Анализ затрат с целью безубыточности пердприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – апробация методики анализа безубыточности предприятия. Цель курсовой работы раскрывается через решение следующих задач:
1) определение точки безубыточности;
2) принятие оптимального производственного плана;
3) определение объема продукции, который надо реализовать для получения запланированной прибыли;
4) установление цены продукции, позволяющей обеспечить спрос и прибыль на запланированном уровне;
5) выбор наиболее эффективных технологий производства.

Файлы: 1 файл

kursaaaach.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

5 Эффект производственного  левериджа проявляется только в коротком периоде, поскольку постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только с ростом объема продаж происходит очередной скачок постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма  производственного левериджа позволяет управлять соотношением постоянных и переменных затрат, повышать эффективность деятельности предприятия при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия./16/

При неблагоприятной  конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда оно еще не преодолело точки безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности требования к экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При управлении постоянными  затратами следует иметь в  виду, что высокий их уровень в  значительной мере определяется отраслевыми особенностями - различным уровнем механизации и автоматизации труда, фондоемкости продукции./17/ Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокий производственный леверидж, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Однако, несмотря на эти объективные ограничения, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения суммы и удельного веса постоянных затрат. К таким резервам можно отнести: сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу неиспользуемого оборудования и нематериальных активов и, следовательно, снижение амортизационных отчислений; использование краткосрочного лизинга машин и оборудования вместо приобретения их в собственность; сокращение объема коммунальных услуг и др.

При управлении переменными  затратами основным ориентиром должна быть постоянная их экономия, так как между этими затратами и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности приведет к росту маржинального дохода и позволит быстрее преодолеть эту точку, после чего экономия переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности труда; сокращение запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и др./18/

По результатам проведенного анализа  в данной работе можно сделать  вывод о повышении эффективности  деятельности предприятия в 2011 г. в  сравнении с 2010 г.

Предприятие выходит победителем в конкурентной борьбе за счет высокого качества продукции и сравнительно низкой ее себестоимости. Кроме этого высокий технологический и профессиональный уровень управленческого персонала предприятия позволяет быстро и при низких затратах осваивать новые виды продукции.

Приоритетные направления деятельности ОАО «Оренбургское хлебоприемное  предприятие» в 2012 г. не изменятся.

Главным направлением в деятельности предприятия будет создание и развитие взаимовыгодных и максимально удобных партнерских отношений, будет продолжена работа по поиску и привлечению к сотрудничеству новых клиентов.

Улучшению финансового положения предприятия «Оренбургский хлебокомбинат» будет способствовать дальнейшее укрепление договорной, финансовой и трудовой дисциплины. Основными элементами хозяйственной политики Общества в 2012 г. будут:

- гибкая ценовая политика;

- постоянный анализ рыночных  тенденций; 

- оперативное реагирование на  изменение цен у конкурентов.

Зависимость затрат от изменения  уровня деловой активности характеризует поведение затрат, значение которых важно для управления. В системе директ-костинг текущие затраты учитываются и планируются исходя из этой особенности поведения затрат только по переменным затратам. При этом постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, а собираются на отдельном счете и периодически списываются непосредственно на счета финансовых результатов.

Взаимосвязь показателей  затрат, объемов производства, маржинального  дохода и прибыли, показывает, что общая сумма переменных расходов возрастает с ростом объемов оказанных услуг, а постоянных - остается неизменной. Именно эта особенность поведения постоянных затрат определяет повышение финансового результата по мере увеличения объемов предоставляемых услуг и реализации.

Анализ приведенных  расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Итак, использование  методологии маржинального анализа  в деятельности ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» позволит повысить эффективность и обоснованность принимаемых управленческих решений, так как для целей оперативного управления используется маржинальная прибыль, сформированная по принципу учета неполных затрат, что послужило основанием для формулировки вида экономического анализа.

По анализируемому предприятию размер выручки в 2010 и 2011 году оказался выше точки безубыточности. За счет данного факта, запас финансовой устойчивости  в 2010 г. составил 22534 тыс. руб., а в 2011 г. – 13584 тыс. руб.

Любое предприятие  обязано первоначально возместить свои постоянные затраты и чем они больше, тем сложнее достичь точки безубыточности. По нашим расчетам, в 2009 году предприятие имеет отрицательную величину силы воздействия операционного рычага. Поэтому основным направлением управления затратами будет обеспечение экономии переменных затрат. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности приведет к росту маржинальной прибыли.

Приведенные показатели обусловливают необходимость постоянного контроля за запасом финансовой устойчивости, выяснения – насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого нельзя допускать падения выручки. Данный расчет позволяет осуществить соответствующий прогноз на перспективу, разработать мероприятия по увеличению производства и реализации продукции, снижению себестоимости. Решению этой задачи будет способствовать повышение качества и конкурентоспособности продукции, ускорение оборачиваемости капитала и более полное и эффективное использование производственного потенциала предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из данной курсовой работы мы видим, что анализ точки безубыточности коммерческого предприятия просто необходим для безубыточной деятельности предприятия.

Также мы смогли узнать, что безубыточность – это такое  состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима, чтобы предприятие начало получать прибыль.

Разность между фактическим  количеством реализуемой продукции  и безубыточным объемом продаж –  это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее  финансовое состояние коммерческого предприятия. Определить их уровень, как мы уже убедились, можно графическим и аналитическим способом.

Анализ безубыточности позволяет нам :

  1. Быстро определить, какой объем продукции предприятию необходимо произвести и реализовать для получения желаемой прибыли в планируемом периоде;
  2. По какой цене нужно продавать продукцию, чтобы обеспечить спрос на нее и получить запланированную прибыль;
  3. Выбрать наиболее эффективные технологии производства, затраты времени при которых значительно меньше чем при традиционных методах анализа;
  4. Найти решение задач, связанных с планированием ассортимента, обновлением выпускаемой продукции, что особенно важно в условиях рыночной экономики;
  5. Как при нестабильном спросе, на который влияет множество факторов, независящих от производителя или торгующей организации, определить, насколько предприятие может снизить объем реализации, не потерпев при этом убытка, для чего следует произвести анализ разницы между фактическим, плановым и безубыточным объемом реализации;
  6. Сделать прогноз критического объема производства изделий и рассчитать влияние факторов на критический объем реализации в будущем периоде;
  7. Произвести анализ прибыльности, при котором происходит изучение взаимосвязанности затрат, валового дохода и цены реализации.

По итогам проведенного анализа можно сказать, что финансовое состояние ОАО «Оренбургский Хлебокомбинат» достаточно устойчиво. Увеличение показателей объема продаж, увеличение прибыли положительно характеризует работу предприятия.

По результатам проведенного исследования необходимо сказать, что предприятие может позволить сокращение производства, либо снижение цен в пределах 171319 тыс. руб. без опасности получить убыток. Следовательно, чем ниже точка равновесия или безубыточности, тем ниже риск получить убыток и не полностью возместить затраты.

В работе было выявлено, что перерасход затрат сложился из-за роста

 

затрат на оплату труда, роста прочих затрат и роста амортизации, то есть неиспользованный резерв экономии затрат на предприятии составил 11940 тыс. рублей. По остальным статьям затрат получена экономия.

 Вследствие этого  важно отметить, что основным источником снижения затрат является сокращение затрат за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов.

Итак, использование  методологии маржинального анализа  в деятельности ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» позволит повысить эффективность и обоснованность принимаемых управленческих решений, так как для целей оперативного управления используется маржинальная прибыль, сформированная по принципу учета неполных затрат, что послужило основанием для формулировки вида экономического анализа.

По произведенным расчетам, в 2009 году предприятие имеет отрицательную величину силы воздействия операционного рычага. Следовательно основным направлением управления затратами на предприятии будет обеспечение экономии переменных затрат. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности приведет к росту маржинальной прибыли.

Из всего  вышеизложенного можно еще раз  убедится в том, что анализ безубыточности коммерческого предприятия –  важнейшая составляющая, для устойчивой финансовой деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. для учащихся сред. спец. учеб. заведений / Г. В. Савицкая .- 5-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 345 с. : ил.. - (Среднее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 337-338. - ISBN 978-5-16-003401-0
  2. Абдукаримов, И.Т. Управление затратами в предпринимательской деятельности [Текст] / И. Т. Абдукаримов, Л. Г. Абдукаримова // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3-4. С. 11-23.
  3. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 366 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 329-334. - Прил.: с. 337-360. - ISBN 978-5-16-003521-5.
  4. Комплексный экономический анализ предприятия [Текст]  / под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой . - СПб. : Питер, 2009. - 570 с. - (Учебник для вузов). - Прил.: с. 560-570. - Библиогр.: с. 557-559. - ISBN 978-5-91180-464-0.
  5. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент [Текст] / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2010.- 768с.
  6. Бороненкова, С.А. Управленческий анализ [Текст] / С. А. Бороненкова. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 383с.
  7. Гинзбург, А. И. Экономический анализ [Текст] : для бакалавров: учеб. для вузов / А. И. Гинзбург.- 3-е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 488 с. - (Учебник для вузов : стандарт третьего поколения). - Библиогр.: с. 445-448. - ISBN 978-5-4237-0217-5.
  8. Ивашкевич, В.Б. Бухгалтерский управленческий учет [Текст] : Учеб. для вузов / В. Б. Ивашкевич. – М.: Юристъ, 2009. - 618 с. - ISBN 5-7975-0540-1
  9. Скорохватова, Р.И. Создаем резервы - управляем затратами / Р. И. Скорохватова // В курсе правового дела. – 2011. - №1
  10. Шуремов, Е. Анализ «затраты-объем-прибыль» [Текст] / Е. Шуремов // Экономика и жизнь. – 2009. - №7
  11. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
  12. http://bugaltery.ru
  13.   http://afdanalyse.ru
  14. Фаллер, К. Система управления затратами / К. Фаллер, А. Коптелов // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2010. - №48
  15. Комплексный экономический анализ предприятия [Текст]  / под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой . - СПб. : Питер, 2009. - 570 с. - (Учебник для вузов). - Прил.: с. 560-570. - Библиогр.: с. 557-559. - ISBN 978-5-91180-464-0.
  16. Илюхина, Г. И. Роль управленческого анализа в условиях модернизации экономики // Г. И. Илюхина // Сервис в России и за рубежом. - 2011. - № 3. - С. 217-226.
  17. Климова, Н. В. Экономический анализ [Текст] : теория, задачи, тесты, деловые игры: учеб. пособие для вузов / Н. В. Климова . - М. : Вузовский учебник, 2008. - 287 с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.: с. 267-268. - Прил.: с. 269-281. - ISBN 978-5-9558-0073-8.
  18. Воронова, Е.Ю. Взаимосвязь динамики затрат и изменений объема производства [Текст] / Е. Ю. Воронова // «Аудиторские ведомости». – 2009. - №1

Информация о работе Анализ затрат с целью безубыточности пердприятия