Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение анализа управления затратами и себестоимостью продукции. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
раскрытие сущности затрат и себестоимости продукции;
особенности и специфика управления затратами и себестоимостью продукции на предприятии;
методика определения эффективности управления затратами и себестоимостью продукции;
выявление факторов и путей снижения себестоимости продукции;
анализ состава и структуры себестоимости продукции на предприятии «Селенга».
определение мероприятий по снижению затрат на производство продукции.
Из данных таблицы видно, что из пяти элементов затрат высокую долю занимают материальные затраты. Их структура в полной себестоимости в 2010 году составила 74,0%, а в 2011 году 73,2%. Снижение материальных затрат в общей структуре говорит о рациональном их использовании. Влияние материальных затрат в общем по производству занимает ключевое место, это означает, что фабрика «Селенга» является материалоемким предприятием и основной резерв снижения себестоимости лежит здесь. Общая сумма материальных затрат за 2011 год составляет около 54 миллионов рублей, а отклонение с 2010 г. по 2011 г. составило 4,5 миллиона рублей в сторону увеличения.
Данный показатель вырос в связи с увеличением объема производства по колбасному цеху. Удельный вес заработной платы в структуре составляет 9,2% в 2010 г. и 10,0% в 2011г. Рост заработной платы по колбасному цеху и повышение материальных затрат за 2011г. говорит о том, что объемы производства увеличились за год, так как заработная плата персонала цеха зависит от сделанной работы. Рост этого показателя в структуре составил 0,8% или 1224000 рублей за год.
Элемент “Амортизация основных средств” занимает небольшое удельное место в структуре себестоимости. В 2010 г. 5,4% и в 2011г. 6,1%. Увеличение за один год составило 0,7%. Это произошло за счет изменения политики начисления амортизации на колбасную продукцию руководством предприятия и пополнением цеха нового оборудования. В 2010 г. сумма отчислений составляла 3640000 руб., а в 2011 г. 4504000 руб., что на 864000 руб. больше.
Изменение по “прочим расходам” за 2010 г. составило 732000 руб., в сторону уменьшения. Прочие расходы занимают второе место в структуре себестоимости после материальных затрат. В 2010г. их доля была 9,3%, а в 2011 г. 7,5%. В итоге под влиянием роста всех элементов затрат, увеличилась и полная себестоимость колбасной продукции за год на 6 млн.154тыс руб. Это связано с увеличением объема производства. Этот фактор был причиной повышения по всем элементам затрат, и прежде всего, материальным затратам и заработной плате.
Данные о постоянных и переменных затратах показывают, что в структуре себестоимости колбасной продукции в 2010 г. переменные затраты занимали 73,3%, а в 2011 г. 72,0%, изменение составило 1,3%, а в денежном выражении переменные затраты увеличились на 3543000 рублей. Рост в денежном выражении говорит об увеличении объема производства.
2.3. Факторный анализ затрат и себестоимости продукции
Для того чтобы проводить факторный анализ по колбасной фабрике, необходимо выбрать определенные виды колбас. Фабрика выпускает около 20 видов колбасной продукции. Для определения влияния различных видов выпускаемой продукции на изменение материальных затрат были выбраны позиции, имеющие наибольший удельный вес в общем выпуске.(см. Приложение).
Таблица 2. Удельный вес основных видов колбасной продукции в общем объеме выпуска продукции фабрики «Селенга» за 2010-2011 г.г.
Вид продукции |
Объем выпуска, кг |
Удельный вес, в % | ||||||
2010 г. |
2011 г. |
+,- |
в % |
2010 г. |
2011 г. |
+,- |
в % | |
1.Краковская |
38847 |
37647 |
-1200 |
-3,1 |
25,46 |
22,8 |
-2,26 |
-8,9 |
2.Брауншвейгская |
30385 |
28900 |
-1485 |
-4,9 |
19,92 |
17,5 |
-2,42 |
-12,1 |
3.Салями Банкетная |
13753 |
15311 |
1558 |
11,3 |
9,01 |
9,3 |
0,29 |
3,2 |
4.Сергиевская |
13677 |
15096 |
1419 |
10,4 |
8,97 |
9,1 |
0,13 |
1,4 |
5. Оригинальная |
8490 |
10314 |
1824 |
21,5 |
5,57 |
6,2 |
0,63 |
11,3 |
6.Прочие виды колбас |
47406 |
57851 |
10445 |
22,03 |
31,07 |
35,03 |
3,9 |
12,6 |
Итого общий выпуск за год |
152559 |
165120 |
12561 |
8,2 |
100,00 |
100,00 |
- |
- |
Удельный вес в годовом объеме выпуска по пяти видам колбасной продукции достигает высокого показателя 68,93% в 2010 году и 64,9% в 2011 году. Хоть и наблюдается динамика снижения (на 4,03), но их доля в общем выпуске остается весомой.
Таблица 3. Анализ выпуска основных видов колбасной продукции «Селенга».
Вид продукции |
Объем выпуска, кг |
Удельный вес, в % | ||||||
2010г. |
2011г. |
+,- |
в % |
2010г. |
2011г. |
+,- |
в % | |
1.Краковская |
38847 |
37647 |
-1200 |
-3,1 |
36,9 |
35,1 |
-13,8 |
-37,4 |
2.Брауншвейгская |
30385 |
28900 |
-1485 |
-4,9 |
28,9 |
26,9 |
-2 |
-6,9 |
3.Салями Банкетная |
13753 |
15311 |
155 |
11,3 |
13,1 |
14,3 |
1,2 |
9,1 |
4.Сергиевская |
13677 |
15096 |
1419 |
10,4 |
13,0 |
14,1 |
1,1 |
8,4 |
5. Оригинальная |
8490 |
10314 |
1824 |
21,5 |
8,1 |
9,6 |
1,5 |
18,5 |
Итого общий выпуск за год |
105152 |
107268 |
2116 |
22,03 |
100,00 |
100,00 |
- |
- |
Как следует из таблицы 3 наибольший удельный вес в 2010 году занимает Краковская колбаса, выпуск составил 36,9% в общем объеме, также в 2011 году - 35,1%. Это изменение произошло в связи с тем, что спрос на данный вид колбасы немного сократился за счет выпуска новых сортов колбасы (Оригинальная, Любительская, Зернистая).
Структура выпуска Брауншвейгская сократилась на 2,42% (1485 кг.), это также связано с рыночным спросом. По другим видам сырокопченой колбасы показатели доли структуры в общем объеме выпуска доходят до 9%. Следовательно, влияние приведенных пяти видов сырокопченой продукции в общем выпуске продукции существенное.
Чтобы произвести факторный
анализ себестоимости, необходимо определить
число факторов, влияющих на себестоимость.
Полная себестоимость колбасной продукции
(С) может измениться из-за объема выпуска
продукции (ВП), ее структуры (Дi), себестоимости
единицы продукции (Сi): С=ВП х Дi х Сi
Таблица 4. Исходные данные факторного анализа полной себестоимости
для колбасной продукции за 2010-2011 г.г.
Виды продукции |
выпуск продукции, кг. |
Себестоимость единицы продукции, руб. |
Полная себестоимость | |||||||
2010г. |
2011 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2010г. |
2011г. |
Отклонение | ||||
ед. |
уд. вес, % |
ед. |
уд. вес, % |
+,- |
в % | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8=2x6 |
9=4x7 |
10=9-8 |
11 |
1.Краковская |
38847 |
36,9 |
37647 |
35,1 |
134,41 |
147,15 |
5221425,27 |
5539756,05 |
318330,78 |
6,1 |
2.Брауншвейгская |
30385 |
28,9 |
28900 |
26,9 |
157,42 |
150,94 |
4783206,7 |
4362166,0 |
-421040,7 |
-8,8 |
3.Салями Банкетная |
13753 |
13,1 |
15311 |
14,3 |
98,49 |
126,36 |
1354532,97 |
1934697,96 |
580164,99 |
42,8 |
4.Сергиевская |
13677 |
13,0 |
15096 |
14,1 |
102,21 |
120,80 |
1397926,17 |
1823596,8 |
425670,63 |
30,4 |
5. Оригинальная |
8490 |
8,1 |
10314 |
9,6 |
156,91 |
153,25 |
1332250,8 |
1580620,5 |
248369,7 |
18,6 |
Итого: |
105152 |
100,00 |
107268 |
100,00 |
- |
- |
14089341,91 |
15240837,31 |
1151495,4 |
8,2 |
Определение влияния факторов на изменение
себестоимости колбасной
Влияние факторов на изменение себестоимости продукции:
3. себестоимости единицы
Таблица 5. Расчет полной себестоимости.
Виды продукции |
Объем товарной продукции фактический при базисной структуре, ед. (из табл.4 итог гр.4*гр.3/100) |
Себестоимость единицы продукции базисная, руб. (гр.6 табл. 4.) |
Себестоимость скорректированная, руб. |
1 |
2 |
3 |
4=2x3 |
1.Краковская |
39581,89 |
134,41 |
5320201,84 |
2.Брауншвейгская |
31000,45 |
157,42 |
4880090,84 |
3.Салями Банкетная |
14052,11 |
98,49 |
1383992,32 |
4.Сергиевская |
13944,84 |
102,21 |
1425302,09 |
5. Оригинальная |
8688,71 |
153,25 |
1331544,81 |
Итого: |
- |
- |
14341131,9 |
В таблице 5 произведены расчеты для нахождения полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, базисной структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции, т.е. Сусл1=14341131,9
Информация о работе Анализ управления затратами и себестоимостью продукции на предприятии