Бизнес-план

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение бизнес-плана как важнейшего инструмента в деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Экономическое содержание планирования на фирме и его виды...……5
2. Сущность бизнес-плана.…………………………………………………12
3. Структура бизнес-плана…………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………27

Файлы: 1 файл

Бизнес-план новая курс.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

3) устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;

4) заставляет менеджера  четче и конкретнее определить  цели фирмы, стратегии и тактики  их достижения;

5) делает фирму более  подготовленной к внезапным изменениям  рыночных ситуаций, т. е. уменьшает время адаптации;

6) устанавливает обязанности  и персональную ответственность  всех руководителей фирмы по обеспечению достижения поставленных целей.16

Таким образом, обобщая  вышеизложенное, можно определить бизнес-план как аналитический документ для планирования предпринимательской деятельности, в котором описываются все основные аспекты будущею коммерческою предприятия, анализируются все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем. Составление бизнес-плана существенно содействует предприятиям в решении их насущных задач, потому как конечным результатом бизнес-планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий степень достижения заданных социально-экономических или иных целей.

Исследованию структуры и основных разделов бизнес-плана посвящен следующий вопрос.

 

 

3. Структура бизнес- плана

 

Эффективный бизнес-план определяет целесообразность вложений и их прибыльность. При этом важно сформировать бизнес-план в соответствии с определенными требованиями, выдержать логику изложения информации и произвести соответствующие расчеты.

Составлению бизнес-плана  предшествуют следующие работы:

1) анализ и оценка  текущего состояния предприятия;

2) анализ потребностей  и проблем рынка;

3) анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли, к которой принадлежит предприятие, факторов макросреды предприятия (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);

4) определение основных  направлений и формулирование количественно обоснованных целей деятельности предприятия на расчетный период;

5) разработка планов  действий, обеспечивающих достижение  установленных целей, и определение необходимых для этого ресурсов.

Наиболее важным среди  предшествующих составлению бизнес-плана этапов является выбор сферы предпринимательства и определение ее границ. Проблема рационального выбора осложняется тем, что сфер (или направлений) предпринимательской деятельности довольно много, так же как и критериев оценки их эффективности.

Структура, объем и  состав бизнес-плана определяются поставленными  целями, видами деятельности, размерами  предприятия. В то же время существуют внутренняя логика построения бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки. Текст бизнес-плана не должен превышать 25 страниц и может включать следующие разделы:

  1. Резюме.
  2. Общая характеристика предприятия и его продукции.
  3. Маркетинговый план.
  4. План производства.
  5. Организационный план.
  6. Финансовый план.
  7. Оценка рисков и страхование.

Структура бизнес-плана и его детализация определяют направленность и масштабность предлагаемой деятельности и находят свое воплощение в модели бизнес-плана, которая зависит от принадлежности бизнес-плана к тому или иному типу, а также от особенностей коммерческой организации.

Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес-планирования показали целесообразность следующей структуры бизнес-плана.17

  1. Титульный лист. На нем указывается название фирмы, ее месторасположение, название бизнес-плана и дата составления.

2. Содержание (краткое описание цели и основных положений бизнес-плана на 1-2 страницах).

3. Оглавление. Перечень того, что будет включено в бизнес-план, позволяющий легко ориентироваться в его содержании и быстро найти каждому эксперту необходимую ему информацию.

4. Резюме.  Резюме составляется в конце работы над бизнес-планом. Основная цель – доказать, что в предлагаемый проект следует вложить средства. Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана объемом не более трех страниц машинописного текста, который обычно составляется из ключевых фраз других разделов бизнес-плана. Это реклама проекта, поэтому изложение должно быть предельно простым и кратким. Описание резюме достаточно свободно, однако изложение необходимо начинать с целей и задач бизнес-плана. Затем дается описание преимуществ продукции (услуг) предприятия на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству, ресурсов предприятия и его текущего финансового состояния, возможностей роста производства и его доходов, потребностей в инвестициях и направлений их использования, предполагаемых источников финансирования и порядка возврата заемных средств, ожидаемых рисков при осуществлении проекта, экономического обоснования и эффективности производства.

5. Общая характеристика предприятия и его продукции. Вначале дается характеристика отрасли экономики, в которой действует предприятие, показываются этапы и тенденции развития отрасли, а также место предприятия в отрасли. При характеристике предприятия необходимо обратить внимание на его отличия  от организаций и компаний, действующих на рынке:

1) полное и сокращенное  наименование предприятия, дата  и место регистрации, номер регистрационного удостоверения и номер постановки на учет в федеральной налоговой службе, юридический адрес предприятия, банковские реквизиты;

2) организационно-правовая  форма предприятия;

3) размер уставного  капитала;

4) перечень основных  владельцев с указанием их  доли в уставном капитале, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;

5) основной вид деятельности  предприятия;

6) показатели финансовой  эффективности предприятия за  последние три года;

7) формулировка миссии  предприятия, т.е. цели и задачи  на ближайший период и на  перспективу;

8) конкурентные преимущества  предприятия;

9) характеристика менеджеров  высшего звена управления —  генерального директора, главного бухгалтера;

10) оценка и анализ  сильных и слабых сторон предприятия  и его конкурентов.

Далее дается четкое определение  и описание продукции и услуг  предприятия с позиций потребителя, которые будут предложены на рынок. Производится сравнение их с продукцией конкурентов, обосновывается необходимость развития производства и совершенствования продукта (услуги). Раздел носит описательный характер. В нем необходимо указать преимущества товара (услуг) предприятия по сравнению с аналогичными товарами конкурентов, основные технико-экономические характеристики, пути и модификации предлагаемого товара.

6. Маркетинговый план. В данном разделе дается описание стратегии маркетинга, заключающейся в приведении возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке. План маркетинга предусматривает следующие подразделы:

1) цели и стратегии  маркетинга;

2) комплексный анализ  и прогнозирование товарных рынков;

3) ценообразование;

4) выбор системы распространения  товара (услуги);

5) реклама;

6) методы стимулирования  продаж, организация сервисного  обслуживания клиентов.

При решении вопросов, связанных с целями и стратегиями  маркетинга, необходимо на основе полученных результатов стратегического планирования деятельности предприятия детализировать цели маркетинга по уточнению основных приоритетов предприятия на рынке производимой продукции, продаже конкретных товаров и оказанию услуг, проникновению на конкретные рынки, конкурентной борьбе на рынках, методам стимулирования продаж, бюджету маркетинга и т. д. Далее необходимо определить конкретные маркетинговые стратегии для достижения каждой из поставленных и сформулированных целей.

Комплексный анализ является одним из ключевых этапов подготовки бизнес-плана и условно проходит четыре этапа. Первый этап — оценка потенциальной емкости рынка, то есть определение общего объема товаров, которые покупатели определенного региона могут купить за месяц, квартал или год. Второй этап — оценка потенциального объема продаж на основе конъюнктуры рынка, то есть оценка суммы реализации, на которую можно рассчитывать при данных возможностях. Третий этап — сегментация рынка на основе группировки покупателей поп определенным признакам. Четвертый этап — комплексная оценка рынка, завершающаяся разработкой прогноза объема продаж на будущее. На крупных предприятиях разработка такого прогноза возможна с помощью применения различных методов. На предприятиях малого и среднего бизнеса обычно ограничиваются опросом покупателей, экспертными оценками менеджеров фирмы или привлекаемых специалистов.18 

Цена товара может  определяться с учетом множества  факторов: себестоимости продукции, уникальности достоинств товара, его качества, цены конкурентов на аналогичный товар (услугу) или товары-заменители, цены, определяемой спросом на данный товар (услугу). Выбор метода установления цен и уровень планируемой предприятием цены свидетельствует о выработке предприятием своей ценовой политики.

Схема каналов распространения  товаров — это организация товаров сбыта продукции от производителя к потребителям. Предприятие должно, прежде всего, решить, будет оно вести торговлю самостоятельно или через посредников. В схеме должны быть предусмотрены структура и размеры каналов сбыта (одно, двух- или трехуровневые каналы сбыта), при этом эффективным решением данного вопроса является выбор наилучшей комбинации нескольких каналов. Составляется оптимальная схема транспортировки товаров, устанавливается уровень товарных запасов на складе.

Главной функцией рекламы является выделение продукта из остальной массы конкурирующих товаров (услуг) через подчеркивание индивидуальной черты, свойственной именно этому товару. В части рекламы выбираются тип (товарная или фирменная) и средства распространения рекламы. Предприятие должно решить, будет ли оно само заниматься рекламой или пригласит специалистов со стороны. Реклама — дорогостоящее мероприятие, поэтому необходимо определить бюджет рекламы на период осуществления проекта.19

7. План производства.  Этот раздел должен описывать путь, на основе которого предприятие планирует в ближайшие два-три гола эффективно изготавливать продукцию (услуги). Этот раздел должен ответить на следующие вопросы: где будут изготавливаться товары, какие потребуются производственные мощности, какое оборудование потребуется и где намечается приобрести недостающее оборудование, какова схема производственных потоков, где и у кого закупается сырье и материалы, предполагается ли производственная кооперация и, наконец, какова себестоимость производимого продукта.

8. Организационный план. Данный раздел содержит информацию:

1) о форме собственности;

2) об организационной  структуре предприятия (организационная  схема управления предприятием, состав подразделений и их  функции, состав дочерних фирм и филиалов, их организационные взаимосвязи с головным предприятием);

3) о персонале (члены  совета директоров, краткие биографические  справки, обладатель права подписи финансовых документов, распределение обязанностей между членами руководящего состава, вопросы оплаты труда руководящего персонала);

4) о правовом обеспечении  деятельности предприятия (все  правовые аспекты создания и функционирования предприятия).

9. Финансовый план. Этот раздел призван обобщить предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении. Этот раздел является ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность. Объем и детализация финансовой информации, ее конкретные формы могут быть различны в зависимости от отраслевых особенностей, целей бизнес-плана, требований инвесторов и кредиторов.

10. Оценка рисков. Данный раздел должен включать перечень возможных рисков, организационные меры по профилактике и нейтрализации указанных рисков и представить программу самострахования и внешнего страхования от рисков.20

Под риском в любом  виде деятельности подразумевается  возможность непредвиденной потери хозяйствующим субъектом части  своих ресурсов через увеличение своих расходов или снижение доходов, недополучения или неполучения прибыли в процессе перехода его из данной исходной ситуации к заранее определенной этим субъектом конечной ситуации.

В целом риск можно оценивать как меру снижения эффективности хозяйственной деятельности из-за воздействия рыночных и внутренних причин.

Авторы бизнес-планов в массе  своей неверно понимают задачу раздела  «Риски»: вместо доказательства того, что инициатор готов в самых неблагоприятных ситуациях сохранить деньги инвестора, говорится о том, что проект якобы имеет низкий риск и огромный запас прочности (последний часто формируется искусственно). Такой подход дает понять инвестору, что его считают человеком недалеким, не знающим реальных уровней риска прямых инвестиций вообще и в нашей стране в частности.21

Главное в определении  рисков заключается не в точности расчетов и вычислений, а в умении руководителя предугадать возможные типы рисков, с которыми фирма может столкнуться, и оценить эти риски.

Итак, поставленные цели, вида деятельности и  размеры предприятия  определяют структуру, объем и состав бизнес-плана. Опыт бизнес-планирования доказывает целесообразность разделов: титульный лист, содержание, оглавление, резюме, общая характеристика предприятия и его продукции, маркетинговый план, план производства, организационный план, финансовый план и оценка рисков, которые необходимы и при этом достаточны для принятия решения.

Информация о работе Бизнес-план