Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 07:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование ценовой дискриминации как фактора повышения прибыли предприятия на примере ЗАО «Хлебозавод №2» г.Самара.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
теоретически обосновать появление ценовой дискриминации;
исследовать влияние ценовой дискриминации на повышение прибыли на примере ЗАО «Хлебозавод №2» г.Самара.
Особым видом монополистических действий являются соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, которые направлены на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок; повышение (снижение), поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж и закупок, ассортименту товаров; ограничение доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам; отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.
В исключительных случаях такие соглашения могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий превысит неблагоприятные последствия. Хозяйствующие субъекты с долей на рынке определенного товара более 35%, намеревающиеся заключить подобные соглашения, обязаны обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашений требованиям антимонопольного законодательства. Полученное разрешение действительно в течение 2 лет. Если в этот срок соглашение не достигнуто, оно утрачивает силу.
В частности, в 2004 г. в проведении параллельной (согласованной) ценовой политики на рынке розничной реализации нефтепродуктов были обвинены компании "ЛУКОЙЛ-Югра" и "Роснефть-Ямалнефтепродукт". Соглашением, устраняющим конкуренцию на рынке коммунальных услуг, был признан договор о сотрудничестве, заключенный между РАО "ЕЭС России" и Администрацией г. Костромы, которые планировали совместно создать компанию "Российские коммунальные системы".
Соглашения, ограничивающие
конкуренцию, не обязательно должны быть
оформлены письменно, антимонопольный
орган может доказать сам факт проведения
хозяйствующими субъектами согласованной
экономической политики. Например, в 2005 г. антимонопольным
органом были установлены согласованные
действия компаний "Астраханьгазпром"
и "ЛУКОЙЛ-
Недобросовестная конкуренция на товарных рынках[2,С.19] - это неправомерные действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности.
Можно выделить несколько основных форм недобросовестной конкуренции. Во-первых, это распространение сведений о конкуренте и его продукции. Например, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующего субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; ввести потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества, количества товара или его изготовителей. То же касается некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых товаров с товарами конкурентов.
Во-вторых, недобросовестной конкуренцией является экономический и промышленный шпионаж, т.е. получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.
В-третьих, к недобросовестной конкуренции относятся незаконное приобретение и использование прав на средства индивидуализации юридического лица, его продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. На практике чаще всего именно по этому основанию хозяйствующие субъекты привлекаются к ответственности за недобросовестную конкуренцию. Так, в течение нескольких последних лет одна из российских компаний торговала водкой под названием "Русский стандарт Платинум". Другим хозяйствующим субъектом спустя какое-то время был зарегистрирован товарный знак "Platinum" по 33-му классу Международной классификации товаров и услуг "Алкогольная продукция". Правообладатель предъявил владельцу водки требование о заключении лицензионного соглашения на использование товарного знака, по условиям которого размер лицензионных платежей в несколько раз превышал объемы продаж этого товара. Суд решил, что данное требование, хотя и верное по формальным критериям, следует считать недобросовестной конкуренцией.
К этой форме недобросовестной конкуренции относится также реализация товаров под названиями, сходными до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками. В частности, в одном из российских городов шла реклама и реализация пива под названием "Нововятское"; одновременно в этом же городе другой хозяйствующий субъект торговал пивом под названием "Вятское", причем это название было зарегистрированным товарным знаком. Арбитражный суд решил, что реализация пива "Нововятское" является основанием для административной ответственности за недобросовестную конкуренцию независимо от того, приобрел ли нарушитель какие-либо экономические преимущества.
Государственный антимонопольный контроль осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) в лице ее соответствующих территориальных управлений. Он может быть либо предварительным, когда хозяйствующий субъект должен направить в ФАС России ходатайство о даче согласия на совершение определенных действий, либо последующим, когда достаточно направить уведомление в 45-дневный срок с момента совершения определенных действий.
В любом случае нарушение требований антимонопольного контроля служит основанием для ликвидации созданных организаций или признания недействительными совершенных сделок в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
В соответствии со ст. 17 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках антимонопольный контроль может осуществляться за созданием и некоторыми формами реорганизации коммерческих и некоммерческих структур, а также за изменением состава участников некоммерческих организаций. Следует подчеркнуть, что среди некоммерческих организаций такому контролю подлежат только ассоциации (союзы) юридических лиц и некоммерческие партнерства, в состав которых входит не менее двух коммерческих организаций. Такой подход объясняется тем, что эти некоммерческие структуры объединяют коммерческие компании с целью координации их действий и оказания иного содействия в их предпринимательской деятельности, что может привести к ограничению конкуренции на рынке. Наше законодательство требует соблюдения последующего антимонопольного контроля в случаях создания, слияния, присоединения и изменения состава участников ассоциаций (союзов) и некоммерческих партнерств.
В случае создания коммерческой организации путем ее учреждения, т.е. без какого-либо правопреемства, соблюдения разрешительного порядка не требуется. Однако если суммарная балансовая стоимость активов учредителей этой компании превышает 2 млн. МРОТ (200 млн. руб.), учредители (или один из них) обязаны направить в ФАС России соответствующее уведомление, т.е. соблюсти требования последующего антимонопольного контроля.
Основанием для предварительного антимонопольного контроля за перечисленными сделками служит хотя бы одно из следующих условий:
а) суммарная стоимость активов сторон сделки превышает 30 млн. МРОТ (3 млрд. руб.);
б) один из участников сделки внесен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;
в) приобретателем акций или имущества является группа лиц, контролирующая деятельность данного хозяйствующего субъекта.
Последующий контроль проводится, если суммарная стоимость активов участников сделки превышает 2 млн. МРОТ.
Принудительное разделение (выделение) допускается при наличии: возможности организационного и территориального обособления структурных подразделений; отсутствии между ними тесной технологической связи; наличии у реорганизованных юридических лиц возможности самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Помимо этого, допускается принудительная ликвидация в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если организация координирует предпринимательскую деятельность коммерческих структур, что ограничивает или может ограничить конкуренцию, либо если в результате создания организации был нарушен порядок государственного антимонопольного контроля.
Определение доминирующего положения дано в ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"[1].
Доминирующее положение хозяйствующего субъекта может быть результатом как внешних, так и внутренних факторов:
- государственной политики, включая дифференцированную систему налогов, предоставление субсидий и других льгот;
- слияний, присоединений, ликвидации;
- производственной или
научно-технической стратегии, в
том числе внедрения
- деятельности хозяйствующего субъекта по устранению конкурентов с рынка неконкурентными методами;
- соглашений между
В действующем Законе количественный размер доли, при наличии которой положение организации признается доминирующим независимо от дополнительных качественных критериев, снижен с 65 до 50%. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
- доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
- доля которого на рынке
определенного товара
Действующим Законом также введены критерии для определения доминирования каждого из нескольких хозяйствующих субъектов.
Нормы Закона, посвященные доминирующему положению субъекта естественной монополии, представляют собой новеллу. Доминирующим является положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Согласно Федеральному закону от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства; товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в употреблении другими товарами; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Соответственно, субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект, работающий в условиях естественной монополии. Таким образом, говоря о субъекте естественной монополии, нет необходимости подчеркивать, что он занимает доминирующее положение, поскольку это ясно из определения.
Категория "доминирующее положение" имеет большое практическое значение. Необходимость в установлении доминирующего положения возникает в следующих случаях[15,С.107]:
- при осуществлении
- над созданием, слиянием
и присоединением добровольных
объединений предприятий, а также
преобразованием в указанные
объединения органов
- слиянием, присоединением и ликвидацией государственных и муниципальных предприятий;
- реорганизацией (выделением,
разделением) федеральных предприятий,
не предусматривающих
- созданием, слиянием и присоединением акционерных обществ;
- увеличением уставного
капитала акционерного
- соблюдением антимонопольного
законодательства при
- соблюдением антимонопольного законодательства при приватизации государственных и муниципальных предприятий, в том числе при выделении структурных подразделений из состава государственных предприятий и их преобразовании в самостоятельные предприятия в процессе приватизации;
- созданием холдинговых компаний в соответствии с действующим законодательством и контроля за их функционированием;
- созданием финансово-
- при рассмотрении вопросов:
- о нарушении антимонопольного законодательства;
- принудительном разделении хозяйствующих субъектов;
- при проведении специальных
исследований товарных рынков
в целях разработки
- в других случаях, предусмотренных действующими законодательными и нормативными актами.
Согласно действующему законодательству доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с него других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять им доступ на этот рынок. Таким образом, Закон прямо называет преимущества доминирующего положения, которые одновременно являются его признаками. Преимущества доминирующего положения перечислены в законе альтернативно.
Рыночный потенциал прямо не связан с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке, так как на отдельных товарных рынках возникают ситуации, когда хозяйствующий субъект с долей на рынке менее 35% обладает рыночным потенциалом по отношению к другим хозяйствующим субъектам на этом же товарном рынке. В то же время рыночный потенциал может быть следствием доминирующего положения. Такая ситуация является правилом.