Анализ внешнеэкономических связей коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать внешнеэкономические связи коммерческой организации. Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
1. Рассмотреть развитие внешнеэкономических связей коммерческих организаций в России.
2. Проанализировать эффективность внешнеэкономической деятельности на ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Развитие внешнеэкономических связей коммерческих организаций в России 5
1.1 Понятие, особенности, тенденции развития внешнеэкономических связей 5
2.2. Классификация внешнеторговых операций 8
Глава 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» 12
2.1 Оценка уровня организации внешнеэкономической деятельности на ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» 12
2.2 Анализ тенденций развития внешнеэкономических связей ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» 18
Глава 3. Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности на ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» 21
3.1 Применение предлагаемых мероприятий Основные проблемы внешнеэкономической деятельности ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» 21
3.2. Направления повышения эффективности внешнеэкономической деятельности 24
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Анализ внешнеэкономических связей коммерческой организации (2).doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Приведенная классификация внешнеторговых операций характеризует многообразие форм, методов, организационных условий  как внешней, так и внутренней среды. Открытие экономики для внешнего мира, широкая либерализация внешнеэкономической деятельности постепенно формируют в России новую модель международного бизнеса.

Глава 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ»

  • 2.1 Оценка уровня организации внешнеэкономической деятельности  на ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ»

Открытое акционерное  общество «ПРОМТЕХМОНТАЖ» создано 31.12.1998г.

Общество  осуществляет следующие виды деятельности:

  • производство деревянных строительных конструкций и деталей;
  • производство деревянной тары;
  • производство строительных металлических изделий;
  • производство металлических цистерн, резервуаров и контейнеров;
  • обработка и покрытие металлов, общая механическая инженерия;
  • ремонт насосов и компрессоров;
  • ремонт подъёмного и такелажного оборудования;
  • ремонт машин общего назначения;
  • проектная деятельность для строительства, расширения, реконструкции и капитального строительства.

Оценка деловой активности любой  компании на качественном уровне может  быть получена в результате сравнения деятельности данной организации и родственных по сфере приложения капитала организаций. Такими качественными критериями являются: широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и др.

Для количественной оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» рассчитаем показатели, характеризующие эффективность  использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Таблица 1.

Динамика технико-экономических  показателей ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ»

Наименование показателя

Ед.изм.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продукция промышленности (в сопоставимых ценах)

млн.руб.

3392

4702

6754

9977

14161

18537

22967

Темп роста объема производства продукции в сопоставимых ценах

%

 

102,2

103,2

105,0

106,3

108,0

106,0

Продукция промышленности (в фактических ценах)

млн.руб.

3435

4911

8267

9028

14725

17790

19920

Темп роста объема производства продукции в фактических ценах

%

 

143,0

168,3

109,2

163,1

120,8

112,0

Продукция в натуральном  выражении по важнейшей номенклатуре

тн

4759

5824

5997

5174

5944

6146

6200

Темпы роста продукции  в натуральном выражении 

%

 

122,4

103,0

86,3

114,9

103,4

100,9

Потребительские товары в фактических отпускных ценах

млн.руб.

19

22

35

45

58

75

83

Темп роста объема производства потребительских товаров  в фактических отпускных ценах

%

 

104,8

102,9

104,7

117,0

119,0

108,1

Объем экспорта

тыс.долл. США

102

115

102

473

803

2622

2622

Темп роста объема экспорта

%

 

112,7

88,7

463,7

178,4

326,5

100,0

Поставка продукции  в натуральном выражении по важнейшей  номенклатуре на экспорт

тн

160

217

121

764

1001

1763

1535

Темпы роста объема экспорта в натуральном выражении

%

 

136,0

55,6

633,1

131,0

176,1

87,1

Удельный вес экспорта в общем объеме реализации продукции

%

3,5

3,4

2,0

9,9

10,3

29,3

27,1

Объем импорта

тыс.долл. США

17

561

1027

1421

1821

1734

1734

Темп роста объема импорта 

%

 

3300,0

183,1

138,4

128,1

95,2

100,0

Внешнеторговое сальдо

тыс.долл. США

85

-446

-925

-948

-1018

888

888

Темп роста производительности труда в сопоставимых ценах

%

102,0

100,0

100,6

108,9

107,4

107,3

104,9

Списочная численность  работников на конец года

человек

315

326

333

319

316

326

326

Среднесписочная численность  работников

человек

290

306

315

304

300

302

305


Продолжение таблицы 1.

Динамика технико-экономических  показателей ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

в т.ч. среднесписочная  численность  ППП

человек

284

300

308

297

294

296

299

Среднемесячная заработная плата работников,  за год

долл. США

146

183

215

255

371

462

440

Темп роста среднемесячной заработной платы работников, за  за год

%

 

125,3

117,5

118,6

145,5

124,5

95,2

Среднемесячная заработная плата работников, за декабрь

долл.  США

194

230

258

299

427

584

458

Темп роста среднемесячной заработной платы работников, за декабрь

%

 

118,6

112,2

115,9

142,8

136,8

78,4

Инвестиции в основной капитал

млн.руб.

85

280

260

245

224

514

763

Темп роста объема инвестиций

%

 

329,4

92,9

94,2

91,4

229,5

148,4

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг

млн.руб.

370

431

790

547

1606

1801

1970

Темп роста прибыли  от реализации продукции 

%

 

116,5

183,3

69,2

293,6

112,1

109,4

Рентабельность реализованной  продукции, товаров, работ, услуг

%

10,5

10,0

10,2

6,6

12,4

12,2

11,0

Увеличение (уменьшение) к предыдущему году

процент ный  пункт

 

-1

0

-4

6

-0,2

-1,2

Чистая прибыль (убыток)

млн.руб.

230

269

290

140

823

711

847

Темп роста в чистой прибыли 

%

 

117,0

107,8

48,3

587,9

86,4

119,1

Кредиторская задолженность (на конец года)

млн.руб.

275

1237

980

1782

2151

3369

2430

из нее просроченная

млн.руб.

96

125

124

217

186

116

 

Дебиторская задолженность (на конец года)

млн.руб.

585

551

336

236

332

1676

560

из нее просроченная

млн.руб.

134

149

89

82

127

61

 

Коэффициент текущей  ликвидности 

норматив

1,50

1,50

1,30

1,26

1,60

1,60

1,90

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

норматив

0,34

0,32

0,22

0,17

0,30

0,35

0,37

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

норматив ≤ 0,85

0,10

0,12

0,16

0,24

0,25

0,25

0,26


На основании таблицы 1 можно сделать следующие выводы:

  • наблюдается постоянный рост производства продукции в сопоставимых ценах, за 2008 год – 106%;
  • объемы производства в натуральном выражении увеличились по сравнению с 2002 годом на 30%;
  • объем экспорта увеличился с 2002 года в 25 раз, и только за 2007 год более чем в три раза, в 2008 году существенных изменений не было, в натуральном выражении они даже замедлились и составили 87,1%;
  • темпы роста импорта по сравнению с 2003 годом снизились в 33 раза, но сам импорт увеличился в 3 раза, начиная с 2007 года внешнеторговое сальдо на предприятии положительное;
  • наблюдается также постоянный рост производительности и численности работников;
  • среднемесячная заработная платы выросла почти в 3 раза с 2002 года;
  • в последние годы наблюдается увеличение инвестиций в основной капитал;
  • прибыль выросла почти в 6 раз, чистая прибыль почти в 4 раза, рентабельность существенно не изменилась, даже с учетом рост затрат на зарплату, энергоносители и ключевое сырье;
  • негативным является рост кредиторской задолженности почти в 9 раз, дебиторская задолженность практически не изменилась;
  • незначительно улучшились показатели текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, обеспеченности финансовых обязательств активами.4

Поэтому с нарастанием  динамизма экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, быстрым изменением конъюнктуры  на внутреннем и внешнем рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития крупного промышленного комплекса в долгосрочной перспективе все большую значимость приобретает стратегическое планирование.

На предприятии  ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» постоянно  проводится работа по обмену опытом со специалистами различных профилей, как с российскими, так и с зарубежными. Как результат — применение наиболее передовых методик планирования и экономико-математического моделирования в финансово-плановых расчетах, анализе хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, системе управления себестоимостью и задолженностями во внешнеэкономической деятельности и т. д.

Еще в середине 2005 года в компании была проведена  работа по определению линии стратегического  развития ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ». Результатом  совместной работы менеджеров концерна с европейскими специалистами стал «План стратегического развития ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» до 2008 года». Этот план рассматривает пять сценариев развития компании во внешнеэкономической среде  в зависимости от поведения внешних и внутренних факторов, таких, как: цены на основную продукцию и сырье, развитие или, наоборот, свертывание некоторых производств, инвестиционная политика. Конечно, существуют разные виды планирования. Первым из них является краткосрочное финансовое планирование. Горизонт планирования в данном случае редко превышает 1 год. Фирма просто хочет быть уверена, что у нее достаточно денежных средств для оплаты текущих счетов, а выданные и полученные ссуды как нельзя более выгодны для компании.

Второй вид  планирования — это долгосрочное или «стратегическое» планирование внешнеэкономической деятельности, типичный горизонт планирования которого простирается на 5 и более лет. Этот вид планирования связан с ключевыми решениями: например, приходится изучать возможность и целесообразность крупных капиталовложений в какое-либо подразделение компании для его роста, а не вопрос выбора между станком «А» или «Б» для этого подразделения.

Теперь, разработанный  на основе отечественных и иностранных  методик, финансовый план компании представляет собой обоснование таких стратегических решений в форме прогнозов, проектов, программ и планов всех структурных подразделений, реализация которых обеспечивает эффективное их функционирование в долгосрочной перспективе и быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Поскольку стратегический план отражает заранее определенные цели, его задача состоит в том, чтобы определить пути и сроки  достижения, а так же распределить их по центрам ответственности внутри компании. Это так же повышает ответственность и продуктивность работников и усиливает эффективность деятельности всей системы.

Долгосрочные  планы имеют привычку устаревать практически в момент их подготовки. Конечно, всегда можно начать весь процесс  планирования с начала, но это окажется полезным только в том случае, когда вы точно знаете, как необходимо пересмотреть план в свете неожиданных обстоятельств.

В процессе разработки стратегии появляется возможность  предвидеть изменения как внутри фирмы, так и во взаимодействии ее с внешними субъектами — поставщиками и потребителями, государственными службами и налоговыми органами — на основе чего, учитывая как позитивные, так и негативные факторы, происходит разработка мероприятий, в максимальной степени ослабляющих влияние последних, для успешного решения стратегических задач ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ», ориентировка на решение ключевых, определяющих для компании целей, от достижения которых зависит ее выживание и экономический прогресс.

Организация внешнеэкономической  деятельности на предприятии осуществляется экономической службой предприятия по следующим направлениям:

1. Анализ состава и структуры  импорта и экспорта;

2. Анализ внешних рынков;

3. Поиск новых партнеров;

4. Долгосрочное и среднесрочное  планирование внешнеэкономической  деятельности на предприятии;

5. Разработка стратегий по развитию  ВЭД на предприятии;

6. Переподготовка и повышение  квалификации работников в области  внешнеэкономической деятельности;

7. Поиск путей повышения эффективности  внешнеэкономической деятельности.5

  • 2.2 Анализ тенденций развития внешнеэкономических связей ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ»

Анализ внешнеэкономической  деятельности предусматривает определение  эффективности экспорта и импорта  продукции. Особое значение имеет оценка эффективности внешнеэкономической  деятельности предприятий в современных условиях, когда хозяйственная самостоятельность должна привести к повышению ответственности в обосновании управленческих решений.

Таблица 2.

Динамика ключевых показателей  внешнеэкономической деятельности ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» за 1 квартал 2008г.

Наименование  показателя

Единицы измерения

2007 год

2008 год

Темп роста, %

%

 

 

факт, с нач. года (без НДС)

факт, с нач. года (без НДС)

 

1

2

3

4

5

Объем экспорта, всего

тыс.долл. США

844

2622

310,66

в том числе  бартер

тыс.долл. США

     

Удельный  вес бартера в объеме экспортных поставок

%

     

Объем импорта, всего

тыс.долл. США

891

1734

194,61

в том числе  бартер

тыс.долл. США

     

Удельный  вес бартера в объеме импортных поставок

%

     

Структура импорта

тыс.долл. США

     

сырье, материалы, комплектующие  изделия

тыс.долл. США

717

1584

220,92


Продолжение таблицы 2.

Динамика ключевых показателей  внешнеэкономической деятельности ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» за 1 квартал 2008г.

Информация о работе Анализ внешнеэкономических связей коммерческой организации