Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение анализа управления затратами и себестоимостью продукции. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
раскрытие сущности затрат и себестоимости продукции;
особенности и специфика управления затратами и себестоимостью продукции на предприятии;
методика определения эффективности управления затратами и себестоимостью продукции;
выявление факторов и путей снижения себестоимости продукции;
анализ состава и структуры себестоимости продукции на предприятии «Селенга».
определение мероприятий по снижению затрат на производство продукции.
8. Расходы на подготовку и освоение производства.
9. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования.
10. Общепроизводственные расходы.
11. Общехозяйственные расходы.
12. Потери от брака.
13. Прочие производственные расходы.
По статьям осуществляется текущий учет производственных затрат. По составу статей расходы могут быть одноэлементными и комплексными (расходы по созданию и эксплуатации оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы).
1.2. Методика управления затратами и себестоимостью продукции
Успешность функционирования любого предприятия определяется уровнем ее конкурентоспособности. Наиболее конкурентоспособным является то предприятие, продукция которого имеет наилучшее соотношение «цена-качество».
Как известно, цена товара определяется затратами на его производство. От затрат зависит будущая прибыль предприятия. Чем выше прибыль, тем больше средств направляется на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции. Следовательно, важнейшим условием развития и расширения предприятий является умелое управление затратами на производство продукции.
Под управлением понимается
целенаправленное воздействие субъекта
управления на его объект для достижения
определенных результатов. Следовательно,
управление затратами – это воздействие
на них с целью улучшения
К задачам управления затратами можно отнести4:
Решение поставленных перед предприятием задач требует конкретизации и систематизации основных методов управления затратами. Рассмотрим основные и наиболее эффективные из них.
Первый метод – управление затратами по системе «Стандарт-кост». Термин «стандарт-кост» означает стандартные затраты: стандарт – количество необходимых производственных затрат (материальных, трудовых) для выпуска единицы продукции или заранее исчисленные затраты на производство; кост – это денежное выражение производственных затрат, приходящихся на единицу продукции5.
Система «Стандарт-кост» служит мощным инструментом для контроля производственных затрат. На основе установленных стандартов можно заранее определить сумму ожидаемых затрат на производство и реализацию продукции, исчислить себестоимость для определения цен, определить сумму ожидаемых доходов в будущем году.
В основе данной системы лежит предварительное (до начала производства) нормирование по статьям затрат: основные материалы, оплата труда основных производственных рабочих, производственные накладные затраты (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация), коммерческие затраты (затраты по сбыту, реализации продукции).
К основным преимуществам данного метода можно отнести:
Существенным недостатком
данного метода является трудность
определения и составления
Далее рассмотрим метод управления затратами по видам внутрихозяйственной деятельности (Activity-Based Costing).В данном методе предполагается, что затраты возникают в результате осуществления внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессов и что конечная продукция создает спрос на определенные виды внутрихозяйственной деятельности.
При использовании данного метода формирование информации о затратах проходит три стадии:
Можно выделить следующие основные преимущества данного метода:
Недостатком данного метода является то, что на каждый бизнес-процесс воздействует множество факторов, и зачастую их бывает сложно определить. Особенно сложно определить краткосрочные факторы, воздействующие на бизнес-процессы.
Теперь остановимся на методе целевого калькулирования себестоимости (Target costing).
Целевое калькулирование себестоимости осуществляется на стадии планирования и разработки продукции. Исследованиями установлено, что именно на данном этапе закладывается около 80% затрат по производству. Поэтому здесь имеются наиболее существенные возможности снижения себестоимости. Целевое калькулирование себестоимости – подход к определению себестоимости, по которой производство и продажа некоторого продукта с заданными функциональными возможностями и качеством обеспечит желаемый уровень прибыли при предлагаемой продажной цене.
Данный метод осуществляется по следующим этапам:
Следует также рассмотреть метод калькулирования непрерывно улучшающейся себестоимости продукции (Kaizen costing). Калькулирование непрерывно улучшающейся себестоимости продукции является инструментом управления затратами, который применяется на стадии производства и сбыта продукции для обеспечения приемлемого уровня рентабельности продукции и предприятия в целом. Оно дополняет метод целевого калькулирования себестоимости продукции. Кайзен в переводе с японского означает улучшение, которое должно происходить во всех аспектах деятельности предприятия: расходования материалов, рабочего времени, использования оборудования.
Методика калькулирования непрерывно улучшающейся себестоимости продукции применяется на двух уровнях:
Важнейшим направлением кайзен-костинга является измерение и анализ затрат по обеспечению качества, так как затраты, связанные с несоответствием продукции установленным стандартам качества очень велики. Кайзен-костинг позволяет снизить количество затрат, связанных с дефектами продукции.
Таким образом, мы рассмотрели основные методы управления затратами:
В основе данной системы лежит предварительное (до начала производства) нормирование по статьям затрат: основные материалы, оплата труда основных производственных рабочих, производственные накладные затраты (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация), коммерческие затраты (затраты по сбыту, реализации продукции).
В данном методе предполагается,
что затраты возникают в
Целевое калькулирование себестоимости осуществляется на стадии планирования и разработки продукции. Исследованиями установлено, что именно на данном этапе закладывается около 80% затрат по производству. Поэтому здесь имеются наиболее существенные возможности снижения себестоимости. Для их реализации необходимо формирование многомерной прогнозной информации о затратах, что помогает сделать метод целевого калькулирования себестоимости. Целевое калькулирование себесто- имости – подход к определению себестоимости, по которой производство и продажа некоторого продукта с заданными функци- ональными возможностями и качеством обеспечит желаемый уровень прибыли при предлагаемой продажной цене.
Калькулирование непрерывно улучшающейся себестоимости продукции является инструментом управления затратами, который применяется на стадии производства и сбыта продукции для обеспечения приемлемого уровня рентабельности продукции и предприятия в целом. Оно дополняет метод целевого калькулирова- ния себестоимости продукции.
Рассмотрев основные методы управления затратами, можно сделать вывод, что в них по-разному организовано управление затратами. Каждый метод обладает своими определенными преимуществами и недостатками. Поэтому вполне целесообразно использование смешанных методов, объединяющих в себе несколько методов управления затратами. Например, можно использовать систему управления, основанную на совместном применении метода кайзен-костинг и системы «стандарт-кост», или на применении метода управления затратами по видам внутрихозяйственной деятельности и метода целевого калькулирования себестоимости. Применение смешанных методов позволит повысить эффективность управления затратами и достичь более высоких экономических результатов.
1.3. Основные направления
повышения эффективности
затратами и себестоимостью продукции
В настоящее время при анализе затрат и себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от их снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости и затрат: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
Экономия, обусловливающая фактическое снижение затрат и себестои -мости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) фак- торов6:
Информация о работе Анализ управления затратами и себестоимостью продукции на предприятии