Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:04, курсовая работа
В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее - бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц.
Бюджет - это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период.
Введение
1. Пониятие Бюджета
1.2 Бюджет, бюджетное устройство КР и межбюджетные отношения
1.3 Принципы бюджетной системы
1.4 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы КР
2.1 Республиканский бюджет КР
2.2 Местные бюджеты
2.3 Внебюджетные фонды
3. Бюджетная политика КР
3.1 Анализ исполнения бюджета КР
3.2 Бюджетная политика КР и направления ее совершенствования
4. Заключение
5. Литература
План:
Введение
1. Пониятие Бюджета
1.2 Бюджет, бюджетное устройство КР и межбюджетные отношения
1.3 Принципы бюджетной системы
1.4 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы КР
2.1 Республиканский бюджет КР
2.2 Местные бюджеты
2.3 Внебюджетные фонды
3. Бюджетная политика КР
3.1 Анализ исполнения бюджета КР
3.2 Бюджетная политика
КР и направления ее
4. Заключение
5. Литература
Тема : Бюджетная система Кыргызской Республики
Введение
В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее - бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц.
Бюджет - это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период.
Бюджетная система - самое крупное звено госфинансов, в которой аккумулируется основная часть налоговых поступлений. Через нее осуществляется финансирование важнейших направлений государственной политики (расходы, связанные с содержанием государственных органов власти, оборону, экономические и социальные цели).
Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.
В связи с этим
одной из важных задач экономической
политики государства является поиск
оптимального решения проблем дефицитного
бюджета и его
1. Понятие бюджета
1.1 Бюджет, бюджетное устройство КР и межбюджетные отношения
Структура бюджетной системы значительной мерой зависит от государственного устройства страны. Так страна с федеральным устройством имеет федеральный (государственный) бюджеты составных частей федерации (штатов, земель, кантонов, республик). А также местные бюджеты (районов, городов, сел - в зависимости от административного разделения). Например, в США центральное место принадлежит бюджетам штатов, а общегосударственные функции (оборона, внешние связи, общее управление) удовлетворяются за счет федерального бюджета. В государстве без федерального разделения есть только государственный и местные бюджеты. В Кыргызстане по структуре бюджетная система состоит из республиканского бюджета и бюджетов административно - территориальных единиц.
Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования обусловил, коренное реформирование всей финансовой системы Кыргызстана и ее основного звена - бюджетной системы. В настоящее время новая бюджетная система Кыргызстана находится в стадии становления, отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между республиканскими и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.
Существует
серьезное отставание теоретических
разработок в области государственных
финансов применительно к условиям
современного Кыргызстана. Это вызывает
и чисто практические трудности,
возникающие в ходе осуществления
бюджетного процесса в принципиально
новых для Кыргызстана
Решение проблем, связанных с формированием и использованием бюджетов всех уровней, во многом обеспечивает и снятие социальной напряженности в стране. Поэтому представители исполнительной власти, депутаты, руководители предприятий и организаций должны сегодня представлять в деталях, как формируются и исполняются бюджеты, как действует налоговый механизм.
Согласно статьи 1 Закона Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» от 11.06.98 г. бюджетную систему Кыргызской Республики составляют самостоятельные республиканский и местные бюджеты, включаемые в государственный (консолидированный) бюджет Кыргызской Республики.
Основой самостоятельности бюджетов является наличие установленных законодательством Кыргызской Республики собственных источников доходов у всех звеньев бюджетной системы.
Вмешательство вышестоящих органов в процесс разработки и утверждения бюджетов местными кенешами и айылокмоту не допускаются за исключением случаев, связанных с соблюдением местными кенешами утвержденных кенешами вышестоящего территориального уровня нормативов отчислений от общегосударственных налогов и других доходов, а также размеров грантов.
Вмешательство вышестоящих органов в процесс исполнения утвержденных местными кенешами бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Межбюджетными отношениями является совокупность отношений между органами государственного управления, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, а также организации и осуществления бюджетного процесса.
Основная задача организации межбюджетных отношений - в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель взаимодействия уровней власти. Для этого необходимо четко распределить расходные полномочия между уровнями власти, закрепить соответствующие им источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи беднейшим территориям.
Целью организации межбюджетных отношений является обеспечение государственных гарантий на определенном минимально допустимом уровне на всей территории всем гражданам независимо от места их проживания в получении государственных социальных услуг. Происходит желаемое выравнивание бюджетной обеспеченности, т.е. конечным потребителям предоставляется относительно равный доступ к бюджетным услугам.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
- распределение и закрепление доходов за каждым бюджетом бюджетной системы Кыргызской Республики;
- разграничение на постоянной или долговременной основе расходных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления;
- определение на постоянной или долговременной основе нормативов распределения общегосударственных и других доходов между бюджетами;
- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности местных бюджетов;
- возмещение расходов, связанных с передачей расходных полномочий или принятием решений, вызвавших дополнительные расходы или потери доходов бюджетов.
Взаимоотношения между республиканским бюджетом и местными бюджетами регулируются посредством установления нормативов отчисления от общегосударственных доходов и трансфертов.
В систему трансфертов включаются:
Категориальные гранты - трансферты, предоставляемые из республиканского бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе для финансирования определенных видов расходов местного бюджета, гарантированных государством. Они выделяются из республиканского бюджета органам местного самоуправления на основе формулы, рассчитывающей потребность в финансировании государственных программ на местном уровне. Методы и формула расчета категориальных грантов определяются Правительством Кыргызской Республики.
Выравнивающие гранты - трансферты, предоставляемые из республиканского бюджета для обеспечения финансирования расходов местных бюджетов в соответствии с минимальными государственными социальными стандартами с целью поддержания стабильного социально-экономического положения.
Выравнивающие гранты рассчитываются и распределяются на основе формулы, утвержденной Правительством Кыргызской Республики, которая учитывает финансовый разрыв между потенциалом доходов и потребностями местного бюджета на финансирование расходов местного сообщества.
Долевые (стимулирующие) гранты - трансферты, предоставляемые из республиканского бюджета органам местного самоуправления в целях стимулирования эффективного расходования бюджетных средств, средств по государственным приоритетным программам и проектам, увеличения доходов местных бюджетов и более полной мобилизации местных источников доходов. Они предоставляются органам местного самоуправления на конкурсной основе. Органы местного самоуправления вправе подавать заявки на получение долевых(стимулирующих) грантов в соответствии с условиями, утвержденными Правительством Кыргызской Республики.
Размеры грантов и их перечень могут пересматриваться ежегодно в законе о республиканском бюджете. Методы, формулы расчета и условия предоставления грантов не подлежат изменению в течение трех лет.
Бюджетные ссуды - средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, срочной и беспроцентной основе. Бюджетные ссуды предоставляются на срок до 12 месяцев в рамках бюджетного года.
1.2 Принципы бюджетной системы
бюджет сбалансированность политика
В современных условиях существуют следующие принципы бюджетной системы Кыргызской Республики:
1. Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств республиканского и местных бюджетов.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Кыргызской Республики и органами местного самоуправления.
3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:
· право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
· наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
· право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
4. Принцип полноты
учета бюджетных доходов и
расходов бюджетов, означает, что
все доходы и расходы бюджетов,
внебюджетных фондов и иные
определенные законом
5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
8. Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.
9. Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Принципы распределения доходов и расходов между бюджетами разного уровня:
Принцип централизованного регулирования в распределении доходов и расходов между бюджетами выражается в установлении республиканским законодательством общих основ, определяющих систему доходов и расходов разного уровня:
- порядок утверждения нормативов отчислений от регулирующих источников доходов;
- условия использования заемных средств бюджетов;
- распределение видов доходов между бюджетами разного уровня.
Принцип максимально
возможного сбалансирования бюджетов
Принцип подведомственности
и значимости финансируемых объектов (мероприятий)
означает, что из бюджетов финансируются
объекты и мероприятия, относящиеся к
предмету ведения органов власти соответствующего
уровня. Так, из республиканского бюджета
финансируются объекты, находящиеся в
республиканской собственности, и мероприятия
республиканского значения; из бюджетов
другого уровня - объекты, находящиеся в
собственности соответствующего административно-
Принцип территориальности в зачислении доходов применяется при формировании местных бюджетов. Согласно этому принципу предприятия, функционирующие на территории органов местного самоуправления, независимо от своей подчиненности (подведомственности) обязаны производить отчисления от получаемых доходов в бюджет этой территории. Кроме того, принцип территориальности проявляется в том, что закрепление дохода за бюджетом того или иного уровня законодательство связывает с местом нахождения или местом проживания платежника или его объекта обложения.