Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:13, курсовая работа
Целью курсового проекта является анализ состояния рынка пива и разработка стратегических рекомендаций для пивоваренной компании "Балтика". Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
анализ российской пивной отрасли;
рассмотрение основных характеристик отрасли;
анализ процессов развития отрасли;
анализ деятельности пивоваренной компании "Балтика";
разработка стратегических рекомендаций для компании "Балтика."
Введение 3
1. Анализ отрасли 5
1.1. Описание отрасли 5
1.2. Отечественная пивоваренная отрасль в географическом аспекте 8
1.3. Анализ влияния основных конкурентных сил (модель Портера ) 11
2. Анализ процессов развития отрасли 15
2.1. Анализ стратегических групп 15
2.2. Анализ экономического развития отрасли 22
2.3. Консолидация отрасли. Модель Карни 25
3. Анализ деятельности предприятия 30
3.1. Характеристика пивоваренной компании "Балтика" 30
3.2. SWOT – анализ пивоваренной компании "Балтика" 31
3.3. Матрица БКГ 33
3.4. Разработка конкурентной стратегии по модели «стратегические часы» 35
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра: «Мировая и региональная экономика»
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая стратегия фирмы»
на тему «Анализ рынка пива в России»
Выполнила:
студентка гр. 50710/13
Крушина Ю. С.
(подпись)
Проверила:
Богданова Т.А.
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение 3
1. Анализ отрасли 5
1.1. Описание отрасли 5
1.2. Отечественная пивоваренная отрасль в географическом аспекте 8
1.3. Анализ влияния основных конкурентных сил (модель Портера ) 11
2. Анализ процессов развития отрасли 15
2.1. Анализ стратегических групп 15
2.2. Анализ экономического развития отрасли 22
2.3. Консолидация отрасли. Модель Карни 25
3. Анализ деятельности предприятия 30
3.1. Характеристика пивоваренной компании "Балтика" 30
3.2. SWOT – анализ пивоваренной компании "Балтика" 31
3.3. Матрица БКГ 33
3.4. Разработка конкурентной стратегии по модели «стратегические часы» 35
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Рынок пива способен удовлетворить
самый изощренный потребительский
спрос. Невозможно перечислить всех
сортов пива, а его производителей
и подавно. На российском рынке присутствуют
как отечественные, так и зарубежные
производители различных пивных
марок. К наиболее известным российским
брендам можно отнести
Например, среднестатистический россиянин выпивает 67 литров пива за год (в Москве этот показатель составляет 90, а в Санкт-Петербурге 100 литров), а вот европейцы в среднем выпивают около 110 литров. Однако признанными любителями данного напитка считаются чехи, потребляющие более 170 литров пива за год. При этом, необходимо сочетать интересы производителей и потребителей, а также требования к предоставлению определенного количества сведения касательно негативного влияния пива.
Объектом исследования является рынок пива в России. Предметом исследования выступают формы и методы реализации пивоваренной продукции. Целью курсового проекта является анализ состояния рынка пива и разработка стратегических рекомендаций для пивоваренной компании "Балтика".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рынок продовольственных товаров в современной России – это один из самых динамичных секторов национальной экономики. Можно утверждать, что в нашей стране постепенно формируется новая культура потребления.
Данное утверждение полностью
относится и к рынку пива. Рассмотрим
процесс развития рынка пива в
нашей стране. Объем производства
пива на территории России в 1985 г. составлял
349,9 млн. дал. При этом основной объем
пива был выпущен небольшими региональными
заводами, чьи производственные мощности
к тому времени были сильно изношены.
Поэтому качество выпускаемой продукции
находилось на весьма низком уровне и
не соответствовало мировым
К началу 90-х гг. относится
рост иностранных инвестиций в отечественную
пивную отрасль, что привело к
переходу контроля над большинством
крупнейших заводов к иностранным
холдингам. Так, самая большая отечественная
пивоваренная компания ОАО «Балтика»,
в состав которой входит три завода,
перешла под управление скандинавского
концерна Baltic Beverages Holding. Этот же концерн
приобрел еще пять заводов, в результате
его современные
Компания «Interbrew»
Таким образом, можно констатировать,
что доминирующая часть производственных
мощностей отечественной
Один из руководителей ЕБРР Ханс-Кристиан Якобсен заявил, что: «Россия была огромным незаполненным рынком, а местные пивзаводы – отсталыми производствами, но в результате активного инвестирования все очень быстро изменилось». [2, С. 43].
В настоящее время увеличение иностранного
«присутствия» не предвидится, так
как все наиболее привлекательные
заводы уже куплены. По этой причине
в качестве приоритетных способов размещения
инвестиций в настоящее время
выделяется строительство новых
заводов, а также увеличение мощностей
по производству основного сырья
отрасли – солода. С учетом данных
тенденций аналитики ожидают
лишь несущественное сокращение инвестиционных
потоков в абсолютном выражении.
В результате динамика производственных
мощностей отечественной
Рис. 1. Динамика объемов производства и потребления отечественной пивоваренной отрасли1
Пивоваренная отрасль – одна из наиболее эффективных отраслей российской экономики. В отрасли насчитывается 760 предприятий, из них 330 крупных (свыше 6 млн. дал. в год), остальные средней и малой мощности. Появление 1 рабочего места дает 15 дополнительных мест в смежных отраслях.
С 2001 г. отрасль стабильно наращивает объемы производства и уверенно развивается. Данные представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика развития пивоваренной отрасли в России 2001-2010 г.г., млн. дол.2
Географию отечественной пивоваренной отрасли в настоящее время можно охарактеризовать следующим образом.
Однако, начиная с 2008 г., впервые за последнее время произошло снижение производства пива. Оно составило в 2008 г. 1140 млн. дал. или 99,4 % к 2007 г.; в 2009 г. производство пива составило 1085 млн. дал. или 94,59 % к 2007 г.; в 2010 г. -1080 млн. дал. Или 94,15 % к 2007 г. Основная причина этого - емкость рынка пива России уже достигла своего оптимального состояния, а для дальнейшего развития отрасли необходимо активнее заниматься экспортом производимой продукции.
Наиболее существенное падение
зафиксировано в Санкт-
Рост производства пива достигнут в Воронежской (+58,9 %), Самарской (+30,8 %), Пензенской (+40,8 %) областях, в Пермском крае (+12.9 %) и других регионах.
Мощности по производству пива используются на 77 % - потенциальные возможности увеличения объемов не исчерпаны.
Один из показателей развития пивоваренной отрасли - уровень потребления пива на душу населения. По объему потребления наша страна занимает 3-е место в мире после Китая и США. Больше всего потребляют пива жители Московского и Северо-Западного регионов (100 л на 1 чел.), а в некоторых - 60 л, именно на этих менее насыщенных региональных рынках развитие потребления происходит более быстрыми темпами.
Рис. 3. Среднедушевое потребление пива в федеральных округах России в 2008-2011 г.г., л/чел
К числу важных тенденций в отрасли
можно отнести консолидацию пивоваренного
рынка путем осуществления
«Балтика» является многолетним инвестором в производственном секторе экономики. Заводы компании расположены в десяти городах (Санкт-Петербурге, Ярославле, Туле, Воронеже и др.), построен новый завод в Новосибирске, приобретен завод в Азербайджане.
«Балтика» вытеснила импортных
поставщиков с российского
Пять сил Портера включают в себя:
Рассмотрим более подробно структуру каждой составляющей представленной модели. На рисунке 3 обозначено их взаимодействие.
Рис. 4. Модель пяти сил конкуренции по М. Портеру3
Таблица 1. Анализ конкурентных сил пивоваренной отрасли по модели Портера
Угроза |
Анализ |
Продукты-заменители |
Уровень угрозы заменителей не сильно высок, так как пиво имеет весомые преимущества над субститутами. Потребитель в своем большинстве предпочтет пиво. Основными заменителями пива являются водка, вино, джин-тоники и различные слабоалкогольные напитки. Регламент позволяет варить пиво как с солодом, так и без него, полностью заменив его несоложеными материалами. Это позволит пивоварам, страдающим от антиалкогольной политики правительства РФ, снизить себестоимость продукции. Таким образом товаром заменителем будет являться без солодовое пиво . Многие производители уменьшают количество солода и добавляют ячмень, кукурузу, рис и т. д. В Европе, где объем потребления пива самый высокий в мире, допустимо использование таких добавок в пределах 30%. |
Появления новых игроков |
Крупные производители располагают достаточными внутренними ресурсами, чтобы нейтрализовать неблагоприятные внешние факторы. Для новичков вход в отрасль на данном рынке довольно непростой, так как требует больших вложений, технологий и налаженного процесса товарораспределения. |
Рыночная власть поставщиков |
Угроза со стороны поставщиков, которые способны диктовать свои условия, существует, так как производители, закупающие сырье по более низким ценам, находятся в более выгодном положении. Так как наличие пивоваренного сырья напрямую зависит от урожая. Эта ситуация заставляет российских пивоваров активизировать свои усилия по кооперации с региональными сельхозпроизводителями для обеспечения себя местным сырьем хорошего качества и по приемлемым ценам. Поставщики могут определять политику поставок, выбирать наиболее выгодные предложения по поставкам, отказать нежелательным клиентам. Существенным бонусом для хозяйств является предоставление товарного кредита на поставляемые семена. |
Рыночная власть потребителей |
Угроза со стороны потребителей не велика, так как россияне потребляют более 60 литров в год на душу населения. Пиво - самый популярный напиток среди жителей нашей страны. Эти и обусловлено наличие широчайшего пивного ассортимента, ведь у каждой марке и каждого сорта есть свой потребитель. |
Уровень конкурентной борьбы |
Пивоварение – одна из немногих отраслей России, которые конкурентоспособны на внутреннем и мировом рынке и не уступают по уровню технологий зарубежным конкурентам. Основными игроками на рынке являются: ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»(Санкт-Петербург), ЗАО «Пивоварня «Москва-Эфес», ЗАО "Клинский пивокомбинат" (г. Клин, Московская область), Компания «Очаково» (Москва). |