Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бизнес-плана как важнейшего инструмента в деятельности предприятия.
Введение………………………………………………………………………3
1. Экономическое содержание планирования на фирме и его виды...……5
2. Сущность бизнес-плана.…………………………………………………12
3. Структура бизнес-плана…………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………27
Современная наука определяет планирование как технологию управления компанией в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени.
Руководители многих предприятий (особенно небольших) склонны считать, что не следует тратить время на так называемое «формальное планирование» (то есть подробно фиксировать на бумаге всю схему действий), поскольку экономическая ситуация так быстро меняется, что приходится постоянно вносить изменения и дополнения в первоначальную схему. Следовательно, эта часть руководителей полагает, что в быстроменяющихся экономических условиях достаточно неформального планирования, то есть такого планирования, при котором все держится в уме, и нет необходимости тратить время на фиксацию (запись) своих действий.
Само по себе оно не гарантирует успеха, и организация, которая осуществляет планирование, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле, тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности фирмы. Есть, по крайней мере, четыре причины, подтверждающие необходимость планирования.
Многочисленными специалистами-исследователями в США давно уже выявлена высокая положительная корреляция между планированием в рыночных условиях и успехом ведения дела в различных сферах бизнеса. Достоверно известно, что при планировании своей деятельности фирмы имеют значительно более высокие экономические результаты, чем без систематического планирования. По данным Ассоциации Консультантов по экономике и управлению, спрос на консультирование по планированию сейчас в России заметно повышается.
В современных условиях планирование является тем инструментом, который помогает создать базу для управления предприятием. Оно обеспечивает высшему руководству организации основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы, позволяет достигать выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ.
Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри организации, и имеет большое значение ее для успешного развития.
Итак, планирование предполагает определение целей и оптимальных путей достижения этих целей. Эффективное планирование предполагает соблюдение принципов единства, участия, непрерывности, гибкости, точности, коммуникативности, адекватности, многовариантности, итеративности. Именно такое планирование предоставляет фирме немало экономических преимуществ.
Современная хозяйственная ситуация вынуждает бизнес особенно внимательно относиться к внутрифирменному планированию, наиболее прогрессивной формой которого является бизнес-план, рассмотрению сущности и содержания которого посвящен следующий вопрос курсовой работы.
2. Сущность бизнес-плана
Бизнес предполагает готовность предпринимать самостоятельные решения и рисковать, поэтому предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Если предприниматель не будет планировать свою деятельность, собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях, то в рыночной экономике ему не добиться успеха.
Такого рода планирование предполагает составление бизнес-плана, которым во всем мире принято начинать любое коммерческой предприятие.
Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.9
Бизнес план описывает процесс функционирования фирмы, показывает то, каким образом ее руководители собираются достичь поставленных целей.
В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потребителям-инвесторам, сотрудникам фирм, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана, не стоит браться за коммерческую деятельность, так как возможность неудачи будет слишком велика.
Согласно общепринятому подходу бизнес-план является результатом комплексного исследования различных сторон деятельности коммерческой организации (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.). В этом качестве бизнес-план характеризуется такими понятиями, как «цель разработки бизнес-плана», «процесс бизнес-планирования», «побудительные причины бизнес-планирования», «основные задачи бизнес-планирования».
Цель разработки бизнес-плана — дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, то есть спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.10
Процесс бизнес-планирование носит доказательный характер и рассматривается как последовательное изложение системы реализации проект, его ключевые составляющих, которые способы убедить инвестора или партнера в выгодности проекта участия в нем.11
Побудительными причинами плани
1) сам процесс бизнес-
2) бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет предпринимателю оперативно контролировать и управлять фирмой;
3) законченный бизнес-план
является средством
Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как руководство для исполнения и контроля.
Ядро бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения следующих задач, связанных с функционированием фирмы:
Таким образом, бизнес-план должен обеспечить анализ, оценку, позиционирование, контроль, управление в условиях неопределенности и динамичности как внешней, так и внутренней среды организации.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций:
Бизнес-планирование как целенаправленная экономическая деятельность позволяет рассматривать одновременно множество взаимосвязанных экономических, социальных, организационных, инвестиционных, управленческих и других проблем предприятия как целостную систему. Поэтому бизнес-планирование на предприятии служит основой организации и менеджмента производства, является базой для выработки и принятия рациональных управленческих решений.
Задача-максимум бизнес-планирования заключается в разработке бизнес-плана, по возможности приближенного к оптимальному (в идеале – совпадающего с ним).
Оптимальный бизнес-план – это бизнес-план, реализация которого при конкретных заданных условиях обеспечит максимально возможную эффективность ведения бизнеса по заданным параметрам.13
Конечным результатом бизнес-планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических или иных целей.
Существуют два принципиальных направления бизнес-планирования:
1) внутреннее — объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия и подготовка программы реализации проектного предложения с разбивкой на этапы его реализации;
2) внешнее — информация
об организационно-технических,
Бизнес-планирование является неотъемлемой частью управления любого предприятия независимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.
Бизнес-план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу.
Наряду с внутрифирменными функциями, бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации, как вне фирмы, так и внутри ее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.
Овладение искусством составления бизнес-плана в условиях российской экономики стало крайне актуальным в силу следующих причин:
Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод, в том числе:
1) заставляет руководителей
активно заниматься
2) позволяет осуществлять
более четкую координацию