Банкротство предприятия и его прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработать мероприятия по прогнозированию банкротства предприятия.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- изучить теоретические основы банкротства предприятия;
- рассмотреть основные методы диагностики банкротства предприятия;
- провести комплексный анализ финансовой устойчивости для выявления состояния предприятия;
- разработать мероприятия по выходу предприятия из кризисной ситуации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты банкротства предприятия……………………....5
1.1 Экономическая сущность банкротства предприятия…………………5
1.2 Виды банкротства, предпосылки его возникновения ………………..8
1.3 Меры по предупреждению банкротства предприятия……………… …11
2. Методические основы банкротства предприятия…………………….19
2.1 Методы диагностики банкротства предприятия………………………19
2.2 Анализ потенциального банкротства по зарубежной методике….....23
2.3 Анализ потенциального банкротства по российской методике……..25
3. Прогнозирование банкротства ОАО «Прибор»………………………29
3.1 Анализ методов диагностики банкротства ОАО «Прибор»…………29
3.2 Прогнозирование вероятности банкротства ОАО «Прибор»…………33.
3.3 Возможные пути выхода предприятия из кризисной ситуации…….39
Заключение……………………………………………………………………..44
Список использованных источников……………………………………….. .45
Приложения А Показатели для оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия».......................................................................................48

Файлы: 1 файл

курсовая готовая Рамили.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

К внешним факторам относятся следующие:

1. Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия.

2.Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.

3. Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.

4. Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.

Ранние признаки банкротства:

  1. задержка с предоставлением финансовой отчетности (свидетельствует о плохой работе финансовых служб предприятия);
  2. резкое уменьшение денег на счетах предприятия;
  3. резкое увеличение денег на счетах предприятия (невозможность осуществлять эффективных инвестиций);
  4. резкое увеличение дебиторской задолженности (снижение платежеспособности клиентов);
  5. резкое снижение дебиторской задолженности на фоне роста запасов готовой продукции (продукция предприятия не пользуется спросом);
  6. резкое увеличение кредитной задолженности;
  7. резкое снижение кредитной задолженности в сочетании с ростом денежных средств (сокращение объемов деятельности);
  8. падение объемов продаж;
  9. массовые увольнение сотрудников;

 

1.3 Меры по  предупреждению банкротства предприятия

 

Процедуры банкротства, как правило, проводятся при участии  государства. Его задача состоит  в том, чтобы сделать эту процедуру  как можно безболезненней для  общества, однако при этом естественный процесс банкротства неэффективных, а порой и убыточных предприятий не должен искусственно сдерживаться через механизм дотаций.

В мировой практике процедура банкротства состоит  в том, что кредиторы (физические и юридические лица, которым должно данное предприятие) добиваются санации или ликвидации банкрота. Собственники предприятия теряют право собственности на имущество предприятия-банкрота, а созываемое собрание кредиторов решает судьбу предприятия.

При возникновении признаков банкротства (до момента подачи заявления в арбитражный суд о признании предприятия банкротом) осуществляется досудебная санация, которая направлена на разработку мер по восстановлению платежеспособности. С этой целью руководитель предприятия сообщает о признаках банкротства учредителям, собственникам имущества, кредиторам, органам исполнительной власти и другим уполномоченным лицам, которые могут предоставить финансовую помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей.

В арбитражный  суд с заявлением о банкротстве  вправе обращаться предприятие-должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

В заявлении  указывают сумму требований кредиторов по денежным обязательствам, размер задолженности  по обязательным платежам, обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, дебиторской задолженности и другие сведения, предусмотренные законодательством. В отношении должника могут быть приняты следующие процедуры:

-наблюдение;

-финансовое  оздоровление;

-внешнее управление;

-конкурсное  производство;

-мировое соглашение.

В зависимости  от процедуры банкротства арбитражный  суд назначает арбитражного управляющего:

- временного — для проведения наблюдения,

- административного  — для осуществления финансового  оздоровления,

- внешнего —  для внешнего управления,

- конкурсного  — для проведения конкурсного  производства.

Органы управления предприятия-должника не могут принимать решения о реорганизации и ликвидации предприятия, о создании юридических лиц, филиалов и представительств, о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками), о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций. Вместе с тем с момента введения процедуры наблюдения руководитель предприятия должен предложить собственникам имущества, его учредителям план финансового оздоровления, который может включать проведение дополнительной эмиссии акций. Должник вправе увеличить свой уставный капитал путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих участников и третьих лиц в порядке, установленном законодательством и учредительными документами предприятия.

Первое собрание кредиторов может принять решение  с обращением в арбитражный суд  о введении финансового оздоровления, внешнего управления, о признании  должника банкротом и открытии конкурсного  производства, о заключении мирового соглашения.

Решение о введении финансового оздоровления содержит план финансового оздоровления, график погашения задолженности, срок исполнения плана.

Решения о введении внешнего управления или о признании  должника банкротом содержат срок внешнего управления или конкурсного производства и могут содержать требования к кандидатуре арбитражного управляющего.

Мировое соглашение характеризует процедуру достижения договоренности между должником  и кредиторами, предусматривающую  отсрочку или рассрочку причитающихся  кредиторам платежей, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов, прощения долга и иные способы прекращения обязательств. Оно содержит положение о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме, согласованное с требованиями кредиторов.

Процедура наблюдения завершается по истечении семи месяцев  с даты поступления заявления  в арбитражный суд о признании  должника банкротом. По результатам  принятого на первом собрании кредиторов решения арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления либо о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности . Эта процедура вводится на срок не более чем два года и осуществляется административным управляющим.4

Основная задача административного управляющего —  разработать план финансового оздоровления, согласованный с кредиторами, и  осуществить комплекс мер по восстановлению платежеспособности.

Должник не вправе осуществлять сделки, связанные с приобретением и отчуждением имущества, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов стоимости активов. Он не может передавать имущество в аренду или безвозмездное пользование, выдавать кредиты, поручительства и гарантии, совершать сделки, которые влекут увеличение кредиторской задолженности более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр на дату введения финансового оздоровления.

Административный  управляющий осуществляет контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и своевременным перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов.

 

_________________

4    Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия

 

Он предоставляет  заключения на рассмотрение собранию кредиторов о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления арбитражный суд выносит решение  о прекращении производства по делу о банкротстве, при условии, если обоснованные требования кредиторов удовлетворены, или о переходе к внешнему управлению.

Совокупный  срок финансового оздоровления и  внешнего управления не может превышать  два года.

На период процедуры  внешнего управления вводится мораторий (приостановление) на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. За это время не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение денежных обязательств.

С момента введения внешнего управления руководитель предприятия-должника отстраняется от выполнения своих обязанностей. Все полномочия юридического лица переходят к внешнему управляющему.

Внешний управляющий  обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов на утверждение.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены  следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

— перепрофилирование производства и закрытие нерентабельных производств;

— взыскание  дебиторской задолженности;

— продажа части имущества и уступка прав требования должника;

— увеличение уставного  капитала должника за счет взносов  участников и третьих лиц, а также  размещение дополнительных обыкновенных акций на этом предприятии;

— замещение  активов должника;

— продажа предприятия должника;

— иные меры по восстановлению платежеспособности предприятия.

Крупные сделки, связанные с приобретением или  отчуждением имущества, балансовая стоимость которого составляет более  чем десять процентов балансовой стоимости активов должника, внешний управляющий может заключать только с согласия собрания (комитета) кредиторов. Такое же согласие требуется при получении или выдаче займов, поручительств, гарантий, уступку прав требований, перевод долга, если эти сделки не предусмотрены планом внешнего управления.

Продажа предприятия  осуществляется путем проведения открытых торгов внешним управляющим в  форме аукциона после проведения инвентаризации и оценки имущества  должника с целью получения денежных средств. В особых случаях (когда  имеется ограниченно оборотоспособное имущество) продажа имущества осуществляется путем проведения закрытых торгов.

Собрание кредиторов по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего принимает решение  об обращении в арбитражный суд:

-о прекращении  внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

-о прекращении  производства по делу в связи  с удовлетворением всех требований  кредиторов в соответствии с  реестром требований;

-о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

-о заключении  мирового соглашения.

Если арбитражный  суд выносит решение о признании  должника банкротом, вводится конкурсное производство сроком на один год, назначается  конкурсный управляющий.

Основная задача конкурсного управляющего состоит в формировании конкурсной массы, то есть имущества должника с целью его продажи для расчетов с кредиторами. Для этого он осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника и ведет реестр требований кредиторов. Распределение конкурсной массы между кредиторами осуществляется в порядке очередности, предусмотренной Гражданским кодексом. Предпочтение отдается требованиям работников должника о выплате им задолженности по заработной плате перед требованиями кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом.

По завершении конкурсного производства конкурсный управляющий представляет в арбитражный  суд документы, подтверждающие продажу  имущества должника и погашение  требований кредиторов.

Для того чтобы  избежать банкротства предприятия, необходимо систематически анализировать финансовое состояние и на его основе прогнозировать вероятность наступления признаков несостоятельности хозяйствующего субъекта.

Закон обязывает  должника обратиться в суд с иском  о признании его банкротом  в случаях: принятия общим собранием учредителей или собственником решения об обращении в суд с заявлением должника; когда удовлетворение требований одного или нескольких кредите ров приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами; если стоимость имущества ликвидируемого по решению учредителей или собственника должника - юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, а также б иных установленных законом случаях.

Информация о работе Банкротство предприятия и его прогнозирование