Анализ путей снижения себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Теоретическое описание методов будет дополняться сквозным примером, иллюстрирующим использование описанных методов на практике, будет рассмотрение возможностей снижение себестоимости на предприятии ООО «Жито», основным видом деятельности которого является производство кондитерских и хлебобулочных изделий, также на предприятии производится и перерабатывается сельскохозяйственная продукция для собственных нужд. Эта фирма работает на рынке города Рязани уже более четырех лет, в производстве занято около 200 человек, однако, несмотря на растущие потребности в средствах для осуществления своей деятельности, развитие производства ведется все еще экстенсивными методами, которые не предполагают анализа и выявления резервов повышения эффективности вложенных ресурсов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Источники и факторы снижения себестоимости
1.1 Источники снижения себестоимости
1.2 Факторы снижения себестоимости
1.3 Внутрипроизводственные факторы снижения себестоимости
1.4 Внепроизводственные факторы
Глава 2. Анализ путей снижения себестоимости
2.1 Принципы поиска путей снижения себестоимости
2.2 Расчет снижения себестоимости по источникам
2.3 Сущность и анализ путей снижения себестоимости
Глава 3. Пути снижения себестоимости ООО «Жито»
Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЛАНИРОВАНИЮ.docx

— 72.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

где Эа - экономия в связи с относительным снижением амортизационных отчислений

А0, А1 - сумма амортизационных отчислений в базисном и отчетном году

К - коэффициент, учитывающий величину амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции в базисном году

ТП0, ТП1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.

Чтобы не было повторного счета, общую сумму экономии уменьшают (увеличивают) на ту часть, которая учтена по другим факторам.

Изменение номенклатуры и  ассортимента производимой продукции  является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных  изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные  с совершенствованием ее структуры  и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство. Влияние изменений структуры  продукции на себестоимость анализируется  по переменным расходам по статьям  калькуляции типовой номенклатуры. Расчет влияния структуры производимой продукции на себестоимость необходимо увязать с показателями повышения  производительности труда.

Мероприятия:

1)   изучение рынка (спрос, предложение, перспективы роста)

2)   определение наиболее доходных и популярных видов продукции;

3)   исключение нерентабельной продукции из ассортимента

4)   расширение ассортимента за счет новой продукции

5)   выявление возможностей увеличения цены на продукцию и др.

Затраты:

1)   на маркетинговые исследования;

2)   на работу специалиста по контроллингу по выявлению приоритетов;

3)   на освоение новой продукции и др.

Экономия:

1)   от снижения затрат на накладные расходы;

2)   экономия от сокращения амортизационных отчислений;

3)   экономия от ассортиментных сдвигов:

 

,

 

где q0, q1 – объемы выпуска  продукции до и после проведения мероприятий;

z0, z1 – себестоимость продукции  до и после проведения мероприятий.

 

Глава 3. Пути снижения себестоимости ООО «Жито»

 

Получение наибольшего эффекта  с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости  продукции. Рассмотрим для ООО «Жито» некоторые пути снижения себестоимости  и оценим их эффективность.

1. Снижение материалоемкости 

Материальные затраты, как  известно, в пищевой промышленности занимают большой удельный вес в  структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии  при производстве каждой единицы  продукции в целом по предприятию  дает крупный эффект. Предприятие  имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная  с их заготовки. Сырье и материалы  входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор  поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции. Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей. Расчет экономии от повышения качества сырья проведем для мукомольного производства.

Для этого сравним разные виды пшеницы:

 

Таблица 2. Сорта пшеницы, используемые в производстве.

№ п/п

Название и характеристика

Выход муки, %

цена за 1 т, руб.

1

Пшеница 3 класса мягких сортов (кл. мин. 25)

76

3900

2

Пшеница 4 класса мягких сортов (кл. 19-20)

65

2900


 

Сейчас ООО «Жито» пользуется пшеницей 4 класса, оценим целесообразность перехода на более качественную пшеницу 3-его класса.

Отходы используются на корм сельскохозяйственным животным, покупаются по цене 400 руб./т., годовой объем производства пшеничной муки 250 т.

 

руб.

 

Доля затрат на пшеницу  в себестоимости хлебобулочных  изделия составляет примерно 11 %. Тогда  снижение себестоимости за счет использования  другого сорта пшеницы:

 

 

Мероприятие оказалось низкоэффективным, так как увеличение выхода продукции  было практически полностью скомпенсировано  увеличением цены сырья. Очевидно, что  при подсчете затрат, коэффициент  экономической эффективности будет  значительно меньше единицы.

Снижение материалоемкости за счет повышения квалификации работников пренебрежимо мало, так как в силу особенностей производственного процесса высококвалифицированные специалисты (рабочие) не требуются, поэтому привлечение  более образованных специалистов стало  бы лишь фактором необоснованного повышения  себестоимости продукции.

2. Экономия себестоимости  за счет повышения производительности  труда в результате организационных  мероприятий

Так как ООО «Жито» не является крупнопромышленным предприятием, методика определения производительности труда там несколько иная. Производительность рассчитывается как отношение выхода продукции (в кг) к численности основных производственных рабочих.

2.1. С ростом производительности  труда сокращаются затраты труда  в расчете на единицу продукции,  а следовательно, уменьшается  и удельный вес заработной  платы в структуре себестоимости.  Успех борьбы за снижение себестоимости  решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих.

Увеличение выработки  продукции на одного рабочего может  быть достигнуто за счет осуществления  организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы.

Увеличение выработки  может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без  проведения организационно-технических  мероприятий. Нормы выработки и  расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

Мы рассматриваем уменьшение себестоимости за счет проведения некоторых  мероприятий, поэтому рассмотрим первый случай, когда решением руководства  изменяются нормы выработки и  расценки.

Таблица 3. Изменение норм выработки и расценок

меры

производительность труда, т./день

трудоемкость, день/т.

ставка оплаты, руб./т.

до

0,860

1,16

350

после

0,890

1,12

357


 

Снижение себестоимости  за счет увеличение производительности труда:

 

или 5 %

 

Экономия составила (объем  производства 700 т):

 

руб.

 

Предполагается поведение  мероприятий по расчету наиболее оптимальных путей перемещения  рабочих по производственному цеху. Затраты на внедрение этого мероприятия  предположительно составят около 1000 руб. (1 день работы на предприятии логистика).

2.2. Сокращение накладных  расходов за счет увеличения  норм выработки рабочих.

 

или 0,26 %

Размер экономии:

 

руб.

 

В результате, экономическая  эффективность равна:

 

 

Этот путь снижения себестоимости  выгодный, так как он низкозатратный и быстроокупающийся.

3. Организация работы  производственных подразделений  в 2 смены.

Мероприятия:

1)   издание приказа о переходе на двухсменный режим работы;

2)   увеличение численности рабочих

3)   составление графика работы

Рассчитаем сначала необходимое  увеличение численности персонала. До проведения мероприятий она составляла 120 человек.

Количество часов работы в месяц составляло:

Рабочая неделя должна составлять не более 170 час./мес.

Без дополнительных начислений к зарплате имеющимся работникам можно добавить 50 час./мес. Однако, этого все равно недостаточно для занятия всего рабочего времени, поэтому рассчитаем необходимую дополнительную численность:

 

человек.

 

Объем производства повысится  в 2 раза, т. е. составит 1400т./мес.

Экономия амортизационных  отчислений

 

руб./год.

 

Изменение себестоимости:  

 

 

 или 0,456 %

 

Экономия за счет РСЭО

 

 

Удельный вес расходов на содержание и эксплуатацию оборудования составляет 7 %, Доля условно-постоянных расходов - 3%. Выработку планируется  увеличить в 2 раза:

 

 

 или 10, 5%

 

Размер экономии:

 

тыс. руб.

 

Сокращение продолжительности  производственного цикла – для  предприятия хлебобулочной промышленности рассчитывать не имеет смысла, так  как производственный цикл жестко регламентирован  ГОСТом, разного рода нормами и правилами. Экономия себестоимости по этому фактору может достигаться только путем ухудшения качества продукции, а это недопустимо и противоречит принципам определения резервов снижения себестоимости.

Затраты:

1)   на заработную плату новым работникам:

 

руб.

 

2) оплата дополнительных  часов работы старым работникам (+50 час/нед)

 

руб.

 

3)другие расходы –  20 тыс. руб.

Итого: экономическая эффективность  мероприятий:

 

 

Инвестиционная привлекательность  проекта мероприятий не очень  велика из-за значительных затрат. Возможно, он станет более выгодным, если труд рабочих будет более механизирован  и автоматизирован.

Таким образом, для ООО  «Жито» как мелкого предприятия  пищевой промышленности приемлемы  большинство путей снижения себестоимости, однако, при их выборе необходимо оценивать  их экономическую эффективность  и целесообразность. Как видно  из приведенных расчетов, нередко  оказывается, что эффект, который  дают эти мероприятия не окупаются  достаточно быстро, поэтому средства должны направляться в более доходные вложения. Однако нельзя забывать, что  оценка экономического эффекта дается на сравнительно долгосрочную перспективу, при этом не учитываются в полной мере изменения внешней среды, которые, хотя и неподвластны решениям фирмы, оказывают на результаты мероприятий  по снижению издержек сильное влияние. В связи с этим при выборе альтернатив  использования средств большая  ответственность ложиться на лицо, принимающее решение, на его способность  предвидеть направления изменения  рынка.

Рассмотренные пути снижения себестоимости, конечно, не охватывают полный круг возможных способов снизить  издержки, однако они поддаются наиболее точной формулировке и оценке. Так  как рассматриваемое предприятие  небольшое, и не имеет больших  возможностей для капиталовложений, ему следует выбирать пути с небольшими затратами на проведение стартовых  мероприятий.

Опираясь на структуру  себестоимости, величина которой и  является первопричиной поиска резервов, можно утверждать, что наибольшие резервы для ООО «Жито», как  и для других предприятий пищевой  промышленности, заключаются в сокращении материалоемкости продукции, в первую очередь с помощью путей, которые  опираются на уменьшение потерь и  брака.

Что касается факторов, воздействие  которых наиболее ощутимо, то почти  все они таят в себе резервы  снижения себестоимости, поэтому можно  выбирать пути, которые опираются  на комплексное действие факторов, усиливающее эффект от проведенных  мероприятий.

 

Заключение

 

В условиях рыночных отношений  успех в конкурентной борьбе и  устойчивое финансовое состояние предприятия  в значительной мере обусловлены  возможностью обеспечения уровня издержек не выше среднеотраслевого. Снижение издержек:

1. Является важнейшим  источником роста прибыли предприятия,  а следовательно и увеличения размера средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции.

2. Обеспечивает возможность  уменьшения цен на изделие,  а это важнейшие условие успешной  конкурентной борьбы на рынке.  При наличии конкуренции побеждает  тот, кто может предложить на  рынке товар лучшего качества  по более низким ценах. Снижение цен позволяет предприятию привлечь большее число покупателей, занять большую долю на рынке и увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж.

3. Уменьшает потребность  в оборотных средствах, что  позволяет увеличить расходы  на производственные и социальные  нужды предприятия. 

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться  на комплексный технико-экономический  анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей  и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Неуклонное снижение себестоимости  продукции является необходимым  условием прибыльности предприятия. Оно  обеспечивается прежде всего непрерывным ростом объемов производства и производительности труда на базе технического прогресса, рациональным использованием материальных ресурсов, непрерывным совершенствованием организации производства труда и управления. Систематическое снижение себестоимости продукции в рыночных условиях дает предприятию дополнительные средства как для дальнейшего развития производства, так и для повышения благосостояния работников предприятия.

Вместе с тем следует  иметь в виду, что снижение себестоимости  продукции – это не одноразовый  акт, а повседневная, непреходящая задача, стоящая перед руководством предприятия. Снижение себестоимости – многоплановый  процесс, требующий системного подхода  и единого управления. Это обусловливается  тем, что себестоимость, как указывалось  выше, является обобщающим показателем  всех видов затрат на единицу продукции  – трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости и др.

Пути снижения себестоимости  выбираются фирмой самостоятельно в  соответствии с ее интересами, сферами  деятельности, финансовыми и другими  возможностями. Универсального пути снижения себестоимости нет, потому что ограничением его воздействия всегда будут  являться имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы, а также  ограничения целесообразности, эффективности  и альтернативного выбора. Для  всех предприятий воплощение в жизнь  выбранных путей снижения себестоимости  существуют риски, которые тоже желательно учитывать при разработке мероприятий. Эти риски связаны как с  деятельностью самой фирмы, так  и с внешним воздействием рынка.

Информация о работе Анализ путей снижения себестоимости