Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:49, курсовая работа
Вступление Казахстана в XXI век, сопровождающееся стабилизацией, а затем и некоторым ростом экономики в определенной степени ослабили остроту текущих проблем. Однако, позитивные тенденции в экономике далеко не свидетельство преодоленных Казахстаном базовых проблем хозяйственного развития, окончательного выхода республики из трансформационного кризиса, поразившего ее в 90-х годах. Наличие в Казахстане критической массы нежизнеспособных хозяйствующих субъектов стало серьезным препятствием на пути не только проводимых рыночных преобразований, но и долгосрочных перспектив развития экономики. Необходимость укрепления рыночных отношений в республике ведет к увеличению банкротства, усилению роли антикризисного менеджмента. Хотя банкротство - объективное экономическое явление, присущее рыночной экономике, в Казахстане оно не выступило как средство направленное на ее оздоровление, защиту интересов предпринимателей и государства.
Рыночная экономика - неоднородная экономика, в ней, как правило, представлены как государственные, так и частные предприятия, а так же сектор смешанной экономики, в котором собственником предприятий являются и государство, и частные лица. Эффективность рыночной экономики обеспечивается через регулярный вывод из ее системы неконкурентоспособных элементов с использованием в этих целях механизма банкротства.
Следует признать, что в Казахстане в целом удалось разработать и ввести в действие механизм банкротства. За период обретения страной суверенитета была сформирована соответствующая законодательно-нормативная база, подготовлено достаточное количество специалистов по банкротству (реабилитационных и конкурсных управляющих), наработана определенная практика судебного рассмотрения дел о банкротстве и проведения процедур банкротства.
В современном мире существуют различные системы законодательства о банкротстве. Они различаются по категориально-понятийному аппарату, в том числе основополагающих понятий - банкрот, несостоятельность и неплатежеспособность, границам поля, в котором действуют, направленности на достижение той или иной цели и приоритетам, обеспечиваемым при проведении процедур банкротства.
Общая характеристика и оценка состояния законодательства о банкротстве любой страны может быть произведена через описание общих подходов и различий при решении нескольких ключевых проблем организации системы банкротства.
Первый критерий: определяет, чьи интересы в большей степени защищает законодательство о банкротстве - кредиторов или должников.
Различают системы «прокредиторские» и «продолжниковые».
В Европе, как уже указывалось, изначально и традиционно развивалась прокредиторская система банкротства, в которой приоритетной целью определено наиболее полное удовлетворение требований кредиторов. Это обеспечивается через жесткий контроль кредиторами сохранности активов должника и оперативную (как можно быструю) ликвидацию его дела (бизнеса).
Привлекательность и положительная черта продолжниковой системы состоит в том, что она исходит из принципа предоставления должнику-банкроту возможности «нового старта».
Конечно, такое разделение систем банкротства выглядит весьма условным, поскольку «новый старт» имущественно-производственного комплекса, который обеспечивается через его продажу при ликвидации дела должника, более важен, нежели «новый старт» должника-банкрота.
В данном случае понятно, что речь идет лишь о приоритете в законодательстве в целом, так как в любой стране оно должно обеспечивать защиту интересов, как кредиторов, так и должников.
В Казахстане предпринимается попытка использовать преимущества обеих систем - «прокредиторской» и «продолжниковой». Однако, следует заметить, что в условиях отсутствия действенного механизма защиты имущества должника, неопределенность в приоритете превращается «в сиденье на двух стульях», из-за чего, зачастую, в проигрыше остаются и кредиторы, и должники и в целом экономическая система. Это требует критического переосмысления и учета накопленного опыта проведения процедур банкротства в стране. Нынешнее состояние законодательства о банкротстве позволяет, мягко говоря, манипулировать имуществом должников, отнюдь не в интересах кредиторов и инвесторов.
Второй критерий: соотношение между собой в законодательстве о банкротстве и практике по его реализации реабилитационных и ликвидационных процедур.
И в этом случае, с одной стороны, привлекали подходы США, которые, как было сказано выше, отдавали предпочтение оздоровительным мерам, и, с другой стороны, подходы европейских стран, как альтернативные, отдававшие приоритет ликвидации.
Однако, в дальнейшем практика проведения процедур банкротства показала низкую эффективность реабилитационных (реорганизационных) процедур. Во-первых, из-за негативного воздействия на бизнес информации о финансовых проблемах должника. Во-вторых, из-за нехватки или отсутствия финансовых ресурсов, выделяемых на оздоровление предприятий. Поэтому, практически все западные страны, за исключением Франции, отказались в своих законодательствах от приоритета реабилитационных процедур над ликвидационными. Даже в США были вынуждены радикально пересмотреть соответствующую главу закона страны о банкротстве.
Третьим критерием, на основе которого можно дать общую характеристику системы банкротства в стране, является соотношение между судебными и внесудебными процедурами. В этом случае, можно говорить еще об одной общей мировой тенденции - переход от приоритета судебных процедур к приоритету внесудебных. Причина та же - внесудебные процедуры можно провести быстрее, при значительно меньших расходах по сравнению с судебными процедурами. В этом отношении Казахстан практически еще нисколько не продвинулся вперед. Банкротство, как правило, проводится через суд. Таковы сегодняшние реалии экономики.
Четвертый критерий - соотношение между административными и экономическими методами обеспечения действия механизма банкротства. Банкротство является не только обязательной составной рыночного механизма, но и само является механизмом рыночным. Это означает, что действие его должно основываться на коммерческом интересе, экономической выгоде всех участников процедур. Однако на сегодня у нас в стране это требование не соблюдается - инициатором проведения процедур практически всегда выступает государство, а также органы государственного управления. Нередко это отрицательно сказывается на формировании рыночной среды. Государство берет на себя несвойственные ему, непосильные функции, которые соответственно этому и исполняются.
В настоящее время в научной литературе преобладает правовой подход определения понятия банкротства, однако существует его экономическая интерпретация, которая делится на макроэкономическую и микроэкономическую.
Рыночная экономика основана на острой конкуренции хозяйствующих субъектов различных форм собственности и в результате её реализации, предприятия, которые не могут быть конкурентоспособными, впоследствии становятся потенциальными банкротами. Это и есть тот самый рыночный механизм, который двигает социальный и технический прогресс общества. Именно он заставляет предпринимателей различного ранга искать новые пути получения прибыли, проводить эффективно маркетинг и менеджмент, занимать ведущие позиции на рынке товаров и услуг.
Если банкротство с
В тоже время любой хозяйствующий субъект подвержен различным видам кризисов (экономическим, финансовым, производственным) и банкротство представляет один из них. Банкротство в этом случае принято понимать, как финансовый кризис, то есть неспособность хозяйствующего субъекта выполнять свои текущие обязательства. Однако, в процессе хозяйственной деятельности предприятия, помимо этого, могут испытывать экономический кризис (ситуация, когда материальные ресурсы компании используются неэффективно) и кризис управления (неэффективное использование трудовых ресурсов, неадекватность управленческих решений требованиям окружающей среды и т.д.).
Одним из новых и все еще
Рассмотрим сегодняшнюю
По состоянию на первое января 2004
года в составе Реестра несостоятель
Основные показатели, характеризующие ход выполнения программы финансово-экономического оздоровления через процедуры банкротства в текущем году в разрезе кварталов, приведены в таблице 1.
Следует отметить, что доля предприятий, охваченных реабилитационными процедурами, в общем Реестре несостоятельных предприятий низкая и составляет менее 1%.
Сравнительный анализ процессов финансово-
В процессах банкротства несостоятельных предприятий преобладают судебные процедуры. Так, из 3180 ликвидированных предприятий через судебные процедуры ликвидировано 2424 предприятия или 76,22%, во внесудебном порядке-756. По состоянию на 01.11.2000 года в стадии ликвидации находится 1758 предприятий, на 1572 (89,41%) проводятся судебные процедуры, остальные 186 предприятий ликвидируются во внесудебном порядке.
Соотношение судебных процедур к внесудебным составляет 9:1.
С начала текущего года признано банкротами 1111 несостоятельных предприятий.
Банкротство предприятий - это не просто ликвидация. Сохранить производство, реанимировать предприятие с наименьшими потерями - такая задача ставится перед конкурсным производством в ходе осуществления процедур банкротства несостоятельных предприятий.
Таблица 1 - Число убыточных предприятий и организаций
Количество предприятий |
Тенденция (+-) | ||
на 01.01.2004г. |
на 01.11.2004г | ||
1.Вовлечено в процедуры банкротства, всего |
3676 |
5011 |
+1335 |
в том числе: |
|||
Ликвидировано |
1797 |
3180 |
+1383 |
Из них возобновили деятельность |
671 |
145 |
+474 |
В стадии ликвидации |
1783 |
1758 |
-25 |
На реабилитации |
96 |
73 |
-23 |
2. Претензионно-исковая работа |
739 |
451 |
-288 |
3. Исключено из процедур банкротства |
746 |
1032 |
+286 |
4. Потенциальные банкроты |
823 |
1101 |
+188 |
Проводимые в ходе конкурсного производства мероприятия по продаже имущества предприятий-банкротов и поиску эффективного собственника позволили на базе ликвидируемых предприятий создать 1145 новых, возобновившихся производств, при этом создано новых рабочих мест более 86450, т. е. 41% от числа высвобожденных.
Создание предприятий на базе ликвидируемых и новых рабочих мест является одним из основных показателей эффективности процессов финансово-экономического оздоровления через процедуры банкротства.Начиная с 1998 года, наблюдается стабильный рост числа предприятий, возобновивших производственную деятельность (с 97 до 1145), при этом количество созданных рабочих мест за этот же период увеличилось с 4000 до 86450 соответственно. Особенно большой рост наблюдается в 2003 и 2004 годах, что свидетельствует о положительных результатах процессов оздоровления экономики через процедуры банкротства. Особое внимание должно уделяться проведению претензионно-исковых мероприятий, как одному из рычагов по возврату неплатежеспособными предприятиями долгов в бюджет на предбанкротной стадии и предупреждению применения к ним процедур банкротства. По состоянию на 01.01.2004. года претензионно-исковые мероприятия проводятся в отношении 451 неплатежеспособного предприятия, что несколько ниже, чем за соответствующий период прошлого года (534). В результате проведения этих мероприятий 503 несостоятельных предприятия восстановили свою платежеспособность и были исключены из процессов банкротства в связи с погашением задолженности и улучшением финансово-экономических показателей. Сумма погашенной кредиторской задолженности в бюджет по данным предприятиям по состоянию на 01.01.2004 года составила 7010,46 млн. тенге, в том числе за 2003 год- 2922,41 млн. тенге. С начала текущего года 148 предприятий восстановили платежеспособность, сумма погашенной кредиторской задолженности по ним составила 2726,91 млн. тенге.
В ходе конкурсного производства несостоятельных предприятий в текущем году в бюджет перечислено 1710,13 млн. тенге, в том числе в текущем месяце 153,63 млн. тенге.
Всего в результате претензионно-исковых мероприятий и конкурсного производства перечислено в бюджет 10865,08 млн. тенге, из них в 2003 году - 4185,65 млн. тенге, в январе- октябре т.г. - 4437,04 млн. тенге.
Сведения о погашении кредиторской задолженности по регрессным искам, заработной плате и перед бюджетом на предприятиях, находящихся в претензионно-исковой работе и конкурсном производстве, в текущем году приведены в таблице 2.
Анализ удовлетворения кредиторской задолженности по очередям на предприятиях, где ликвидационные процедуры завершены, показал, что в среднем по республике 1-ая очередь (регрессные иски) удовлетворена на 57,36% от суммы задолженности, заявленной и утвержденной в реестрах кредиторов, 2-я очередь (залоговые кредиторы) - на 58,62%, 3-я (заработная плата) - на 71,08%, 4-я (бюджет) -на 4,65%, 5-я (другие кредиторы) - на 5,31%
Информация о работе Банкротство предприятия и его предотвращение