Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:13, курсовая работа
Целью курсового проекта является анализ состояния рынка пива и разработка стратегических рекомендаций для пивоваренной компании "Балтика". Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
анализ российской пивной отрасли;
рассмотрение основных характеристик отрасли;
анализ процессов развития отрасли;
анализ деятельности пивоваренной компании "Балтика";
разработка стратегических рекомендаций для компании "Балтика."
Введение 3
1. Анализ отрасли 5
1.1. Описание отрасли 5
1.2. Отечественная пивоваренная отрасль в географическом аспекте 8
1.3. Анализ влияния основных конкурентных сил (модель Портера ) 11
2. Анализ процессов развития отрасли 15
2.1. Анализ стратегических групп 15
2.2. Анализ экономического развития отрасли 22
2.3. Консолидация отрасли. Модель Карни 25
3. Анализ деятельности предприятия 30
3.1. Характеристика пивоваренной компании "Балтика" 30
3.2. SWOT – анализ пивоваренной компании "Балтика" 31
3.3. Матрица БКГ 33
3.4. Разработка конкурентной стратегии по модели «стратегические часы» 35
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Холдинг владеет третью пивного рынка России, при чем одной Балтике принадлежит четверть. Холдинг также занимает значительную долю рынка в Прибалтике (Svyturys - Utenos, Saku, Aldaris), на Украине (Славутич - с заводами в Запорожье и Киеве и Львовская пивоварня) и в Казахстане (Ирбис).
2. Sun-Interbrew (САН Интербрю).
Корпорация InBev, штаб-квартира
которой находится в Бельгии, образовалась
в 2004 году, в результате слияния Interbrew и
Companhia de Bebidas das Americas (AmBev). В настоящее время
она полностью владеет компанией САН Интербрю,
которая создана для работы на рынке пива
стран СНГ. Компания в разное время приобрела:
В настоящее время завершено
оформление покупки заводов Тинькофф
в Пушкине. И наоборот - ОАО "Бавария"
из Санкт-Петербурга была продана.
Компания имеет 16% рынка пива в России.
На Украине ее дела идут еще более успешно,
там ей принадлежат первоклассные заводы
ЗАО Десна (Чернигов), ОАО Рогань (Харьков),
ОАО Янтарь (Николаев) и треть украинского
рынка пива.
3. Heineken, Нидерланды.
Крупнейшая мировая пивоваренная
компания долгое время довольствовалась
в России покупкой одного завода в Санкт-Петербурге
- ООО Браво Интернешнл (переименованный
в ООО Пивоварня Хейнекен). Но в течении
2004-2005 годов компания начала активно скупать
региональных производителей и теперь
ей принадлежат:
Доля Хейнекена на рынке России - 11%, а с учетом покупки ПИТа - 15%; В Казахстане компания владеет заводом Dinal.
4. Efes Beverage Group, Турция.
Компания построила два завода
Москва-Эфес - собственно в Москве и филиал
в Ростове-на-Дону. Также ей был приобретен
завод Амстар в Уфе. Последнее приобретение
- компания Красный Восток с заводами в
Казани и Новосибирске. Эфесу принадлежат
около 10% рынка. Компания также имела завод
на Украине (в Одессе) и сейчас ей принадлежат
заводы в Молдавии (Vitanta) и Казахстане (Эфес-Караганда).
Так же Эфес владеет компанией SABMiller, В
России компании принадлежит один завод
- Калужская пивоваренная компания, но
и с ним она владеет 8% рынка и продолжает
подыскивать подходящие объекты для покупки.
6. Очаково
Уже остался всего один крупный российский производитель - это Очаково, который имеет завод в Москве, построил филиалы в Краснодаре и Пензе и в Тюмени. Очаково владеет примерно 5% рынка пива
Таким образом, транснациональным компаниям принадлежит 85% пивного рынка России. [10]
Рис. 6. Модель консолидации Корни
Проанализировав
все вышесказанное можно
Пивоваренная компания «Балтика» была основана в Санкт-Петербурге в 1990 году. Современное оборудование и применение передовых технологий сделали возможным выпуск продукции высочайшего качества, благодаря чему «Балтика» с 1996 года - №1 на российском рынке пива.
На протяжении
всей своей истории «Балтика»
динамично развивалась –
С 2008 года компания является значительной частью Carlsberg Group, и ее региона Восточная Европа, к которому также относятся Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Украина и Узбекистан.
На протяжении всего времени компания уделяет особое внимание вопросам качества: на заводах «Балтики» установлено современное оборудование, внедрены передовые системы менеджмента качества, для производства продукции используется только лучшее сырье.
На сегодняшний
день «Балтика» — один из крупнейших производителей
товаров народного потребления России.
Компании принадлежат 10 пивоваренных
заводов в городах России: Санкт-Петербурге, Ярос
Таблица 4. Данные SWOT - анализа
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
ВОЗМОЖНОСТИ |
|
|
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
УГРОЗЫ |
|
|
Одной из главных сильных сторон компании "Балтика" является выявление новых рыночных ниш и быстрое их освоение. Что безусловно дает компании преимущество перед конкурентами. Нельзя не отметить такую сильную сторону, как возможность получения кредитов на закупку сырья, благодаря многолетней стабильной репутации.
Слабыми сторонами являются снижение риска от увеличения цены пива за счет роста налогов и акцизов и появление новых торговых марок для привлечения потребителей, даже несмотря на ведущие позиции компании "Балтика" в последние годы.
Произведем анализ конкуренции используя матрицу предложенную Бостонской консультативной группой (БКГ) США.
Таблица 5. Показатели продуктового портфеля
Наименование продукции |
Объем продаж 2010г., млн. гл |
Объем продаж 2011г., млн.гл |
Темп роста, % |
Относительная доля в сбыте, % |
1. № 3 Классическое |
6,822 |
9,144 |
34 |
2,40 |
2.Арсенальное |
1,176 |
3,809 |
223 |
0,42 |
3.Большая кружка |
1,963 |
1,554 |
-21 |
0,17 |
4.Ярпиво |
0,669 |
1,487 |
122 |
0,16 |
5.Безалкогольное пиво |
0,037 |
0,032 |
-13 |
0,01 |
2,5
Относительная доля в сбыте, %
Рис. 7. Матрица БКГ для продуктового портфеля пивоваренной компании "Балтика"
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пивоваренной компании "Балтика" необходимо по возможности избавляться от "собак" ( пиво "Большая кружка" и "Безалкогольное"), если нет веских причин для того, чтобы их сохранять, а так же изучать и совершенствовать категорию «дикие кошки» (пиво "Арсенальне" и "Ярпиво"), чтобы установить, не сможет ли она при известных капиталовложениях превратиться в «звезду».
В схеме «стратегических часов» показаны основные направления маркетинговых стратегий компаний, основанных на сочетании цены и качества.
С консолидацией отрасли происходит перераспределение позиций компаний, обусловленное изменением конкурентной ситуации. В разное время разные позиции предоставляют доступ к неодинаковым по величине целевым аудиториям.
Изучив теорию модели "Стратегические часы" можно сделать вывод, что компания "Балтика" находится на IV стадии консолидации.
Учитывая предложенную модель, можно предложить следующие базовые конкурентные стратегии:
Рассмотрим
более подробно каждую из представленных
стратегий и определим
Стратегии дифференциации - это стратегии, вытекающие из внешнего конкурентного преимущества, которое опирается на маркетинговое ноу-хау фирмы, ее превосходство в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей недовольных существующими товарами.
При дифференциации основной акцент делается на создании продукта (совокупности материальных и нематериальных атрибутов), который воспринимается потребителем как "нечто уникальное". Это могут быть конструктивные особенности или эксплуатационные характеристики изделия, превосходное сервисное обслуживание, престижная марка и т.д.
Выделяют
несколько видов
Продуктовая дифференциация — когда характеристики и/или дизайн предлагаемого продукта лучше, чем у конкурентов.
Сервисная дифференциация - это предложение дополнительных услуг, которые сопутствуют предлагаемому продукту, в которых покупатель так или иначе нуждается перед покупкой или после неё.
Дифференциация персонала — когда ставка делается на персонал, который выполняет свои функции более эффективно, чем персонал конкурентов. Обычно, дифференциация персонала чаще всего используется в сфере предоставления услуг.
Дифференциация имиджа заключается в создании определённого образа организации или её продукции, который отличает их в лучшую сторону от конкурентов. Также эта стратегия известна как брендирование, и достигается исключительно за счёт эффективной рекламы. [12]