Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение анализа управления затратами и себестоимостью продукции. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
раскрытие сущности затрат и себестоимости продукции;
особенности и специфика управления затратами и себестоимостью продукции на предприятии;
методика определения эффективности управления затратами и себестоимостью продукции;
выявление факторов и путей снижения себестоимости продукции;
анализ состава и структуры себестоимости продукции на предприятии «Селенга».
определение мероприятий по снижению затрат на производство продукции.
Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве.
Таким образом, мы выявили, что в себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность. Поэтому решение проблемы снижения себестоимости продукции непосредственно связано с повышением эффективности работы всего предприятия7.
Следовательно, себестоимость в процессе организации производственного учета является важнейшим инструментом управления затратами организации.
Как экономическая категория, себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
1. Учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
2. База для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и опре-деления прибыли и рентабельности;
3. Экономическое обоснование
целесообразности вложения
4. Определение оптимальных размеров предприятия;
5. Экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
Также рассмотрев основные методы управления затратами, можно сделать вывод, что в них по-разному организовано управление затратами. Каждый метод обладает своими определенными преимуществами и недостатками. Поэтому вполне целесообразно использование смешанных методов, объединяющих в себе несколько методов управления затратами. Например, можно использовать систему управления, основанную на совместном применении метода кайзен-костинг и системы «стандарт-кост», или на применении метода управления затратами по видам внутрихозяйственной деятельности и метода целевого калькулирования себестоимости. Применение смешанных методов позволит повысить эффективность управления затратами и достичь более высоких экономических результатов.
2. Анализ управления затратами и себестоимостью продукции на
2.1. Краткая
характеристика деятельности
технико-экономические
Торговля колбасными изделиями в республике в последние годы отличалась своей напряженной внутренней жизнью. Уход и приход привычных производителей, вечная конкуренция иногородних с местными, борьба за потребителя. Но все это может быть "цветочками" по сравнению с открытием крупной мясной фабрики "Селенга". Владельцы фабрики — компания "Титан" недвусмысленно строит планы о переделе сфер влияния и захвате 25 процентов всего рынка продаваемой колбасы в течение всего лишь года. Открытие мясоперерабатывающей фабрики «Селенга» состоялось в конце 2008 г. Это новое направление работы торгово-производственной компании «Титан», которая стала автором этого поистине инновационного проекта.
Принципиальная позиция «Селенги» – закупать сырье и ингредиенты, гарантирующее безупречное качество конечной продукции. В производстве колбас, мясных полуфабрикатов и деликатесов используется наше, местное мясо, выращенное в хозяйствах Закаменского, Джидинского, Кабанского, Еравнинского и Кяхтинского районов Бурятии. Проектная мощность «Селенги» – 15-20 тонн продукции в сутки. Предприятие оснащено самым современным оборудованием ведущих европейских производителей.
По данным маркетологов предприятия, 41% колбасных изделий, представленных на рынке Бурятии, сегодня завозится из соседних регионов. Сократить долю привозной продукции до 12% и занять 30 процентов рынка колбасной продукции – стало главной задачей фабрики «Селенга» на 2011 год. Уже сегодня фабрика производит более 130 видов качественной и востребованной населением продукции. Поэтому сомневаться в успехах этих амбициозных планов не приходится.
Продукции «Селенги» удалось завоевать порядка 15-20% республиканского рынка мясной продукции и колбас. Начались поставки мясной продукции в Иркутскую область, Забайкальский край и Монголию. Что касается Бурятии, то продукцию фабрики можно приобрести в торговых сетях города: Продукты от Титана, Либерти, Барис +, СемьЯ, Славянский базар, ТД «Надежда», БХП, Белоречье, Семерочка, Солнышко, Янта.
Рассмотрим технико-
Показатели |
2010г. |
2011г. |
Отклонения | |
Абс(+,-) |
В % | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
1. Объём произведенной продукции, тыс.р. |
95255 |
99512 |
+3257 |
3,41 |
2.Выручка от реализации продукции (нетто), тыс.р. |
95255 |
99512 |
+3257 |
3,41 |
3.Затраты на производство и реализацию продукции, тыс.р. |
66730 |
72884 |
+6154 |
9,22 |
4.Прибыль (убыток) от реализации продукции, тыс.р. |
2704 |
2399 |
-305 |
-11,27 |
5. Балансовая прибыль(убыток), тыс. р. |
28525 |
26628 |
-1897 |
-6,65 |
6.Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.р. |
36400 |
45040 |
+8640 |
23,7 |
7.Материальные затраты, тыс. р. |
49621 |
53993 |
+4372 |
8,81 |
8.Среднесписочная численность работников, чел. |
3672 |
3735 |
63 |
1,71 |
9. Фондоотдача ОПФ, руб. (стр.1/стр.6) |
2,57 |
2,19 |
-0,38 |
-14,78 |
10.Материалоотдача, руб. (стр.1/стр.7) |
1,89 |
1,83 |
-0,06 |
-3,17 |
11.Среднегодовая производительность одного работника, тыс. р. (стр.1/стр.8) |
25,94 |
29,8 |
3,86 |
14,88 |
12.Рентабельность реализованной продукции, % (стр.4/стр.3)*100 |
4,05 |
3,29 |
-0,76 |
-18,7 |
13.Рентабельность продаж, % (стр.4/стр.2)*100 |
2,88 |
2,42 |
-0,46 |
-15,9 |
Объем произведенной продукции в денежном выражении увеличился в 2011 г. по сравнению с 2010 г.. на 3,41%. Основными причинами такого повышения являются: увеличение месячного объема произведенной продукции; увеличение объемов закупок сторонних организаций; появление экономически выгодных заказов..
Основными причинами роста объемов производства в 2010 – 2011 гг. являются:
Себестоимость продукции в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 6154 тыс. руб. или 9,22%. Это связано в первую очередь с объективным ростом затрат на производство, изменением методологии калькулирования себестоимости и существенным увеличением материалоемкости товарной продукции.
За весь период исследования объем реализованной продукции равен объему товарной продукции, это говорит о наличии постоянного рынка сбыта, что обеспечит предприятию устойчивое функционирование.
Материалоотдача товарной продукции в 2011 г. по сравнению с 2010 г. имела тенденцию незначительного снижения на 0,06 руб./руб. в абсолютном отклонении.
Несущественное снижение материалоотдачи в период с 2010 г. по 2011 г. может быть вызвано ухудшением организации производства и материально-технического обеспечения, низким качеством сырья и материалов.
Основные фонды промышленного
предприятия представляют собой
совокупность материально-вещественных
ценностей, созданных общественным
трудом, длительно участвующих в
процессе производства в неизменной
натуральной форме и
Цель анализа основных фондов, прежде всего, состоит в оценке уровня технической оснащенности производства, а также в определении путей повышения эффективности использования основных производственных фондов и, прежде всего, технического характера. Совокупность основных фондов, которые непосредственно воздействуют на предметы труда называются активной частью основных производственных фондов.
Обобщающим показателем
эффективности использования
Важным показателем, характеризующим деятельность предприятия, является показатель производительности труда. В 2011г. производительность труда составила 29,8 т.р., что выше на 3,8 т.р. по сравнению с 2010г. относительное отклонение 2011 от 2010 г. составило 14,88%. Это связано с увеличением рабочего персонала на предприятии, повышением его классификации.
Одним из основных показателей, характеризующих работу предприятия, является балансовая прибыль, которая в 2010 году составляла 27116 т.р. В 2011 году данный показатель снизился на 1158 т.р. и составил 25958 т.р. Это говорит о том, что предприятие несет убыток поскольку происходит существенное увеличение материальных затрат и полной себестоимости в целом.
2.2. Анализ себестоимости
продукции по составу,
К числу наиболее ответственных
задач, которые ставит перед собой
экономист при анализе
Можно сказать, все эти
Рассмотрим структуру затрат за последние годы (2010-2011г.г ) в целом по производству фабрики «Селенга»
Таблица 1. Структура затрат фабрики «Селенга» на производство колбасной продукции за 2010-2011г.г.
Элементы затрат |
Сумма, руб. |
Структура затрат, % | ||||||
2010 г. |
2011 г. |
+,- |
в % |
2010г. |
2011г. |
+,- |
в % | |
Материальные затраты |
49621000 |
53993000 |
4372000 |
8,8 |
74,0 |
73,2 |
-0,8 |
-1,1 |
Заработная плата |
6166000 |
7390000 |
1224000 |
19,9 |
9,2 |
10,0 |
0,8 |
8,7 |
Отчисления в фонд социальной защиты |
1649000 |
1967000 |
318000 |
19,3 |
2,5 |
2,7 |
0,2 |
8 |
Амортизация основных средств |
3640000 |
4504000 |
864000 |
23,7 |
5,4 |
6,1 |
0,7 |
12,9 |
Прочие расходы |
6231000 |
5499000 |
-732000 |
-11,7 |
9,3 |
7,5 |
-1,8 |
-19,3 |
Переменные издержки |
48938000 |
52481000 |
6154000 |
12,6 |
73,3 |
72,0 |
-1,3 |
-1,8 |
Постоянные издержки |
17792000 |
20403000 |
3543000 |
19,9 |
26,7 |
28,0 |
1,3 |
4,9 |
Полная себестоимость |
66730000 |
72884000 |
2611000 |
3,9 |
100,00 |
100,00 |
- |
- |
Информация о работе Анализ управления затратами и себестоимостью продукции на предприятии