Анализ затрат на производство продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

В курсовом проекте осуществляется анализ затрат на производство, включающих в себя затраты двух видов материалов, сдельную и повременную оплату труда с обязательными отчислениями на социальное страхование, амортизацию, прочие расходы на двух этапах производства за 12 периодов времени. Таким образом, предметом анализа в данном курсовом проекте являются полные производственные затраты на производство продукции, т.е. ее производственная себестоимость.

Содержание работы

Введение 6
1. Исходные данные 7
2. Анализ объема производства и реализации продукции 8
2.1. Анализ динамики объема производства в натуральном и стоимостном выражении 8
2.2. Анализ сезонности 15
2.3. Факторный анализ объема производства в стоимостном выражении 19
2.4. Факторный анализ методом цепных подстановок 19
2.5. Факторный анализ интегральным методом 22
2.6. Факторный анализ логарифмическим методом 24
3. Анализ затрат и себестоимости продукции 29
3.1. Анализ состава, структуры затрат и себестоимости продукции 29
3.2. Постатейный анализ затрат 35
4. Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа затрат и себестоимости продукции 38
4.1. Определение безубыточного объема продаж, точки закрытия предприятия, порога рентабельности и запаса финансовой прочности 38
4.2. Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия 40
Заключение 43

Файлы: 1 файл

Dolnikov.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

Методика маржинального анализа основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржинальной прибыли ( маржинального дохода).

    1. Определение безубыточного объема продаж, точки закрытия предприятия, порога рентабельности и запаса финансовой прочности

Расчеты безубыточного объема продаж, точки закрытия предприятия, порога рентабельности и порога безубыточности, запаса финансовой прочности сводятся в табл. 4.1 для 11-го и 12-го периодов. Табл. 4.1 содержит систематизированную ключевую информацию и расчетные показатели, и алгоритм их вычисления.

Алгоритм расчета порога безубыточности, порога рентабельности и запаса финансовой прочности реализуется для заданного объема выпуска продукции.

Итак, для данного предприятия  маржинальный доход в 12 периоде составляет 71,36 руб., в то время как в 11 периоде данный показатель принимал значение в 163,42 руб. Значит в 11 периоде вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности была гораздо выше. Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли.

Порог безубыточности и порог рентабельности также возросли в 12 периоде относительно 11. Точка безубыточности в 12 периоде составляет 491 ед., что на 381 ед. больше, чем в 11 периоде. Это говорит о том, что теперь для того, чтобы не уйти в зону убытков, предприятию нужно выпускать гораздо больше продукции, чем в прошлом периоде.

 

Таблица 4.1

Расчет порога рентабельности и  запаса финансовой прочности для 11-го и 12-го периодов

Показатели

11-й период

12-й период

1. Отпускная цена (за  минусом налога на добавленную стоимость), руб./ед.

248,31

119,49

2. Объем производства, ед.

115,00

553,00

3. Переменные затраты на единицу продукции, руб./ед.

84,89

48,14

4. Маржинальный доход,  руб./ед. (1)-(3)

163,42

71,36

5. Коэффициент маржинального дохода (4)/(1)

0,66

0,60

6. Затраты на продукт  на единицу продукции, руб./ед.

89,43

51,43

7. Валовая маржа, руб./ед.  (4) – (6)

73,99

19,92

8. Коэффициент валовой  маржи   (7)/(1)

0,30

0,17

9. Затраты на продукт, руб.

10283,99

28443,42

10. Порог безубыточности, ед.

63

399

11. Порог безубыточности, руб.

15625,83

47630,67

12. Всего постоянные  затраты, руб.

17909,47

35013,06

13. Порог рентабельности, ед.

110

491

14. Порог рентабельности, руб.

27212,23

58632,04

15. Запас финансовой  прочности, руб.

1342,85

7446,78

16. Операционный рычаг, %

21,26

8,87

17. Точка закрытия предприятия, ед.

72

293

18.Точка безубыточности

109,59

490,68

19. Кромка безопасности

5,41

62,32

20. Отношение кромки  к фактическому объему, %

4,70

11,27


 

Кромка безопасности в 12 периоде  составляет 62 ед., что соответствует 7446,78 руб. В 11 периоде этот показатель составлял 5 ед. или 1342,85 руб. Таким образом, в 12 периоде риск того, что фактический  объем производства и реализации не достигнет критического уровня, равного точке безубыточности, и предприятие окажется в зоне убытков значительно снизился.

Стоит отметить, что в 12 периоде  точка закрытия предприятия увеличилась с 72 в 11 периоде до 293 ед. Это означает, что предприятие становится экономически неэффективном уже при производстве 293 единиц. Более того, рассчитав отношение кромки безопасности к фактическому объему, получилось, что в 12 периоде объем производства может понизиться на 11,27%, чтобы избежать убытка, что гораздо выше, чем в 11 периоде.

Рассмотрим показатель операционного  рычага. В 12 периоде он составил 8,87%, что на 12% меньше, чем в 11 периоде. Операционный рычаг показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема продаж на 1%. Эффект рычага снижается по мере того, как объем продаж увеличивается по сравнению с уровнем безубыточности. Компании, работающие в непосредственной близости от точки безубыточности, имеют относительно большую долю изменений прибыли и убытков на заданное изменение объема. В зоне выше точки безубыточности эта изменчивость будет благоприятной, в зоне ниже – может привести к отрицательным результатам.

Понимание сути операционного рычага и умение управлять им представляют дополнительные возможности для использования данного инструмента в инвестиционной политике компании. Так, производственный риск во всех отраслях в определенной степени может регулироваться менеджерами, например при выборе проектов с большими или меньшими постоянными затратами. При выпуске продукции, имеющей высокую емкость рынка, при уверенности менеджеров в объемах продаж, значительно превышающих точку безубыточности, возможны использование технологий, требующих высоких постоянных затрат, реализация инвестиционных проектов по установке высокоавтоматизированных линий, других капиталоемких технологий. В сферах деятельности, когда компания уверена в возможности завоевания устойчивого сегмента рынка, как правило, целесообразно внедрение проектов, имеющих меньший удельный вес статичных затрат.

    1. Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

В данной части работы будет проведен анализ факторов безубыточного объема продаж.

Итак, безубыточный объем продаж (критический  объем, порог рентабельности) и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает,   снижение удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.

Поэтому каждое предприятие стремится  к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается такой план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности. Обозначим безубыточный объем продаж Vкр и приведем еще раз его формулу

,  

где Ц- цена на продукцию, руб./ед.,  FC- предполагаемые, ожидаемые постоянные расходы, руб., VC-удельные переменные затраты, руб./ед.                        

Влияние на критический  объем изменения переменных расходов

Влияние на критический  объем изменения постоянных расходов

где - цена на продукцию текущего отчетного периода, руб./ед., а - предполагаемые, ожидаемые постоянные расходы, руб.

Влияние на критический  объем изменения цен.

 

В данной работе проведем факторный анализ изменения точки  безубыточности в 12 периоде относительно 11 периода.

Общее изменение составило 381 ед. Рассмотрим, как повлияли отдельные факторы на общее изменение.

Изменение критического объема за счет изменения переменных затрат

Изменение критического объема за счет изменения постоянных затрат

Изменение критического объема за счет изменения цены

Общее изменение составило

Наибольшее влияние на изменение  критического объема оказало снижение цены на единицу продукции. В результате такого решения критический объем увеличился на 316 единиц. Увеличение постоянных затрат также привело к увеличению критического объема на 85 единиц. Однако за счет сокращения переменных затрат точка безубыточности сократилась на 20 единиц.

Как было сказано выше, увеличение порога рентабельности в данном предприятии  связано с понижением цены. Оно  вынуждено производить и реализовывать больше продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия.

Заключение

 

В курсовом проекте был  осуществлен анализ затрат на производство, включающих в себя затраты двух видов материалов, сдельную и повременную оплату труда с обязательными отчислениями на социальное страхование, амортизацию, прочие расходы на двух этапах производства за 12 периодов времени. Было установлено наличие сезонных колебаний данных показателей, а также построена детерминированную факторную модель для анализа объема производства в стоимостном выражении и рассчитать количественное влияние  изменения включенных в нее факторов на результирующий показатель методом цепных подстановок.

В заключительной части работы был определен безубыточный объем продаж, точка закрытия предприятия другие показатели. Также был проведен факторный анализ критического объема продаж. Кроме того, был определен операционный рычаг и рассмотрен принцип его действия.

Список использованных источников

  1. Баканов М.И., Мельник М. В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 6-е изд.  М.: Финансы и статистика, 2008. 536 c.
  2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям 7-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2008. – 570 с. : ил.
  3. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: учеб. Пособие для студентов, обучающихся по спец. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 5-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 399 с.
  4. Елисеева И.И., Юзбашев М.М.Общая теория статистики М.: Финансы и       статистика. 2006.480с.
  5. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 1024 с.
  6. Кордович В.И., Попова О.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебн. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 121 с.
  7. Куприенко Н.В., Пономарева О.А. Статистика. Анализ временных рядов. Ч.3.: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. 116 с.
  8. Правила оформления студенческих работ: Метод. указания / Сост.: В.А.Дуболазов, Н.В. Павлов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. 32 с.
  9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.    М.: ИНФРА-М, 2008.  512 с.





Информация о работе Анализ затрат на производство продукции