Анализ состояния и организации труда на ОАО «Аистенок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы – выяснить как эффективно использовать рабочее время в организации.
Задачи курсовой работы:
Дать понятие рабочего времени и рассмотреть структуру.
Выявить методы эффективного использования рабочего времени.
Рассмотреть использование рабочего времени на конкретном предприятии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретико-методологические основы изучения рабочего времени…………………………………………………………………………..5
1.1 Рабочее время: понятие, структура и значение……………………5
1.2 Эффективное использование рабочего времени………………….11
1.3 Методы изучения затрат рабочего времени………………………18
Глава 2. Анализ состояния и организации труда на ОАО «Аистенок».....................................................................................................23
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………..23
2.2. Организация и обслуживание рабочего места……………………28
2.3.Использование рабочего времени…………………………………29
Глава 3. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий по устранению потерь рабочего времени на ОАО «Аистенок»……………….37
Заключение……………………………………………………………....40
Список используемой литературы…………………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике и соц. труда.docx

— 313.92 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим организацию  и обслуживание рабочих мест в  на ОАО «Аистенок» с помощью таблиц 2.2 и 2.3.

Таблица 2.2

Обслуживание рабочего места

№ п/п

Функции обслуживания

Содержание  обслуживания

Исполнитель

Затраты времени, мин.

1.

Получение товаров и документации

Получение товара и проверка сертификатов

 

Товаровед

 

60

2.

Наладка и подналадка оборудования

Устранение  сбоев в работе оборудования

 

Специалисты по ремонту данного типа оборудования

 

30

3.

Ремонт  оборудования

Устранение  поломок

До  полного устранение поломки

4.

Упаковка  полученных товаров

Распределение, упаковка

 

Продавец

 

20 - 30

5.

Уборка  отходов и не качественной продукции

 

 

Продавец

 

3 - 5

6.

Сдача денег инкассаторам

Заполнение  кассовой книги и сдача денег  в бухгалтерию

 

Продавец - кассир

 

60 - 90


 

По данным, приведенным  в таблице можно сделать следующие  выводы: поломка оборудования приводит к наибольшим потерям рабочего времени, так как она может послужить  причиной невозможности продолжения  трудового процесса. На ОАО «Аистенок» имеется резервное оборудование, которое заменяет основное во время ремонта и устранения возникших неполадок в его работе (запасные кассовые аппараты, стеллажи, витрины). Организация рабочего места представляет собой систему мероприятий по его оснащению средствами и предметами размещение в определенном порядке. Организация обслуживания рабочего места означает его обеспечение средствами, предметами труда и услугами, необходимыми для осуществления трудового процесса. Рассмотрим оснащение рабочих мест на ОАО «Аистенок» с помощью данных таблицы 3. Где будет рассмотрено оснащение рабочего места в кафетерии ОАО «Аистенок»

Таблица 2.3

Оснащение рабочего места  технологической оснасткой, инструментом, приспособлениями

№ п/п

Наименование

Характеристика

Количество  единиц

Отклонения (+, - )

По  нормативу

Фактически

1.

Инструмент 

ножи  для резки продуктов

кондитерские  щипцы

одноразовая посуда

 

2

2

550

 

2

2

580

 

30

2.

Технологическая оснастка, приспособления

стеллажи

витрины, прилавки

холодильные шкафы - витрины

весы

контрольно - кассовое оборудование

2

3

2

1

1

2

2

1

1

1

 

3.

Подъемно - транспортные средства

 

Отсутствуют

     

 

Из таблицы видно, что  существуют отклонения от норм, это  говорит о том что, рабочее  место не полностью оснащено необходимым  инструментом и оборудованием, что  делает труд продавцов не качественным и не оперативным. Следовательно, существуют потери рабочего времени из-за организации  рабочих мест в кафетерии ОАО «Аистенок».

 

2.3 Использование рабочего  времени

 

С целью устранения потерь рабочего времени и его рационального  использования необходимо изучать  возможные его потери и способы  их устранения. Существуют как целодневные, так и внутрисменные потери рабочего времени. Их изучение возможно при проведении хронометража и фотографии рабочего времени, а так же на основе данных табельного учета. Рассмотрим потери времени  на ОАО «Аистенок» с помощью фотографии рабочего дня продавца.

Таблица 2.4

Фотография рабочего дня  продавца 1.

№ п/п

Наименование  затрат рабочего времени

Текущее время,

часы и  минуты

Продолжительность, мин.

Индекс

1.

Пришел  на работу

9.00

3

ПЗ

2.

Приемка товара

9.03

20

ОП

3.

Раскладка товара по витринам

9.23

15

ОП

4.

Подготовка  рабочего места

9.38

7

ОМ

5.

Включил кассу

9.45

3

ОМ

6.

Ввел  данные в кассу

9.48

12

ОМ

7.

Приступил к работе

10.00

4

ОП

8.

Обслуживание  покупателей

10.04

95

ОП

9.

Отрыв от работы по личным надобностям

11.39

4

ОЛН

10.

Разговор  по телефону

11.43

7

ПР

11.

Обслуживание  покупателей

11.50

43

ОП

12.

Сменила кассовую ленту

12.33

9

ПО

13.

Обслуживание  покупателей

12.42

68

ОП

14.

Отрыв то работы по личным надобностям

13.50

3

ОЛН

15.

Обслуживание  покупателей

13.53

7

ОП

16.

Обед

14.00

60

ОЛН

17.

Приступил к работе

15.00

2

ОП

18.

Уборка  столов в кафетерии

15.02

10

ПО

19.

Обслуживание  покупателей

15.12

39

ОП

20.

Принесла  одноразовую посуду

15.51

3

ПО

21.

Обслуживание  покупателей

15.54

36

ОП

22.

Снятие  показаний с кассы

16.30

13

ОМ

23.

Уборка  рабочего места и столов в кафетерии

16.43

17

ОМ

24.

Уход  домой

17.00

   

  Итого: 

480

 

 

Для того, чтобы узнать рационально ли используется рабочее время продавцом в кафетерии рассмотрим его баланс.

Таблица 2.5

Баланс затрат рабочего времени  продавца

№ п/п

Категория затрат

Индекс

Сумма фактических затрат, мин.

1.

Подготовительно - заключительное время

ПЗ

3

2.

Время оперативной работы

ОП

329

3.

Время на отдых и личные надобности

ОЛН

67

4.

Время нарушения трудовой дисциплины

ПР

7

5.

Время остановки работы по организационно техническим причинам

 

ПО

 

22

6.

Время обслуживание места

ОМ

52

Итого:

 

480


 

По таблицам можно сделать  следующие выводы:

  • Время оперативной работы равно 329 минут из 480 минут рабочей смены. Это говорит о том, что оно используется не рационально и требует улучшения.
  • Время обслуживания места занимает 52 минуты, значит, продавец работает не оперативно.
  • Время на отдых и личные надобности занимает 67 минут 60 из них время обеденного перерыва. Значит оно не представляет больших потерь.
  • Время не запланированных перерывов составляет 29 минут (разговор по телефону и остановки в работе по организационно техническим причинам), что составляет 6,04% от времени рабочей смены (8 часов).

Рассчитаем коэффициент  использования рабочего времени, он находится по следующей формуле:

Кисп. = (ОП + ПЗ + ОМ + ОЛН) / время рабочей смены * 100%

Кисп. = (329+ 3 + 52 + 67) / 480 * 100% = 93,96 %

Коэффициент потерь рабочего времени находится по следующей  формуле:

Кпотерь = (ПО + ПР) / время рабочей смены * 100%

Кпотерь = (22 + 7) / 480 * 100% = 6,04 %

Коэффициент использования  рабочего времени составляет 93,96%, а  коэффициент его потерь - 6,04 % это  можно сделать следующий вывод, что 29 минут от рабочего времени  использованы не рационально. Рассмотрим значение коэффициента потерь по отношению  к коэффициенту его использования, коэффициент потерь имеет немалое  значение, это говорит о том, что  необходимо принять меры по устранению незапланированных перерывов в  работе продавца данного отдела с  целью обеспечения оперативного обслуживания клиентов.

Таблица 2.6

Фотография рабочего дня 2

№ п/п

Наименование  затрат рабочего времени

Текущее время,

часы и  минуты

Продолжительность, мин.

Индекс

1.

Пришел  на работу

9.00

-

-

2.

Подготовка  рабочего места

9.08

8

ПЗ

3.

Приемка товара

9.28

20

ОП

4.

Раскладка товара по витринам

9.43

15

ОП

5.

Включил кассу

9.46

3

ОМ

6.

Ввел  данные в кассу

9.58

12

ОМ

7.

Приступил к работе

10.00

3

ОП

8.

Обслуживание  покупателей

10.03

90

ОП

9.

Отрыв от работы по личным надобностям

11.33

10

ОЛН

10.

Обслуживание  покупателей

11.43

60

ОП

11.

Сменила кассовую ленту

12.43

3

ПО

12.

Обслуживание  покупателей

12.46

4

ОП

13.

Разговор  по телефону

12.50

10

ПР

14.

Обслуживание  покупателей

13.00

45

ОП

15.

Убирает рабочее место

13.45

15

ОБС

16.

Обед

14.00

60

ОЛН

17.

Приступил к работе

15.00

2

ОП

18.

Уборка  столов в кафетерии

15.02

35

ПО

19.

Принесла  одноразовую посуду

15.37

5

ПО

20.

Обслуживание  покупателей

15.42

36

ОП

21.

Отлучилась  по личным надобностям

16.18

10

ОЛН

22.

Обслуживание  покупателей

16.28

11

ОП

23

Снятие  показаний с кассы

16.39

10

ОМ

24

Уборка  рабочего места и столов в кафетерии

16.49

11

ПО

25.

Уход  домой

17.00

   

  Итого: 

480

 

 

Таблица 2.7

Баланс затрат рабочего времени  продавца

№ п/п

Категория затрат

Индекс

Сумма фактических затрат, мин.

1.

Подготовительно - заключительное время

ПЗ

8

2.

Время оперативной работы

ОП

285

3.

Время на отдых и личные надобности

ОЛН

80

4.

Время нарушения трудовой дисциплины

ПР

10

5.

Время остановки работы по организационно техническим причинам

 

ПО

 

70

6.

Время обслуживание места

ОМ

25

Итого:

 

480


 

По таблицам можно сделать  следующие выводы:

  • Время оперативной работы равно 285 минут из 480 минут рабочей смены. Это говорит о том, что оно используется не рационально и требует улучшения.
  • Время обслуживания места занимает 25 минуты, значит, продавец по сравнению с предыдущим днем стал быстрее убирать рабочее место.
  • Время на отдых и личные надобности занимает 80 минут 60 из них время обеденного перерыва. На этот раз продавец затратил больше времени на отдых.

Рассчитаем коэффициент  использования рабочего времени:

Кисп. = (ОП + ПЗ + ОМ + ОЛН) / время рабочей смены * 100%

Кисп. = (285+ 8 + 25 + 80) / 480 * 100% = 82,91%

Коэффициент потерь рабочего времени:

Кпотерь = (ПО + ПР) / время рабочей смены * 100%

Кпотерь = (70 + 10) / 480 * 100% = 16,7%

Коэффициент использования  рабочего времени составляет 82,91%, а коэффициент его потерь - 16,7 % это можно сделать следующий вывод, что рабочее время используется не рационально. Рассмотрим значение коэффициента потерь по отношению к коэффициенту его использования, коэффициент потерь имеет немалое значение, это говорит о том, что необходимо принять меры по устранению незапланированных перерывов в работе продавца данного отдела с целью обеспечения оперативного обслуживания клиентов.

Таблица 2.8

Фотография рабочего дня 3

№ п/п

Наименование  затрат рабочего времени

Текущее время,

часы и  минуты

Продолжительность, мин.

Индекс

1.

Пришел  на работу

9.00

-

 

2.

Приемка товара

9.03

3

ОП

3.

Раскладка товара по витринам

9.28

25

ОП

4.

Подготовка  рабочего места

9.38

8

ПЗ

5.

Включил кассу

9.46

2

ОМ

6.

Ввел  данные в кассу

9.48

12

ОМ

7.

Приступил к работе

10.00

5

ОП

8.

Обслуживание  покупателей

10.05

96

ОП

9.

Разговор  по телефону

11.41

4

ПР

10.

Отрыв от работы по личным надобностям

11.44

7

ОЛН

11.

Обслуживание  покупателей

11.51

50

ОП

12.

Сменила кассовую ленту

12.41

4

ПО

13.

Обслуживание  покупателей

12.45

70

ОП

14.

Отрыв то работы по личным надобностям

13.55

3

ОЛН

15.

Обслуживание  покупателей

13.58

2

ОП

16.

Обед

14.00

60

ОЛН

17.

Приступил к работе

15.00

2

ОП

18.

Уборка  столов в кафетерии

15.02

7

ПО

19.

Обслуживание  покупателей

15.09

43

ОП

20.

Принесла  одноразовую посуду

15.52

3

ПО

21.

Обслуживание  покупателей

15.55

40

ОП

22.

Снятие  показаний с кассы

16.35

13

ОМ

23.

Уборка  рабочего места и столов в кафетерии

16.48

12

ПО

24.

Уход  домой

17.00

   

  Итого: 

480

 

Информация о работе Анализ состояния и организации труда на ОАО «Аистенок»