0% или в сумме – 3357 тыс. руб.), а также цельномолочной продукции (на 72,9%, что в сумме составляет 19549 тыс. руб.). Из таблицы видно, что за 2011 год план по выпуску товарной продукции по основному производству не выполнен на 68,9%, что в сумме составляет –123998 тыс. руб. На невыполнение плана товарной продукции на столь значительную сумму в основном повлияло невыполнение плана производства цельномолочной продукции на сумму 121973 тыс. руб., что в процентах к плану составляет 27,5.

Для того чтобы выявить  поквартальную оценку выполнения плана, а именно, в каком квартале производство наиболее эффективно, а в каком  план не выполнен, экономисты ОАО «Гормолзавод» анализируют выполнение плана по выпуску продукции по кварталам. (табл 2.3.)

 

Таблица 2.3

Ритмичность выпуска  продукции по кварталам 2012 года

Квартал

Выпуск продукции, тыс. руб.

Удельный вес продукции, %

Выполнение плана, коэффициент

Доля продукции, зачтённая  в выполнение плана по ритмичности, %


 

план

факт

план

факт

   

I

46230

13076

25,7

23,4

0,283

23,4

II

41497

13496

23,1

24,1

0,325

23,1

III

42218

13914

23,4

24,8

0,329

23,4

IV

50020

15481

27,8

27,7

0,309

27,7

Всего за год

179965

55967

100

100

0,311

97,6





 (продолжение табл.)

Объем производства и реализации продукции – взаимосвязанные  показатели. Но по мере насыщения рынка  и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а объем  продаж является основой разработки производственной программы. Анализ работы ОАО «Гормолзавод» начинает с изучения показателей выпуска продукции. Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Столь масштабное снижение объемов производства произошло из-за недоверия крупных поставщиков по причине невыполнения перед ними ряда обязательств отсутствия достаточного количества средств, высокой себестоимости отпускной цены, дороговизна упаковочных материалов, из-за ввоза более конкурентных товаров крупных производителей молочной продукции города Москвы, Новосибирска. Нормализация состояния ОАО «Гормолзавод» произошло в 2012 году. Качество готовой продукции во многом определяется качеством технологического процесса.

Анализируя качество в процессе производства, экономисты предприятия ведут систематический  контроль за качеством и фиксируют соответствующих документах отклонения производства от качества, брак.

 

 

2.3. Анализ реализации продукции за 2011 – 2013 гг.

 

Анализ реализации продукции так же, как и анализ производства продукции, начинается с динамики.

Динамика реализации продукции определяется с целью сравнения объёмов реализации отчётного года с предыдущими. Это даёт возможность наглядно оценить результаты реализации продукции, с тем, чтобы разработать мероприятия по улучшению реализации.

Для динамики реализации продукции ОАО «Гормолзавод» используем период с 2011 по 2013 годы.

Таблица 2.4

Динамика реализации продукции ОАО «Гормолзавод» за период с 2011 по 2013 годы

Годы

Объём реализации товарной продукции, тыс. руб.

Абсолютный прирост, тыс. руб.

Темпы роста производства, %

Темпы прироста производства, %

базисные

цепные

базисные

цепные

базисные

цепные

2011

50450

-

-

-

-

-

-

2012

34624

-15826

-15826

68,6

68,6

-31,4

-31,4

2013

55967

5517

21343

110,9

161,6

10,9

61,6

Итого

141041

 

5517

       

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции на примере ОАО Якутский Гормолзавод