Бюджетная система Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее - бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц.
Бюджет - это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период.

Содержание работы

Введение
1. Пониятие Бюджета
1.2 Бюджет, бюджетное устройство КР и межбюджетные отношения
1.3 Принципы бюджетной системы
1.4 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы КР
2.1 Республиканский бюджет КР
2.2 Местные бюджеты
2.3 Внебюджетные фонды
3. Бюджетная политика КР
3.1 Анализ исполнения бюджета КР
3.2 Бюджетная политика КР и направления ее совершенствования
4. Заключение
5. Литература

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 51.87 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Бюджетная классификация, доходы  и расходы, сбалансированность  бюджетов

Бюджеты всех уровней  формируются и исполняются в  пределах показателей единой бюджетной  классификации - группировки доходов  и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация - это законодательно устанавливаемая  по однородным признакам группировка  доходов и расходов бюджета, а  также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и  исполнения бюджетов всех уровней.

В Кыргызской Республике используется единая классификация доходов и расходов бюджета для республиканского и местных бюджетов, утверждаемая Министерством финансов Кыргызской Республики.

Бюджетная классификация  должна обеспечивать унификацию форм бюджетной статистики и сопоставимость с международной практикой.

Доходы бюджета образуются преимущественно засчет поступлений прямых и косвенных налогов, неналоговых и других доходов, установленных Налоговым кодексом и законами Кыргызской Республики.

Неналоговые доходы - это поступления денежныхсредств в республиканский и местные бюджеты Кыргызской Республики в видесборов, платежей и иных неналоговых доходов, предусмотренных законодательствомКыргызской Республики, а также поступления денежных средств за оказанныеорганами государственной власти и местного самоуправления услуги и работы всоответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Внешние и внутренние источники финансированиядефицита бюджета в доходной части бюджета не отражаются.

Закон Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» от 11 июня 1998 г. определяет перечень доходов, закрепленных за республиканским бюджетом с одной стороны и местными бюджетами с другой.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета  представляют собой затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом.

Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета  носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  кредиты и ссуды.

Сбалансированность  бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Сбалансированность  бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой  части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и  муниципальных заказов.

Наилучший вариант  обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая  затраты на обслуживание и погашение  государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные  источники финансирования, то для  сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях  бюджетного процесса.

Сбалансированность  бюджета достигается разными  методами; одни из них применяются  при формировании бюджета; другие - при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета относятся: лимитирование бюджетных расходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений.

 

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается  с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных  обязательств, ориентированных на реально  поступающие доходы; определения  оптимальных сроков осуществления  расходов; использования механизма  сокращения и блокировки расходов бюджета.

Бюджетный дефицит.

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления  и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами - бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВВП.

Бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга.

Если в прошлом  бюджетный дефицит возникал достаточно редко и был обычно связан с  чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня он стал типичен для большинства  стран рыночной экономики.

Бюджетный дефицит  возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

Сегодня многие экономисты исходят из того что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный  дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в  пределах 2-3% ВВП. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.

Причины образования  бюджетного дефицита: рост государственных  расходов в связи со структурной  перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности, сокращение доходов государственного бюджета  в период экономического кризиса, чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия), неэффективность финансовой системы  государства, политическийпопулизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами, коррупция в государственном секторе, неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

 

 

 

 

 

 

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит  можно классифицировать по ряду критериев: по характеру возникновения, бюджетный  дефицит может быть случайным, как  правило, обусловлен временными разрывами  в поступлении и расходовании средств либо действительным, объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим, повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса или временным, является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический. По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым или внеплановым. В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета: циклический дефицит - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений, структурный дефицит - положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Для финансирования дефицита бюджета используются различные  источники, которые делятся на внутренние и внешние. Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

· средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

· бюджетные кредиты;

· кредиты, предоставленные  кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

· поступления от продажи акций и иных форм участия  в капитале, находящихся в собственности  государства или региона;

· поступления от реализации государственных / региональных / муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

· курсовая разница  по средствам бюджета;

· прочие источники  внутреннего финансирования дефицита бюджета.

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета  включаются:

· средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

· кредиты иностранных  государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических  лиц в иностранной валюте, включая  целевые иностранные кредиты (заимствования);

· кредиты кредитных  организаций в иностранной валюте.

· прочие источники  внешнего финансирования дефицита бюджета.

 

 

2. Характеристика отдельных звеньев  бюджетной системы КР

2.1 Республиканский  бюджет КР

Бюджетная система  Кыргызской Республики - регламентируемая нормами права, система отношений по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению республиканского и местных бюджетов, внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройствеКыргызской Республики.

Бюджетная система: республиканский бюджет + местные  бюджеты (самая многочисленная часть  бюджетной системы).

Республиканский бюджет - наибольший централизованный денежный фонд государства, который находится  в распоряжении правительства.

В республиканском  бюджете концентрируется большая  часть валового национального продукта. Он играет невероятно важную роль в  обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей  социально - экономического развития и  соблюдения пропорций между движением  материальных и финансовых ресурсов. Бюджетные средства направляются на государственное управление, народное хозяйство, социально - культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки. Республиканский бюджет и местные  бюджеты всех уровней составляют финансовую основу для объединения  общегосударственных и региональных интересов.

Согласно ст. 32 Закона «Об основных принципах бюджетного права

в Кыргызской Республике» в доходную часть республиканского бюджета включаются: отчисления от общегосударственных налогов, налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на прибыль, налог за пользование недрами (бонусы и роялти), налог на специальные средства,импортные и экспортные таможенные пошлины, проценты по кредитам (ссудам), выдаваемые из республиканского бюджета, сбор за выдачу специалисту свидетельствана право ведения операций с ценными бумагами, комиссионный сборза регистрацию эмиссии ценных бумаг, сбор за регистрацию залога, произведениевыписки из Единого государственного реестра и дополнительное залоговое уведомление, сбор за регистрацию (перерегистрацию) транспортных средств, консульские сборы, сбор и отчисления за осуществлениетуристской и альпинистской деятельности, незаконно полученные доходы, доходы от проведения республиканских лотерей, плата за апробирование и клеймениеювелирных (бытовых) изделий из драгоценных металлов, доходы от аренды и приватизацииобъектов, находящихся в государственной собственности, доходы концессионные, плата за загрязнение окружающей среды, доходы за оказанные государственными организациями, доходы за прохождение альтернативной (вневойсковой) службы, доходы за пользование природнымиресурсами, доходы от реализации конфискованногоимущества, имущества, безвозмездно перешедшего в установленном порядке вгосударственную собственность, в том числе товары и транспортные средства, оформленные в таможенном режиме отказа в пользу государства, доходы от прибылиНационального банка Кыргызской Республики, доходы от дивидендов на государственный пакет акций, государственная пошлина, взимаемая в соответствиис законодательством Кыргызской Республики в республиканский бюджет, доходы уголовно-исполнительных инспекций, суммы, взыскиваемые с лиц, виновных вхищении и недостаче материальных ценностей, административные штрафы и санкции, взимаемые государственными органами и их территориальными подразделениями, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики и т.д.

Из республиканского бюджета финансируются мероприятия, имеющие общегосударственное значение, ответственность по которым полностью возлагается на Правительство Кыргызской Республики через соответствующие государственные органы управления. В данную категорию включаются расходы: на государственные услуги общего назначения, предусматривающие ассигнования на исполнительные и законодательные органы государственной власти, финансовую и налогово-бюджетную деятельность (включая аппараты местных органов), внешнеполитическую деятельность, фундаментальные научные исследования, плановые и статистические службы, формирование государственного и мобилизационного резервов, другие государственные услуги общего назначения; на оборону, общественный порядок и безопасность; на содержание государственных предприятий, учреждений образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения, физической культуры, телевидения, радиовещания, издательств, жилищно-коммунального, сельского, водного, лесного хозяйства, рыболовства и охоты, горнодобывающей промышленности и минеральных ресурсов (за исключением топлива), обрабатывающей промышленности, строительства; на топливно-энергетический комплекс; на транспорт и связь; на прочие услуги, связанные с экономической деятельностью (торговля, туризм, стандартизация и метрология, геодезия и картография, гидрометеорология и другие); на прочие мероприятия, не отнесенные к основным группам (операции с государственными долговыми обязательствами, трансферты местным бюджетам, другие не классифицированные по основным группам расходы, осуществляемые за счет республиканского бюджета), а также расходы, учитывающие операции, связанные с выдачей и погашением бюджетных ссуд, приобретением акций государства, приватизацией государственной собственности; на содержание аппаратов местных государственных администраций областей, региональных архивов.

Информация о работе Бюджетная система Кыргызской Республики