Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бизнес-плана как важнейшего инструмента в деятельности предприятия.
Введение………………………………………………………………………3
1. Экономическое содержание планирования на фирме и его виды...……5
2. Сущность бизнес-плана.…………………………………………………12
3. Структура бизнес-плана…………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Экономическое содержание планирования на фирме и его виды...……5
2. Сущность бизнес-плана.……………………………………………
3. Структура бизнес-плана……………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………27
Введение
Одна из главных проблем любой организации, действующей в условиях рынка, – это проблема ее выживаемости и обеспечения непрерывности развития. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться стабильного развития, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Именно планирование дает ответ на вопрос о том, как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной среды.
Планирование предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой.
Главная цель, которую преследует предприятие – достижение максимума прибыли при минимуме затрат. План фирмы способствует решению этой задачи, определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке.
Современные темпы изменения и наращивания объемов знаний настолько велики, что планирование представляется единственным способом реального прогнозирования будущих проблем и возможностей, потому что обеспечивает также основу для принятия эффективных управленческих решений. Планирование деятельности фирмы, широко применяемое в зарубежной, а теперь и в отечественной практике, основано на бизнес-плане.
Бизнес-план — это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.
Бизнес-план — многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач, стоящих перед предприятием.
Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные взаимоотношениями с другими фирмами.
В целом бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и, в то же время, как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения.
Бизнес-планирование занимает всё более существенную долю в современном менеджменте, потому что помогает менеджеру не упустить новые возможности и использовать их для повышения эффективности деятельности фирмы.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что успех деятельности компании на рынке в значительной степени зависит от того, способны ли ее руководство направить имеющиеся ресурсы на достижение цели и использовать их с максимальным эффектом, чему в немалой степени способствуют применение такого инструмента планирования, как бизнес-план.
Целью данной курсовой работы является изучение бизнес-плана как важнейшего инструмента в деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Необходимость развития предприятий в условиях обостряющейся конкурентной борьбы требует координации усилий множества участников управленческого процесса и задания определенного направления приложения усилий, именно это побуждает начинать управленческий процесс с этапа планирования.
Планирование в широком понимании представляет собой процесс выбора целей и решений, необходимых для достижения выбранных целей. В более узком понимании планирование – это вид управленческой деятельности, способ оптимизации действий хозяйствующего субъекта.1
В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.
В экономической литературе есть ряд других определений планирования, которые в разной степени отличаются от сформулированного выше, но по сути, однако, очень с ним схожи.
Так планирование может рассматриваться как формирование управленческих решений на базе системной подготовки принятия решений по определению будущих событий, то есть выступает функцией менеджмента.
С этих же позиций планирование определяют как умение прогнозировать будущее развитие предприятия и использование полученных данных для улучшения финансового положения предприятия.
Планирование также определяют как один из принципов организации финансов предприятия, который предоставляет возможность предприятию предвидеть свое развитие и использовать это предвидение для корректировки деятельности предприятия.2
Планирование на предприятии может быть различным по срокам, точности, по вносимым поправкам и степени координации. Однако, общими для всех видов планирования являются следующие признаки:
Планирование имеет целью сформировать наиболее оптимальный план использования ресурсов на основании входящей информации, включающей в себя прогнозы и цели фирмы.3
Между тем, выделяют ряд задач, стоящих перед планированием:
Важным этапом формирования теоретико-методических положений, раскрывающих сущность планирования в деятельности фирмы и обеспечивающих впоследствии механизм их реализации, является определение принципов, которым должно соответствовать планирование. Соблюдение этих принципов создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.
В общем смысле слово «принцип» означает исходное, основное положение какой-либо теории, учения и т.д.4
По мнению А. Файоля и Р. Акоффа, основными принципами планирования являются единство, участие, непрерывность, гибкость, точность, коммуникативность, адекватность, многовариантность, итеративность (см. таблицу). Принципы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими.
Таблица
Характеристика принципов планирования5
Принципы планирования |
Характеристика принципов |
1. Единства |
Предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Все планы организации — это совокупность документов, объединенных в систему. |
2. Участия |
Означает, что процесс планирования должен осуществляться всем персоналом организации. Бизнес-планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным. |
3. Непрерывности |
Заключается в том, что процесс планирования на предприятиях осуществляется постоянно в рамках установленного цикла. При этом разработанные планы непрерывно приходят на смену друг другу. Процесс планирования должен быть непрерывным, исходя из неопределенности внешней среды, изменения целей, задач и представлений фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях. |
4. Гибкости |
Вытекает из неопределенности внешней среды. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить уточнения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. При выполнении этого принципа предприятие будет нуждаться в дополнительных затратах, причем их уровень должен соотноситься с вероятным будущим риском. Например, фирма должна иметь резервы оборудования, запасов, персонала на случай, если при планировании и прогнозировании было допущено занижение объемов продаж. |
5. Точности |
Предполагает, что планы фирмы конкретны и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия. Учитывая неопределенность внешней среды и глубину планирования, краткосрочный план более точен, чем долгосрочный и стратегический. |
6.Коммуникативности |
Понимается координация и |
7. Адекватности |
Иначе говоря, отражение реальных проблем и самооценки в процессе бизнес-планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия. |
8.Многовариантности |
Позволяет выбрать наилучшую из альтернативных возможностей поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды. |
9. Итеративности |
Предусматривает неоднократность увязки уже составленных разделов бизнес-плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса бизнес-планирования. |
В настоящее время научные деятели высказывают мнение о необходимости дополнения основных принципов. Например, И.А. Поделинская, П.Ю.Унгаева, М.В. Бянкин предлагают дополнить первоначальный перечень принципом экономичности (то есть затраты на составление плана не должны превышать эффект от осуществления плана). В.Д. Грибов выделяет принцип научности (планы должны быть научно обоснованы). Т.А. Фролова выделяет принципы директивности (согласно которому план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия) и сбалансированности планов (принцип указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием).6
Результатом планирования является план или система планов, которые определяют параметры для достижения целей в будущем. Планом называют упорядоченную схему действий по достижению определенной цели, следовательно, планирование есть непрерывный процесс поиска новых путей и методов оптимизации целевых действий за счет новых возможностей.
Если рассмотреть процесс соста
Следует отметить, что
некоторые из указанных фаз заново
появляются в процессе планирования
и этим позволяют принимать
План организации способствует
решению таких задач, как максимизация
прибыли предприятия и
Существуют следующие виды планов: