Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – апробация методики анализа безубыточности предприятия. Цель курсовой работы раскрывается через решение следующих задач:
1) определение точки безубыточности;
2) принятие оптимального производственного плана;
3) определение объема продукции, который надо реализовать для получения запланированной прибыли;
4) установление цены продукции, позволяющей обеспечить спрос и прибыль на запланированном уровне;
5) выбор наиболее эффективных технологий производства.
Для обеспечения аналитических расчетов необходимо вести отдельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по видам продукции и по предприятию в целом.
У отечественных специалистов существует два взгляда на предмет директ-костинга. С точки зрения одних, это метод учета затрат. Другие склонны считать его методом калькулирования. При этом директ-костинг можно определить как систему управленческого учета, так как эта система кроме собственно учета и калькулирования, то есть процедур получения данных о затратах, включает в себя еще и использование этих данных для принятия решений, планирования и контроля.
Система директ-костинг имеет преимущества и недостатки. Основное преимущество этой системы состоит в том, что на основе информации, которая в ней получается, можно принимать оперативные управленческие решения. В свою очередь это дает возможность снижения цен. Недостатком являются трудности в отделении постоянных расходов./3/
Анализ безубыточности широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет более точно управлять процессом формирования и прогнозирования величины суммы прибыли, исчислять влияние факторов на ее изменение; определять критический уровень объема продаж (порог рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов; определять зону безопасности (зону безубыточности) предприятия; исчислять необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли; обосновывать наиболее оптимальный вариант управленческих решений изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Однако в отечественной практике приемы и способы оценки параметров безубыточной деятельности хозяйствующего субъекта микроуровня не нашли широкого применения. Во многом такая ситуация сложилась в связи с тем, что в учете затрат не используется система « директ-костинг». Вместе с тем практическое применение теории анализа безубыточной деятельности предприятия в исследовательских работах показывает целесообразность такого анализа при определении резервов хозяйствующих субъектов и перспектив его развития.
Методика анализа
– на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью;
– прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Маржинальный анализ широко применяется в зарубежной практике, т.к. позволяет установить оптимальный объем продаж при сложившихся ценах на рынке, затрат на ведение бизнеса и обеспечить запланированные размеры прибыли. В результате предприятие имеет возможность обосновать управленческие решения по выбору вариантов изменения производственных мощностей, ассортимента продукции, политики цен и т.д. В основе расчетов лежит особенность поведения затрат, часть из которых зависит от объемов реализации, а часть, либо не зависит, либо изменяется непропорционально. Затраты, зависимые от объемов продукции, называют в экономической литературе условно-переменными (УП), а независимые - условно-постоянными (Н). Это вполне оправдано, т.к. на практике разделить расходы, формирующие себестоимость по данным признакам, по существу невозможно.
Для сравнительного анализа представлены методики по анализу безубыточности, разработанные известными авторами в этой области - В.В. Ковалевым, С. А. Боронековой, Дж. В. Смит и Е. В. Кузнецовой, В. П. Савчук.
Таблица 1 – Сравнительный анализ методик анализа безубыточности предприятия
Направление сравнительного анализа |
Задачи и формулировки анализа |
Объекты анализа |
Системы показателей |
Последовательность и периодичность исследования |
Способы исследования |
Источники данных |
Организация анализа |
Технические средства |
Характеристики документов |
Потребители результатов анализа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Ковалев В. В. [13] |
Анализ «мертвой точки» - определение для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность |
Предпринимательская единица |
Производственный, финансовый леверидж, затраты, выпуск, реализация |
Группировка затрат на постоянные и переменные, расчет маржинального дохода, расчет «мертвой точки». Расчет производится по мере необходимости. |
Аналитический, графический, метод уравнений |
Отчет о прибылях и убытках, данные управленческого учета |
Отдел организа-ции управленческого учета |
Программ-мы, используемые с помощью ПК |
Внутрен-няя отчетность, плановые документы |
Руковод-ство, плановые службы, бухгалтерия |
Боронен-кова С.А. [4] |
Цель анализа безубыточности – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменится объем продаж |
Предпринимательские единицы, фирмы и т.д. |
Объем производства, объем продаж, выручка от продаж, затраты на производство и реализацию, прибыль от продажи |
Изучение зависимости между доходами, издержками и прибылью на протяжении короткого промежутка времени |
Математическая модель, графическая модель |
Отчет о прибылях и убытках, сметы затрат, приложение к балансу |
Бухгалтерия, плановый отдел |
Программ-ное обеспе-чение |
Управленческая отчетность |
Внутренние пользователи |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Дж. В. Смит, Е. В. Кузнецова [20] |
CVP-анализ (затраты-объем-прибыль)
позволяет отыскать наиболее
выгодное соотношение между |
Предпринимательская единица |
Маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности: |
Определение маржинального
дохода, определение размера прибыли,
определение точки |
Графический, метод уравнений и маржинального дохода |
Финансо-вая отчетность |
Финансо-вые службы |
Приклад-ные программы ПК |
Обоснование рекомен-даций для выбора стратегии развития организа-ции |
Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, могут дать более глубокую оценку финансо-вых результатов |
Ивашкевич В.Б. [8] |
Анализ безубыточности дает ин- информацию об эффектив-ности производства и реализации продукции по ее видам и группам |
Отдельные производственные участки предприят-ия |
Прямые и косвенные затраты, маржинальный доход (прибыль), сумма покрытия. |
Отнести прямые затраты на изделия, производимые в этом подразделении; отделить переменную часть затрат; определить ставку покрытия. |
Аналитический и графичес-кий методы, метод прогнозирования |
Отчеты производственных подразделений, плановые сметы затрат |
Отделы управления |
Компьютерные программы |
Прогнозирование издержек, цены реализации продукции, допустимого удоро-жания ее себестоимости |
Менеджеры |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Савчук В. П. [16] |
Данный подход позволяет оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции; установить запас “прочности” предприятия в его текущем состоянии и спланировать объем реализации продукции, который обеспечивает желаемое значение прибыли. |
Экономический субъект |
Затраты, выручка, объем производства, прибыль до налогообложения |
Расчет маржинального дохода, расчет точки безубыточности |
Аналитический, графический |
Отчет о прибылях и убытках |
Бухгалтерия, планово-экономические службы |
Для проведения практических
расчетов по анализу безубыточности
рекомендуется специальный |
Пояснительная записка, плановые документы |
Внутренние пользователи |
По данным таблицы 1, исследования экономистов показывают, что одни виды расходов изменяются пропорционально изменениям объемов производства, другие находятся в обратно пропорциональной зависимости, третьи остаются неизменными, либо изменяются непропорционально. Именно эти особенности поведения затрат заложены в расчетах прогнозов финансовых результатов от реализации продукции, политики цен на рынке, решения о расширении или сокращении объемов производства того или иного вида продукции. Несколько различаются задачи и формулировки анализа, так по мнению Ковалева В.В. анализ безубыточности – это анализ мертвой точки. По мнению Бороненковой С. А., цель анализа безубыточности – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменится объем продаж.
Остальные авторы считают,
что целью анализа
Для всех представленных авторов, объектом выступает предпринимательская единица – фирмы, но по мнению Ивашкевича В. Б., объектом анализа должны выступать отдельные производственные участки.
Системы показателей едины для всех авторов– это переменные и постоянные затраты, маржинальный доход, прибыль, выручка.
Последовательность проведения также практически идентична, главное – верно разделить затраты на переменные и постоянные. Условность деления затрат на переменные и постоянные не дает абсолютно точных расчетов, поэтому следует учитывать определенный процент погрешности в них.
Ковалев В. В., Кузнецова Е. В, Бороненкова С. А. и Савчук В. П. применяют в анализе такие способы исследования – как аналитический, математический и графический, а Ивашкевич В.Б. добавляет еще и метод прогнозирования.
Основными источниками информации выступает бухгалтерская (финансовая) отчетность и калькуляции затрат.
Ковалев В. В. и Ивашкевич
В. Б. организацию анализа
Данный анализ рекомендуется проводить с помощью компьютерных программ.
Результаты анализа, по мнению Бороненковой С. А. следует отражать в управленческой отчетности, Ковалева В. В. и Савчук В. П. – во внутренней плановой отчетности, а остальные авторы рекомендуют использовать полученные результаты для прогнозирования цены реализации и выбора стратегии предприятия.
Потребителями результатов анализа по мнению Бороненковой С. А. и Савчук В. П. являются внутренние пользователи, по мнению Ивашкевич В. Б. – менеджеры, Ковалева В. В. и Кузнецовой В. В. – руководство и финансовые службы.
Исследования экономистов показывают, что одни виды расходов изменяются пропорционально изменениям объемов производства, другие находятся в обратно пропорциональной зависимости, третьи остаются неизменными, либо изменяются непропорционально. Именно эти особенности поведения затрат заложены в расчетах прогнозов финансовых результатов от реализации продукции, политики цен на рынке, решения о расширении или сокращении объемов производства того или иного вида продукции. Условность деления затрат на переменные и постоянные не дает абсолютно точных расчетов, поэтому следует учитывать определенный процент погрешности в них.
Таким образом, все представленные методики основываются на разделении затрат на переменные и постоянные и нахождении маржинального дохода с последующим определением точки безубыточности.
К условно постоянным расходам относят те затраты, которые необходимо произвести предприятию независимо от величины выполненных работ, услуг (продукции). Например, к таким расходам относятся амортизация основных средств, арендная плата (за помещение, землю), водоотведение и водопотребление, земельный налог, услуги связи, охрана объекта, техническое обслуживание охранной и пожарной сигнализации, оплата теплоэнергии и электроэнергии, ФОТ инженерно-технического персонала и другие. Эти затраты будут произведены в безусловном порядке независимо от увеличения или уменьшения объема выполненных работ, услуг (продукции).
К условно переменным расходам относят те затраты, величина которых может меняться в зависимости от изменения величины объема выполненных работ, услуг (продукции). Условно переменные расходы возрастают пропорционально росту объема выполненных работ, услуг (продукции). Примерами таких расходов будут такие экономические показатели, как ФОТ основных производственных рабочих, основные материалы и комплектующие, расходы на эксплуатацию машин и механизмов, затраты на электроэнергию необходимую для осуществления производственного процесса. Следующим этапом разработки производственного плана будет являться определение оптимальной точки между объемом выполненных работ, услуг (продукции) и величиной условно постоянных расходов предприятия, к оптимизации которых мы стремимся.
Для последующего анализа безубыточности ОАО «Оренбургский Хлебокомбинат» была выбрана методика В. В. Ковалева в книге «Введение в финансовый менеджмент», потому что она в наибольшей степени отражается все аналитические возможности.
1.3 Информационное обеспечение анализа постоянных и переменных затрат
Информация о работе Анализ затрат с целью безубыточности пердприятия