Бухгалтерский учет и анализ формирования товарных запасов в оптовой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ и характеристика методов планирования оптового товарооборота в современных условиях.
Объектом исследования является оптовая торговля и главный ее элемент - оптовый товарооборот.
Предметом исследования является - порядок, последовательность и методы планирования оптового товарооборота.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И УЧЕТ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ……………………………………….………………5
1.1 Понятие, значение товарных запасов и факторы, влияющие на их величину…………………………………………………………………………..5
1.2 Формирование и задачи учета товарных запасов в оптовой торговле………………………………………………………………………….13
1.3 Синтетический и аналитический учет товарных операций и их роль в анализе товарных запасов оптовой торговли……………………………….16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ……………………………………………………………..……….20
2.1 Характеристика основных показателей в деятельности торгового предприятия……………………………………………………………………..20
2.2 Цель формирования товарных запасов и задачи анализа в оптовой торговле……………………………………………………………………….…26
2.3 Методика анализа товарных запасов и товарооборачивоемости и ее влияние на финансовый результат………………………………………….…33
Заключение……………………………………………………………….37
Список используемых источников……………………………………...39
Приложения………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

bukhgalterky_uchet_i_analiz_formirovania_tovarny.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

1. Соотношение между спросом  и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, - изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.





соотношение между спросом                объём розничного товарооборота;    


    и предложением;                                     сложность ассортимента;


    насыщенность товарных  рынков;         организация и частота завоза това-


звенность товародвижения;                   ров;


объём импорта;                                      состояние материально – техничес-


уровень цен на конкретные то-           кой базы и основных фондов торго-


вары;                                                       вого предприятия

физико-химические свойства


товаров;

Рисунок 3 – Факторы, влияющие на величину товарных запасов.

2. Объём розничного товарооборота.  Для торговых предприятий с  большим объёмом товарооборота  характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников.

3. Сложность ассортимента товаров.  Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д.,  их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов.

4. Потребительские и физико-химические  свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя. [7, с.137]

5. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдалённые районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.

6. Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.

На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары  и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.

Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели. [1, с.104]

 

 

1.2 Формирование и задачи  учета товарных запасов в оптовой  торговле

 

 

Товарные операции - это факты  хозяйственной жизни организаций, связанные с поступлением и выбытием товаров. Определение товаров дано в нескольких нормативных документах.

Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 454) под  товаром понимает предмет договора купли-продажи. При этом в соответствии с п. 1 ст. 455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые  вещи с соблюдением правил, предусмотренных  ст. 129 ГК РФ.

В налоговом законодательстве (п. 3 ст. 38 НК РФ) "товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации".

Нормативные документы по бухгалтерскому учету дают более узкую трактовку  понятия "товар". В п. 2 ПБУ 5/01 сказано: "Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи".

Правовой основой поступления  и продажи товаров является договор  купли-продажи. Согласно п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса РФ "по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязана передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)".

Основное отличие оптовой и розничной торговли заключается в том, для какой цели покупатель приобретает товары: в первом случае - для предпринимательской деятельности (перепродажи с целью получения дохода), а во втором случае - для личного потребления.

Основными целями бухгалтерского учета товарных операций являются следующие:

1) контроль за сохранностью товаров;

2) своевременное представление  руководству организации информации  о выручке, расходах, связанных  с продажей товаров, прибыли  от продаж, состоянии товарных  запасов.

Для достижения этих целей необходимо решить следующий комплекс бухгалтерских  задач.

1. Обеспечение совместно с другими  службами организации материальной  ответственности работников за  товары.

2. Проверка правильности документального  оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете.

3. Проверка полноты и своевременности  оприходования товаров материально  ответственными лицами, правильности  и своевременности списания реализованных  и отпущенных товаров.

4. Обеспечение контроля за соблюдением  нормативов товарных запасов.

5. Установление контроля совместно  с другими службами за соблюдением  правил проведения инвентаризации, своевременное и правильное выявление  и отражение в учете ее результатов.

6. Своевременное и правильное выявление валового дохода. [2, с.144]

В основе решения перечисленных  задач лежат следующие принципы учета товаров:

1. Организация учета по каждому  материально ответственному лицу (бригаде). Только в этом случае  достигается практическая реализация принципа персональной ответственности каждого лица. В данном случае эта ответственность вытекает из договора о материальной ответственности. При нарушении этого принципа администрация не может предъявить обоснованный иск виновным.

2. Выбор схемы учета товаров, наиболее целесообразной в условиях работы данной организации. Возможны три схемы:

а) индивидуальная (попредметная) - фиксируется  движение каждой единицы товаров; применяется, как правило, в комиссионной торговле; материально ответственное лицо должно отчитаться за каждую товарную единицу (по индивидуальному признаку);

б) натурально-стоимостная - фиксируется  движение товаров по отдельным наименованиям  в натуральном и стоимостном  измерениях; материально ответственное  лицо обязано отчитаться за товары по каждому наименованию;

в) стоимостная - фиксируется общий  объем товарной массы; материально  ответственное лицо должно отчитаться за весь объем ценностей.

3. Единство оценки товаров при  их оприходовании и выбытии.  Если товары были оприходованы по продажным ценам, то и списываться они должны по этим же ценам. Списание товаров по ценам выше или ниже цен их оприходования привело бы в первом случае к образованию излишков товаров, а во втором - к недостаче.

4. Единство показателей учета  и плана, то есть формирование информации в бухгалтерском учете, должно осуществляться по показателям торгово-финансового плана. Если, например, план товарооборота устанавливается не только в целом, но и раздельно по структурным подразделениям, то и учет фактического товарооборота должен осуществляться отдельно по подразделениям.

5. Периодическая проверка путем  проведения инвентаризации фактических  остатков товаров и сравнение  их с данными бухгалтерского  учета для проверки обеспечения  сохранности ценностей.

6. Контроль за деятельностью материально ответственных лиц путем встречной сверки. Например, все списания со складов универмага должны совпадать с оприходованием этих ценностей в отделах (секциях)

 

 

1.3 Синтетический и  аналитический учет товарных  операций и их роль в анализе товарных запасов оптовой торговли

 

 

Товарные отчеты могут содержать  сведения об остатках, приходе и  расходе товаров не только в стоимостном, но и количественном выражении. Кроме  того, остатки, приход и расход могут  указываться не только в целом, но и по каждому наименованию товаров.

В приходной части товарно-кассового  отчета отражаются остаток товаров  на начало отчетного периода и  поступление товаров по датам  в хронологическом порядке. При  этом указываются наименование поставщика, номер и дата сопроводительного документа, сумма поступившего товара по каждому поставщику. В расходной части товарно-кассового отчета отражается сумма выручки по кассе за каждый день отчетного периода в целом по предприятию в хронологическом порядке и суммируется расход (сумма выручки) по организации. Затем рассчитывается остаток товаров на дату составления товарно-кассового отчета.

Сведения из товарных отчетов в  течение месяца группируются в накопительную  ведомость. Данные из накопительной  ведомости сверяются с соответствующими регистрами по счетам 50 «Касса», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. [13, с.345]

Синтетический и аналитический  учет поступления товаров.

Аналитический учет неразрывно связан с синтетическим и ведется  с целью детализации этого  учета. Сам по себе аналитический счет существовать не может, он жестко привязан к синтетическому счету.

Записи в аналитическом учете  производятся только на основании первичных  документов. В рассмотренном нами примере бухгалтер сделал первую запись на основании товарной накладной поставщика, которая поступила в бухгалтерию вместе с товарным отчетом материально-ответственного лица. А вторая запись сделана на основании акта приема-передачи векселя.

Для учета поступления товаров  активный счет 41 «Товары». Оборот по дебету этого счета также показывает общую стоимость товаров, поступивших в магазин, оборот по кредиту - выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчетного периода.

Оприходование поступивших в магазин  товаров от поставщика отражается проводкой  на сумму стоимости по продажным  ценам; при этом НДС не фиксируется  отдельно, поэтому в покупную стоимость, по которой принимаются товары к  учету, включается входной НДС:

Дт 41 «Товары»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» 

Начисляется торговая наценка на приобретенный  товар:

Дт 41 «Товары»

Кт 42 «Торговая наценка»

При этом транспортные расходы относятся  на издержки обращения:

Дт 44 «Расходы на продажу»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 

Погашение задолженности перед  поставщиком за полученные товары, а также перечисление авансов  и предварительной оплаты в зависимости  от формы оплаты оформляется следующими записями:

Дт 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» - на сумму оплаченной задолженности поставщикам

Кт 51 «Расчетные счета» - на сумму, оплаченную с расчетного счета;

Кт 50 «Касса» - на сумму оплаты из кассы  торгового предприятия наличными  деньгами (при этом следует помнить  об установленном лимите расчетов наличными в пределах 60 тысяч рублей и о применении ККМ);

Кт 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - на сумму оплаты за счет краткосрочного банковского кредита  иди займа учредителя;

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ формирования товарных запасов в оптовой торговле