Бюджетная система Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее - бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц.
Бюджет - это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период.

Содержание работы

Введение
1. Пониятие Бюджета
1.2 Бюджет, бюджетное устройство КР и межбюджетные отношения
1.3 Принципы бюджетной системы
1.4 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы КР
2.1 Республиканский бюджет КР
2.2 Местные бюджеты
2.3 Внебюджетные фонды
3. Бюджетная политика КР
3.1 Анализ исполнения бюджета КР
3.2 Бюджетная политика КР и направления ее совершенствования
4. Заключение
5. Литература

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 51.87 Кб (Скачать файл)

Из республиканского и местных бюджетов финансируются мероприятия, в отношении которых Правительство Кыргызской Республики разделяет ответственность по финансированию посредством трансфертов, устанавливаемых в соответствии с настоящим Законом.

 

 

 

 

 

2.2 Местные бюджеты

В соответствии со статьей 46 Закона Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права» местный бюджет представляет собой бюджет местного сообщества аила, поселка, городаи района, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Они являются составной частью единой бюджетной системы государства. Долгое время местными бюджетами, в соответствии с законодательством Кыргызстана о бюджетном праве, считались бюджеты областей, города Бишкека, районов, городов, районов в городах, аилов и поселков. При этом следует отметить, что, как правило, структура местных бюджетов всегда исходила и исходит из государственного устройства и соответствующего административно-территориального деления государства. Тем самым система местных бюджетов была логически взаимосвязана садминистративно-территориальным делением республики. В обновленной интерпретации и в соответствии с нормативными правовыми актами с 2007 года местный бюджет ограничен рамками сельского, поселкового и городского сообществ, притом, что сохранен традиционный смысл, раскрываемый через призму административной единицы ипонимаемый как роспись доходов и расходов. В 2008 году в состав местных бюджетов был включен районныйбюджет. В соответствии с законодательными актами республики формирование местных бюджетов базируются на следующих принципах:

· разграничения функций государственной власти и органов местного самоуправления;

· обеспечения необходимыми финансово-экономическими средствами для решения дел местного значения;

· обеспечения необходимыми финансово-экономическими средствами для исполнения делегированных государственных полномочий;

· независимости  местных кенешей в управлении финансово-экономическими средствами местного самоуправления.

Формирование и  исполнение местных бюджетов. Прежде чем исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления приступят  к составлению проектов местных бюджетов, Министерство финансов через свои территориальные подразделения до 30 мая текущего года доводит до финансовых органов МСУ инструкцию по составлению бюджета. Помимо этого доводится календарный план, предполагаемые нормативы отчислений от общегосударственных налогов, размеры категориальных и выравнивающих грантов, распределяемых в местные бюджеты. Проекты местных бюджетов составляются исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления через свои финансовые органы. Первоначальный проект местного бюджета исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления согласовывается с местными кенешами, далее он представляется вМинистерство финансов Кыргызской Республики. Проекты доходной части местных бюджетов представляются в Министерство финансов Кыргызской Республики до 1 июля текущего года, а проекты расходной части до 1 августа текущего года. Бюджетная комиссия местных кенешей предварительно заслушивает доклады руководителей управлений и отделов органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, рассматривает предложения, касающиеся изменения доходов и расходов бюджета, составляет и представляет местным кенешам заключение по проектубюджета. По итогам докладов местные кенеши утверждают:

· местные бюджеты в общей сумме доходов и общей сумме расходов с выделением бюджета текущих расходов и бюджета развития;

· источники доходов  и направления расходов местных  бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией;

· размер оборотной  кассовой наличности на конец года по местным бюджетам.

 

 

2.3 Внебюджетные фонды

бюджет сбалансированность политика

Внебюджетные фонды подразделяются на 3 уровня государственной власти. Их основное назначение в Кыргызской Республике в настоящее время решение социальных задач:

- содержание нетрудоспособных граждан,

- оказание помощи безработным,

- финансирование жизненно важных расходных статей.

Выделяют несколько  звеньев:

· Социальный фонд Кыргызской Республики;

· Обязательные фонды  медицинского образования;

В отдельные годы до 2/3 всех поступлений приходится на эти фонды. Исключительная особенность  внебюджетных фондов-то, что они осуществляют финансирование ограниченного круга целей по сравнению с бюджетными фондами.

Социальный фонд Кыргызской Республики является исполнительным органом системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения в Кыргызской Республике. Задачами Социального фонда являются:

- разработка и реализация согласованной политики в области государственного социального страхования и пенсионного обеспечения;

- обеспечение права застрахованных лиц на государственное социальное страхование;

Социальный фонд выполняет следующие функции:

- регистрация и учет юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Кыргызской Республики, ведение банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов;

- сбор, аккумуляция и своевременная и в полном объеме передача страховых взносов в Пенсионный фонд, Государственный накопительный пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования;

- назначение пенсий, пособий, начисление компенсаций и организация их выплаты;

- взыскание с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- создание и управление Государственным накопительным пенсионным фондом;

Бюджет Социального  фонда является основным финансовым планом образования и использования  денежных средств системы государственного социального страхования. Ее составляют бюджеты Пенсионного фонда, Государственного накопительного пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования.

Проект бюджета  Социального фонда ежегодно разрабатывается  Социальным фондом с участием Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, согласовывается с Наблюдательным советом по управлению государственным социальным страхованием и в установленном порядке направляется на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики.

Отчет об исполнении бюджета Социального фонда рассматривается  Наблюдательным советом по управлению государственным социальным страхованием, Правительством Кыргызской Республики и утверждается ЖогоркуКенешем Кыргызской Республики.

 

 

3. Бюджетная политика КР

3.1 Анализ исполнения  бюджета КР

Прозрачность государственных  расходов и подотчетность перед  гражданским обществом всех органов  управления является наиболее важным, фундаментальным принципом демократии. Повышение качества жизни граждан, обеспечение безопасности и стабильности, развитие демократических институтов возможно лишь при условии эффективного использования общественных средств.

По данным НацстаткомитетаКР за 2011 год номинальный объем ВВП сложился на уровне 273,1 млрд. сомов, реальный рост ВВП сложился на уровне 5,7%, что выше уровня 2010 года на 6,2 процентных пункта.

Реальный рост экономики  без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» составил 5,6% (спад на 1,0% в 2010 году) в результате роста производства в промышленности (без Кумтор) (на 18,8%), в сельском хозяйстве (на 2,3%), услуг (на 5,6%).

Индекс потребительских  цен в 2011 году к декабрю прошлого года составил 5,7% (за 2010 год к декабрю 2009 года 19,2%).

Учетный курс доллара  понизился на 1,3% по отношению к концу декабря 2010 года и на конец декабря 2011 года составил 46,4847 сом/доллар США.

Реальный рост среднемесячной заработной платы за январь - ноябрь 2011 года составил 10,0%, в номинальном выражении среднемесячная заработная плата сложилась на уровне 8908 сомов.

В 2011 году уровень  освоения инвестиций в основной капитал  за счет всех источников финансирования снизился на 6,6%, по сравнению с 2010 годом (спад на 9,2% в 2010 году). За отчетный период фактически освоено 47 399,5 млн. сомов инвестиций в основной капитал.

Внешнеторговый  оборот за январь - ноябрь 2011 года составил 5576,3 млн. долл. США и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 35,6%, в том числе, экспорт - 1794,6 млн. долл. США (увеличение на 43,6%) и импорт - 3781,7 млн. долл. США (увеличение на 32,2%).

Без учета золота объем экспорта составил 867,5 млн. долл. США (увеличение на 14,7%).

В связи с опережающим  ростом объемов импорта над экспортом  отрицательное сальдо торгового  баланса составило 1987,1 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 23,3%.

Исполнение доходной части республиканского бюджета

По отчетным данным, за январь-декабрь 2011 года в республиканский  бюджет поступление ресурсов (без  спецсредств) составило 77 960,2 млн. сомов. В сравнении с аналогичными показателями 2010 года поступления ресурсов увеличились на 34,8 процента, что в денежном выражении составило 20 118,2млн. сомов. Удельный вес к ВВП составил 28,6%, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 26,3%.

В составе поступивших  ресурсов наибольший удельный вес занимают поступления, обеспеченные:

Государственной таможенной службой - 30,4%,

Государственной налоговой  службой - 28,8%,

Доходами от ГКВ - 11,3%,

Возвратом бюджетных  ссуд - 7,4%.

Доходы (без спецсредств), поступившие в республиканский  бюджет в январе-декабре 2011 года, составили 64 007,4 млн. сомов, или 101,2% от плана. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года показатели доходов возросли на 18 357,0 млн. сомов.

Общий объем налоговых  поступлений составил 46 125,2 млн. сомов, или выполнение плана составило 102,1% к прогнозу в сумме 45 180,8 млн. сомов (перевыполнение - 944,4 млн. сомов). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели доходов в денежном выражении возросли на 13 003,0 млн. сомов.

По Государственной налоговой службе поступление составило 22 450,4 млн. сомов, или рост в сравнении с прошлым годом на 5 214,4 млн. сомов).

По Государственной  таможенной службе поступление составило 23 674,8 млн. сомов, или рост в сравнении с прошлым годом на 7 788,6 млн. сомов.

Полученные официальные  трансферты составили 8 672,3 млн. сомов, или 89,8% к плану в сумме 9 652,6 млн. сомов, рост в сравнении с прошлым годом на 1 650,2 млн. сомов

Значительный объем  в структуре неналоговых поступлений  занимают специальные средства бюджетных  учреждений, которые составили 4 934,4 млн. сомов. План в сумме 5 646,9 млн. сомов  исполнен на 87,4%.

Общая сумма поступивших  в республиканский бюджет дивидендов, причитающихся на государственную  долю акций от деятельности акционерных  предприятий, составила 2 923,2 млн. сомов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели доходов в  денежном выражении возросли на 2 233,5 млн. сомов. (в основном от предприятий Альфателеком и Кумтор)

Предприятиями и  организациями возвращено по ранее  выданным ссудам и кредитам (с учетом процентов) 5 198,2 млн. сомов в том числе средства Резервного фонда Кыргызской Республики 2 990,0 млн. сомов.

Поступление внешних  кредитов составило 11 270,9 млн. сомов, рост в сравнении с прошлым годом на 5 291,4 млн. сомов

Доходы по государственным  казначейским векселям составили 8 781,0 млн. сомов, или 100,1% к прогнозу. Среднегодовая доходность по 12 месячным ценным бумагам составила 16,7% (2009 г. - 13,6%; 2010 г. - 12,1%).

Исполнение расходной  части республиканского бюджета

(по открытым  кредитам)

За январь-декабрь 2011 г. расходная часть республиканского бюджета (без специальных средств и с учетом государственного долга) исполнена в сумме 75 305,6 млн. сомов, или на 98,8% от плана в сумме 76 194,1 млн. сомов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года общие расходы увеличились на 18 050,7 млн. сомов, или на 31,5%.

По защищенным статьям  расходов из республиканского бюджета  за январь-декабрь 2011 года профинансировано 50 830,7 млн. сомов (уд. вес 74,1%), в том числе фонд оплаты труда 13,7 млрд сомов (27%). В сравнении с аналогичными показателями 2010 года финансирование увеличилось на 41,8 процента или 14 974,1 млн. сомов.

По незащищенным статьям расходов из республиканского бюджета за 2011 года профинансировано 7 890,8 млн. сомов (уд. вес 10,5%), или 98,3% от плана в сумме 8 026,4 млн. сомов. В сравнении с аналогичными показателями 2010 года финансирование увеличилось на 7,9 процента или 581,1 млн. сомов.

Расходы на приобретение нефинансовых активов (в т. ч. на капитальные  вложения) составили 7 212,9 млн. сомов, с  увеличением на 1 656,4 млн. сомов

Динамика расходов

Вместе с ростом общих расходов наблюдается тенденция  параллельного роста ФОТ с  учётом категориальных грантов и  без учёта средств направленных на повышение заработной платы работников социальной сферы местных бюджетов (4,6 млрд. сомов).

Анализ расходов по основным разделам и их удельный вес в общих расходах

Расходы на содержание госаппарата профинансированы на 3 965,3 млн. сомов, что составило 5,8% от общих расходов и больше показателей 2010 года на 771,5 млн. сомов.

На оборону приходится - 4,1% (2 836,1 млн. сомов и увеличением относительно прошлого года на 276,3 млн. сомов),

общественный порядок  и безопасность - 9,0% (6 151,1 млн. сомов и увеличением относительно прошлого года на 939,3 млн. сомов),

жилищно-коммунальное хозяйство - 2,1% (1 435,2 млн. сомов и уменьшением относительно прошлого года на 300,7 млн. сомов).

на социальную сферу - 40,1% (27 527,8 млн. сомов с увеличением на 7 282,9 млн. сомов (удельный вес расходов из республиканского бюджета на социальную сферу за январь-декабрь 2010 г. составил 39,4%).

 

Социальная сфера по разделам

Из них удельный вес расходов на:

* образование (без  учёта трансфертов из РБ в  МБ) - 3 903,1 млн. сомов и с увеличением относительно прошлого года на 1 249,9 млн. сомов;

* здравоохранение  - 7 713,5 млн. сомов и увеличением  относительно прошлого года на 2 159,7 млн. сомов;

* социальную защиту - 14 206,4 млн. сомов, в т. ч. субвенции  Соцфонду (обязательства государства по финансированию расходов многодетных матерей и матерей инвалидов с детства, военнослужащих, надбавок к пенсии и компенсационные выплаты) 7 728,6 млн. сомов, с увеличением относительно прошлого года на 3 288,9 млн. сомов), здесь необходимо отметить, невыполнение уточнённого плана на 3,4 млрд. сомов является следствиемнекачественного планирования бюджетных средств Управлением соцполитики МФ.

* отдых, культура  и религия - 2,5% (1 704,8 млн. сомов и с увеличением относительно прошлого года на 584,4 млн. сомов),

 

 

 

Исполнение бюджета развития

Общий объем расходов по бюджету развития составил 18 061,0 млн. сомов, с увеличением относительно прошлого года на 6 272,8 млн. сомов.

по инвестиционным проектам ПГИ за 2011 г. составил 12 953,5 млн. сомов, в том числе за счёт кредитов ПГИ - 8 352,3 млн. сомов, и софинансирование инвестиционных проектов - 625,3 млн. сомов, на реализацию 56 проектов (в т.ч. по транспорту 11, энергетике 6, сельскому хозяйству и ирригации 6 и 9 в социальном секторе).

Информация о работе Бюджетная система Кыргызской Республики