Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:13, курсовая работа
Целью курсового проекта является анализ состояния рынка пива и разработка стратегических рекомендаций для пивоваренной компании "Балтика". Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
анализ российской пивной отрасли;
рассмотрение основных характеристик отрасли;
анализ процессов развития отрасли;
анализ деятельности пивоваренной компании "Балтика";
разработка стратегических рекомендаций для компании "Балтика."
Введение 3
1. Анализ отрасли 5
1.1. Описание отрасли 5
1.2. Отечественная пивоваренная отрасль в географическом аспекте 8
1.3. Анализ влияния основных конкурентных сил (модель Портера ) 11
2. Анализ процессов развития отрасли 15
2.1. Анализ стратегических групп 15
2.2. Анализ экономического развития отрасли 22
2.3. Консолидация отрасли. Модель Карни 25
3. Анализ деятельности предприятия 30
3.1. Характеристика пивоваренной компании "Балтика" 30
3.2. SWOT – анализ пивоваренной компании "Балтика" 31
3.3. Матрица БКГ 33
3.4. Разработка конкурентной стратегии по модели «стратегические часы» 35
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Под определением конкурентных позиций
чаще всего подразумевают анализ
стратегических групп. Он исходит из
положения, что понятие о конкуренции
предприятий одной отрасли
М. Портер предложил некий промежуточный уровень между фирмой и отраслью, который позволяет провести первичный анализ с точки зрения понимания содержания конкуренции и структуры конкурентов.
Суть анализа стратегических групп заключается в объединении фирм в группы, в которых находились бы фирмы с одинаковыми стратегическими характеристиками и конкурирующие на одной и той же основе (базе). При этом процесс рассматривается в динамике, когда и ресурсная база, и стратегические устремления могут существенно меняться. Это означает, что предприятие может переходить из одной стратегической группы в другую и менять, таким образом, свое конкурентное окружение.
Считается, что для выделения стратегических групп нужно использовать две или три характеристики в качестве факторов классификации. Очевидно, что для каждой отрасли эти характеристики могут существенно меняться.
Г. Джонсон и К. Шолес выделяют следующие показатели, которые используются при анализе стратегических групп:
Таблица 2. Доли рынка пивных компаний в России в натуральном выражении в 2011 году
|
38,00% |
|
15,00% |
|
12,00% |
|
10,00% |
|
2,00% |
прочие |
13,00% |
Источник: данные компаний |
Число марок, выпускаемых данными компаниями
1. Балтика:
2. InBev:
3. Heineken:
4. Эфес:
4. Очаково:
Представим графически карту стратегических групп.
Рис. 5. Карта стратегических групп
Наглядно видно, что компания Балтика занимает самую большую долю рынка, но по количеству брендов отстает от компаний Heineken, Эфес и InBev. Можно сделать вывод, что число выпускаемых марок не является ключевым фактором при определении доли рынка. Кмпании 1 - Балтика, 2 - InBev и 3 - Heineken относятся к одной стратегической группе.
По прогнозам пивоваров
Руководители заводов называют несколько причин сложившейся ситуации и, прежде всего, рост уровня цен. Ухудшение ценовой конъюнктуры, по их мнению, вызвано увеличением акцизов на алкогольную продукцию, которые поднимались на 25 % в течение трех лет подряд и в настоящее время сформировали налоговую нагрузку на единицу продукции в размере 17 %. [5, С. 1]
Также они отмечают, что сам принцип
построения акцизной политики неверен.
Большинство стран, которые стремятся
стимулировать потребление
В отличие от менеджеров отрасли независимые аналитики видят другую причину спада – практически полную остановку роста душевого потребления пива. Прежде чем согласиться с данным утверждением или опровергнуть его, обратимся к вопросу об уровне потребления населением алкогольных напитков в целом и пива в частности, а также рассмотрим современные предпочтения потребителей пива.
Среднедушевое потребление пива по итогам 2011г. достигло 49 л на душу населения. Такой уровень потребления янтарного напитка является низким по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы, где на каждого жителя приходится более 80 л пива. Если же учесть, что среднестатистический потребитель за год выпивает 99 л в Бельгии, 121 л в Великобритании, 146 л в Германии и 161 л в Чехии, то можно отнести нашу страну к категории с низким уровнем душевого потребления. [6, С. 11]
В то же самое время категория
«среднедушевое потребление» в случае
с отечественным пивным рынком представляется
несколько абстрактной. Это объясняется
тем, что уровень потребления
существенно варьируется в
Таблица 3. Структура отечественного рынка пива в 2012 году
Регион |
Объем рынка, млн. дал. |
Душевое потребление пива, л. |
Центральный |
98 |
45,1 |
Москва и Московская область |
135 |
90,5 |
Северо-западный |
94 |
65,2 |
Южный |
87 |
40,3 |
Приволжский |
134 |
42,2 |
Уральский |
62 |
49,7 |
Сибирь (Восточная и Западная) |
79 |
38,5 |
Дальний Восток |
20 |
28,0 |
В целом по России |
709 |
49,0 |
Источник: http://beerunion.ru |
Все вышесказанное позволяет нам
предполагать, что, несмотря на замедление
темпов роста отечественной
Следует отметить, что по сравнению
со странами Восточной Европы Россия
отличается чрезмерно высоким потреблением
крепких спиртных напитков. Можно
утверждать, что разработка грамотной
стратегии в области
Отечественный рынок
пива можно назвать
1. Baltic Beverages Holding AB
(BBH).
Холдинг BBH создан в 1991 году
для работы на рынке пива в странах СНГ
в равных долях финской пивоваренной группой
Hartwall PLC и шведско-норвежской компанией
Pripps-Ringnes. В настоящее время доля шведско-норвежской
компании принадлежит датской Carlsberg Breweries
AS, а доля финской пивоваренной группы
- английской Scottish&Newcastle. Холдинг начал
объединение своих активов, которые состоят: