Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 16:14, курсовая работа
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который включает в себя анализ безубыточности, и позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. При этом бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности – это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности.
1. Введение…………………………………………………...2
2. Глава 1. Теоретическая часть…………………………….3
2.1. Понятие точки безубыточности. Необходимость расчета на предприятии………………………………………………3
2.2. Понятие порога рентабельности, запаса финансовой прочности, операционного рычага………………………7
3. Глава 2. Практическая часть…………………………….13
3.1. Краткая характеристика «Viva La Pizza»……………….13
3.2. Расчет точки безубыточности, порога рентабельности, запаса фин. прочности, операционного рычага…….................14
3.3. Выводы на основе проведенного анализа………………26
4. Заключение……………………………………………….28
5. Список использованной литературы………………….31
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курсовая работа
по дисциплине « Финансы организаций»
Тема: «Анализ условий безубыточности на предприятии»
Содержание
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что важным условием непрерывного и эффективного функционирования предприятия является его высокая рентабельность. Переход к рыночным отношениям настоятельно диктует необходимость изучения деятельности предприятия. От того, насколько эффективно осуществляется деятельность предприятий, зависит состояние экономики государства, уровень благосостояния населения. Необходимым для определения состояния предприятия является изучение его финансовых результатов деятельности с целью выявления путей и резервов для повышения эффективности работы предприятия. Успех работы любой компании измеряется величиной полученной прибыли и ее ростом. Рост прибыли справедливо связывают с ростом объемов продаж. Как нет предела совершенству, так нет того объема продаж и прибыли, достигнув который, можно сказать: «больше не надо». Однако, для успешного ведения бизнеса необходимо не только просчитывать, сколько компания заработает при достижении запланированного объема продаж, но и четко представлять, какой минимальный объем продаж необходим для обеспечения безубыточной работы. Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который включает в себя анализ безубыточности, и позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. При этом бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности – это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности.
Глава 1. Теоретическая часть
Точка безубыточности - минимальный уровень производства или другого вида экономической деятельности, при котором величина выручки от реализации произведенного продукта, услуг равна издержкам производства и обращения этого продукта. [5, стр.135] Чтобы получать прибыль, фирма, предприниматель должны производить количество продукта, иметь объем деятельности, превышающие величину, соответствующую точке безубыточности. Если же объем ниже соответствующего этой точке, деятельность становится убыточной. Расчет точки безубыточности позволяет фирме решить следующие задачи:
Эта прибыль тем больше, чем больше разница между фактической выручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько фирма может допустить снижение выручки
Деление затрат на постоянные и переменные лежит в основе метода, который широко распространен в экономике. Впервые он был предложен в 1930 г. инженером Уолтером Раутенштраухом как способ планирования, получивший известность под названием графика критического объема производства, или графика безубыточности (рис.1). Расчет точки безубыточности основывается на взаимосвязи трех показателей: «затраты — объем продаж — прибыль». Определить взаимодействие этих показателей можно графически:
- по оси абсцисс графика указывается объем реализации;
- по оси ординат — себестоимость реализованной продукции плюс прибыль, которые составляют выручку от реализации.
Точка пересечения прямых переменных затрат и выручки от реализации является точкой безубыточности.
Рисунок 1. Точка безубыточности
График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненным преимуществом этого метода является то, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке. При построении графика безубыточности предполагается, что не происходит изменений цен на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж; переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажи осуществляются достаточно равномерно.
Точка безубыточности может быть определена и аналитическим методом.
Выручку от реализации продукции определяют по выражению
где ПОИ – постоянные издержки; ПИ – переменные издержки; П – прибыль.
Если учесть, что в точке безубыточности прибыль равна нулю, то точку критического объема производства можно найти по формуле
Выручка от реализации представляет собой произведение объема продаж и цены продукции. Общая сумма переменных издержек может быть рассчитана как произведение переменных издержек на единицу продукции и объема производства, соответствующего объему продаж. Поскольку в точке безубыточности объем производства (продаж) равен критическому, предыдущая формула принимает следующий вид: [1, стр.99]
где Ц – цена единицы продукции; СПИ – переменные расходы на единицу продукции; Вкр – критический выпуск.
Теперь можно рассчитать критический выпуск:
При помощи анализа безубыточности можно не только рассчитать критический объем производства, но и объем, при котором может быть получена запланированная (целевая) прибыль. Этот метод позволяет выбрать лучший вариант при сравнении нескольких технологий и т.д. Преимущества разделения затрат на постоянную и переменную части используются многими современными предприятиями. Наряду с этим широко применяется учет затрат по полной себестоимости и соответствующая их группировка.
Порог рентабельности (Рб) — стоимостное выражение Qбезуб. - на какую сумму надо произвести товара, чтобы покрыть расходы (затраты). [6,стр.245]
Рб =
Кмд – коэффициент маржинального дохода; Кмд
Для расчета порога рентабельности принято делить издержки на две составляющие:
Значение порога рентабельности представляет большой интерес для кредитора, поскольку его интересует вопрос устойчивости компании и ее способности выплачивать проценты за кредит и основной долг. Устойчивость предприятия определяет запас финансовой прочности — степень превышения объемов продаж над порогом рентабельности. Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая точка, критический объем производства (реализации) – это такой объем продаж фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции. Для определения этой точки независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные и переменные. [7, стр.78] Практическая польза от предложенного разделения затрат на постоянные и переменные (величиной смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам) заключается в следующем:
Во-первых, можно определить точно
условия прекращения производства фирмой
(если фирма не окупает средних переменных
затрат, то она должна прекратить производить).
Во-вторых, можно решить проблему
максимизации прибыли и рационализации
ее динамики при данных параметрах фирмы
за счет относительного сокращения тех
или иных затрат.
В-третьих, такое деление затрат
позволяет определить минимальный объем
производства и реализации продукции,
при котором достигается безубыточность
бизнеса (порог рентабельности), и показать,
насколько фактический объем производства
превышает этот показатель (запас финансовой
прочности фирмы).
Порог рентабельности определяется
как выручка от реализации, при которой
предприятие уже ни имеет убытков, но не
получает и прибыли, то есть финансовых
средств от реализации после возмещения
переменных затрат хватает лишь на покрытие
постоянных затрат и прибыль равна нулю.
Запас финансовой
прочности
Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Чем выше запас финансовой прочности, тем меньше риск попасть в зону убытков. [2, стр.283]
(Вф) = (Vр) - (Рб)
Запас финансовой прочности предприятия
выступает важнейшим показателем степени
финансовой устойчивости. Расчет этого
показателя позволяет оценить возможности
дополнительного снижения выручки от
реализации продукции в границах точки
безубыточности. Как прибыль, так и запас
финансовой прочности, полученной при
избытке произведенной продукции, меньше,
чем при соответствии объемов продаж объему
производства. Поэтому предприятие, заинтересованное
в повышении как своей финансовой устойчивости,
так и финансового результата, должно
усилить контроль над планированием объема
производства. В большинстве случаев увеличение
товарно-материальных запасов предприятия
свидетельствует об избытке объема производства.
Прямо о его избытке свидетельствует увеличение
запасов в части готовой продукции, косвенно
- увеличение запасов сырья и исходных
материалов, так как издержки за них предприятие
несет уже при их покупке. Резкое увеличение
запасов может свидетельствовать об увеличении
объема производства в недалеком будущем,
что также должно быть подвергнуто строгому
экономическому обоснованию.
Таким образом, при обнаружении
прироста запасов предприятия в отчетном
периоде можно делать вывод о его влиянии
на величину финансового результата и
уровень финансовой устойчивости. Поэтому
для того, чтобы достоверно измерить величину
запаса финансовой прочности, необходимо
произвести коррекцию показателя выручки
от реализации на сумму прироста товарно-материальных
запасов предприятия за отчетный период.
В последнем варианте соотношений - при
объеме продаж большем, чем объем произведенной
продукции, - прибыль и запас финансовой
прочности больше, чем при стандартном
построении. Однако факт продажи продукции,
которая еще не была произведена, то есть
фактически не существует еще в данный
момент (например, при предоплате большой
партии товара, которая не может быть произведена
за текущий отчетный период), накладывает
на предприятие дополнительные обязательства,
которые должны быть выполнены в будущем.
Существует внутренний фактор, уменьшающий
фактическую величину запаса финансовой
прочности, - это скрытая финансовая неустойчивость.
[3, стр.105] Признаком наличия у предприятия
скрытой финансовой неустойчивости является
резкое изменение объема запасов. Итак,
для измерения запаса финансовой прочности
предприятия необходимо выполнение следующих
шагов:
Информация о работе Анализ условий безубыточности на предприятии