Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 15:32, курсовая работа
Аудит персонала - это периодически проводимая система мероприятий по сбору информации, ее анализу и оценке на этой основе эффективности деятельности предприятия по организации труда и регулированию социально-трудовых отношений.
Объектом аудита персонала является трудовой коллектив, персонал предприятия, его деятельность. В целях аудита персонал предприятия и его деятельность представляются в виде системы показателей, которые позволяют охарактеризовать:
- результативность, эффективность функционирования трудового потенциала,
Основные принципы политики, стратегии найма, а также его процедура должны быть закреплены в Положении о найме. Приблизительная структура его такова.
1. Общие принципы найма в компании:
- виды найма (долгосрочный, краткосрочный) в соответствии с классификацией персонала по группам (управленческие уровни и функциональные группы);
- общие требования
корпоративной культуры к
- соотношение
притока персонала извне и
использования внутреннего
- ограничения в рамках системы найма (по опыту работы кандидатов в других компаниях, по рынкам и т.п.).
2. Использование
инструментов и технологий
- общие установки
по использованию различных
- общие установки по использованию инструментов отбора и проверке кандидатов.
3. Определение и утверждение потребности в персонале:
- механизмы выявления потребности в персонале (плановой и внеплановой) и формирования плана подбора по компании;
- механизмы открытия
вакансии (плановой и внеплановой)
— санкционирование начала
4. Последовательность этапов подбора в компании (кто участвует в найме и отборе, в какой последовательности, какую задачу решает, какова зона ответственности).
5. Принципы бюджетирования системы найма.
1.3. Направления аудита найма персонала
Аудит найма осуществляется по трем направлениям:
Во-первых, проверяется соблюдение организацией законов и правил, а также внутренних распоряжений.
Требования к исполнителям
определяются положениями ТК РФ, к образованию
— профессионально-
При осуществлении приема на работу организация должна руководствоваться и соблюдать следующие принципы:
- комплексность, т.е. всестороннее исследование и оценка личности кандидата (изучение биографических данных, профессиональной карьеры, уровня профессиональных знаний и умений, деловых и личных качеств, состояния здоровья, мнения бывших коллег о нем);
- объективность, т.е. повторяемость результатов оценки указанных качеств кандидата при повторных отборах, а также сведение к минимуму влияния субъективного мнения консультанта, принимающего окончательное решение;
- непрерывность, т.е. постоянная работа по вербовке и отбору лучших специалистов, формирование кадрового резерва для руководящих должностей;
- научность, т.е. использование в процессе подготовки и про ведения подбора последних научных достижений и новейших технологий, что позволяет избежать широко распространенной ошибки - субъективности оценки кандидата, сильного первого впечатления о человеке. Среди правил надо также назвать извещение о вакансиях. Любой руководитель должен доводить до сведения службы департамента занятости список вакансий своего предприятия [4, C. 264].
В данном случае возможно использование следующих способов:
- обнародование всех возможных должностей, открытых для повышения или перевода;
- опубликование основных подходов и критериев, по которым будет проводиться отбор на должность;
- опубликование всех требований, предъявляемых к работнику, который займет вакантный пост в результате отбора;
- распространение достаточного количества бланков заявлений;
- информирование всех заявителей о дальнейших действиях в случае принятия их на предполагаемую должность.
При наборе за счет внутренних источников чаще всего применяется:
- рассылка информации об открывающихся вакансиях всем работникам организации;
- обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу своих друзей и знакомых.
Внешний набор осуществляется с помощью следующих методов:
- набор специалистов из учебных заведений;
- тщательный отбор претендентов, непосредственно обратившихся в организацию;
- наем кадров с помощью объявлений в средствах массовой информации;
- обращение в государственные и частные кадровые агентства.
Способствовать службам занятости могут общественные организации, например, торгово-промышленные палаты, профессиональные сообщества и т.п.
Аудитор должен проверить наличие внутренних процедур набора работников, информированность о них среди соответствующих руководителей и, конечно, эффективность их применения.
Вторая миссия аудитора — проверка, в какой мере достигнуты количественные и качественные цели, и понять причины вероятных отклонений.
Расстановка персонала по рабочим местам (должностям) должна осуществляться не только в соответствии с количественными, качественными, временными и территориальными требованиями, но и с учетом интересов и склонностей работников.
Цель рациональной расстановки кадров — распределение работников по рабочим местам, при котором несоответствие между личными качествами человека и предъявляемыми требованиями к выполняемой им работе является минимальным без чрезмерной или недостаточной загруженности.
Аудит также оценивает эффективность найма: получен ли результат с наименьшими затратами.
Третья миссия аудита найма носит стратегический характер и должна дать ответ на вопросы: Связана ли политика набора со стратегией фирмы. Эффективна ли она.
При приеме на работу исходят из того, что нанимают рабочую силу сегодня для будущих нужд. С этой целью необходимо, чтобы:
- при наборе были отобраны самые подходящие для организации работники;
- издержки, связанные с привлечением рабочей силы, были не значительными по отношению к результатам;
- сохранялась структура кадров с одновременным притоком новых идей в организации;
- не пострадал психологический климат организации;
- личные надежды работников были воплощены в жизнь [4, C. 266].
Наиболее трудным и ответственным является подготовительный этап. В рамках этого этапа нужно не только сформировать аудиторскую группу из квалифицированных специалистов, но, что особенно важно, разработать методическое обеспечение комплексного аудита. Оно должно включать: методику проведения аудита, перечень основных критериев и показателей оценки по основным направлениям аудита, содержать перечень организационных документов, которые можно использовать в ходе аудита, и специальных форм для сбора информации, схему коммуникаций между участниками аудита.
Схема коммуникаций является важнейшим инструментом аудита, поскольку позволяет отслеживать информационные потоки и своевременно обобщать промежуточную аудиторскую информацию, координировать и корректировать дальнейшие действия, а также избежать повторного сбора информации. В рамках подготовительного этапа составляется временной график проведения аудита, желательно с понедельной разбивкой.
Принятая практика выделения рабочей недели является объективным временным критерием выполнения работ. При хорошо продуманной и организованной процедуре аудита ее продолжительность не должна занимать более 1,5-2 месяцев. Эти сроки позволяют соблюсти требование получения оперативной информации для принятия управленческих решений. Проводить аудит системы найма персонала наиболее целесообразно в конце отчетного года (ноябрь-декабрь), это позволит учесть полученные результаты при планировании работы на следующий год.
Основной этап аудита системы найма персонала представляет собой совокупность действий аудиторов, направленных на получение достоверной и оперативной информации об управлении персоналом по составляющим комплексного аудита.
Целью аудита системы найма персонала является оценка ее фактического состояния и уровня его соответствия организационному развитию фирмы, ее стратегии и целям в конкретных условиях деятельности, т.е. с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды.
Анализ количества и силы влияния факторов на управление персоналом позволит аудитору оценить объективную потребность в данном виде деятельности в конкретной организации, а также поможет описать идеальную модель управления персоналом для фирмы, которую затем можно использовать для сравнения с фактическим состоянием системы. Описание идеальной для конкретной организации модели найма персонала с учетом организационно-технических, коммерческих, экономических, социально-психологических аспектов является важнейшим инструментом проведения аудита. Если описание составляется впервые, то к данному процессу обязательно следует подключить квалифицированных внешних консультантов, высшее руководство и ведущих специалистов компании, а также специалистов службы управления персоналом. Если в компании уже создано описание модели найма персонала и закреплено формально в таких документах, как стратегия и политика управления персоналом, положение об управлении персоналом, стратегический и оперативный планы управления персоналом, то аудитору (или группе аудиторов) нужно оценить уровень соответствия описанной в них модели изменившимся условиям среды. В случае отклонения нужно внести корректирующие поправки в организационные документы и учесть их при разработке новых планов.
Глава 2. Аудит найма персонала в ООО «Альтернатива»
2.1 Характеристика ООО «Альтернатива»
Полное фирменное наименование общества – Общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива».
Сокращенное фирменное наименование общества – ООО «Альтернатива».
Местонахождение общества: 423826, Республика Татарстан, город Набережные Челны, г. Набережные Челны, пр. Автозаводский, д. 36.
Организационно-правовая форма: Общество является коммерческой организацией, которое ориентировано на достижение положительной ризниц между доходами и расходами, то есть прибыли. Компания является обществом с ограниченной ответственностью.
Дата образования: 5 октября 2004 г.
Род деятельности: швейное производство.
Ассортимент ООО «Альтернатива» представлен следующей продукцией:
- рабочая одежда (куртки, брюки, комбинезоны, фартуки, медицинская одежда и т.д.);
- мужские и женские трикотажные изделия, демисезонные пальто и др.;
- трикотажные изделия для детей и взрослых (пижамы, ночные сорочки, домашние и прогулочные костюмы).
Комплексные заказы не просто позволяют увеличить доходы подразделения, основная их заслуга - в увеличении эффективности работы отдела. ООО «Альтернатива» имеет очень много того, что отличает ее от прочих фирм (и не только швейных) в положительную сторону.
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Численность персонала |
103 |
112 |
108 |
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Административный персонал |
6 |
7 |
7 |
Специалисты |
8 |
9 |
9 |
Основной производственный персонал |
65 |
68 |
66 |
Вспомогательный персонал |
24 |
28 |
26 |
ИТОГО |
103 |
112 |
108 |