Ценовая дискриминация как фактор повышения прибыли предприятия на примере ЗАО «Хлебозавод №2» г.Самара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 07:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование ценовой дискриминации как фактора повышения прибыли предприятия на примере ЗАО «Хлебозавод №2» г.Самара.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
теоретически обосновать появление ценовой дискриминации;
исследовать влияние ценовой дискриминации на повышение прибыли на примере ЗАО «Хлебозавод №2» г.Самара.

Файлы: 1 файл

Лобанов Илья. Курсовая практика. Экономика предприятия. Ценовая_дискриминация.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерно высокомонополизированная структура[20,С.87], поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов , ассоциаций и других объединений , одной из целей которой является поддержание высоких цен и обеспечение себе “ спокойного существования ”. Вместе с тем предполагаемое усилие открытости российской экономики для мирового хозяйства приведёт к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложнит положение наших монополистов. Помимо уже рассмотренного выше эффекта масштаба существуют и другие причины монополии. Среди них немалую роль играет установление препятствий для вступления новых фирм на рынок. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятия тем или иным видом деятельности , лицензионные и патентные барьеры , таможенные ограничения и прямые запреты на импорт , сложности в получении кредитов , высокие первоначальные затраты для открытия нового предприятия и др.

Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией (а большинство наших российских монополий таковыми не являются), то фирма - монополист в любой момент может ожидать появление неожиданного конкурента.

Чем выше прибыль предприятия - монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль , например путём расширения производства и продаж товаров - заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией , способной эффективно заменить продукцию монополиста , приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену, отказываться от части прибыли, что бы сохранить положение на рынке.

Законодательные барьеры для вступления в отрасль также не вечны. На поддержку государственных деятелей, выражающих их интересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм - монополистов не является таким уж “ безоблачным ” , как это кажется на первый взгляд.

Для того, что бы фирма - монополист смогла осуществлять ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать двум условиям. Во - первых, покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию. Во - вторых, продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы , исходя из учёта эластичности спроса на товары. После этого тем покупателям, спрос которых обладает высокой не эластичностью, будет предложена высокая цена , а тем , чей спрос эластичен - более низкая. Ценовую дискриминация часто считают несправедливостью. Многие люди испытывают раздражение , узнав , например , что человек , сидящий впереди впереди них в самолёте , заплатил за билет меньше ,чем они.

Все эти примеры показывают , что ценовая дискриминация имеет и положительные стороны , что нередко и она способствует достижению большей справедливости. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой упомянутая дискриминация всегда будет объектом критики.

Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует её цену и объём выпуска. Причиной  монополии является: эффект масштаба; законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль, патенты и лицензии ; нечестное поведение и другие.

Кривая спроса на продукцию фирмы - монополиста наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту устанавливать произвольно высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль , он определяет цену и объём производства , исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса , он будет продавать по более высокой цене и производить в меньшем объёме по сравнению с условиями совершенной конкуренции.

Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность ,  тем меньше монопольная власть , и наоборот. На степень монопольной власти влияет также количество фирм на рынке , концентрация , конкурентная стратегия.

Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению власти монополий. Предметом государственного регулирования является естественные монополии. В отраслях естественные монополии многие предприятия являются государственной собственностью.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, нами были разобраны все вопросы и задачи исследования – исследование ценовой дискриминации как фактора повышения прибыли предприятия на примере ЗАО «Хлебозавод №2» г.Самара».

В работе был проведен анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявлены пути увеличения прибыли.

Прибыль позволяет предприятиям осуществлять нормальный процесс воспроизводства, эффективно стимулировать труд наемных работников и улучшать его условия, обеспечивать возможность решения государством разнообразных социально-экономических программ. Сегодняшняя хозяйственная практика, к сожалению, показывает, что многие предприятия самых различных отраслей народного хозяйства недостаточно эффективно ведут свою деятельность. Об этом свидетельствуют частые банкротства предприятий, низкий уровень эффективности их деятельности.

В реальной жизни чистая монополия, также как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции , постепенно переходящей в олигополию

При монополистической конкуренции множество мелких фирм производит разнообразную дифференцированную продукцию , вступление новых фирм в отрасль не сложно. В краткосрочном периоде фирмы выбирают цену и объём выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки. Лёгкое вхождение новых фирм приводит к тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде , когда экономическая прибыль стремится к нулю.

Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм , каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существования большого количества производителей.

Эффективное управление формированием прибыли предусматривает знание основных механизмов данного процесса, использование современных методов анализа и планирования. Важно уметь и эффективно распределять прибыль. Механизм прежней системы распределения прибыли, зачастую, продолжает довлеть над предприятиями и не может в изменяющихся условиях эффективно воздействовать на процесс их производства. В связи с этим требуется принципиально новое решение задачи изменения механизма распределения прибыли.

Особую остроту приобретает проблема совершенствования налогообложения, так как налоговая система, ее состояние являются одним из важных факторов, воздействующих на эффективное распределение прибыли. Существующие конкретные ставки отдельных налогов и система налоговых льгот не стимулируют эффективное ведение производства. Развитие и совершенствование налогообложения является одним из важнейших инструментов государственного воздействия на становление устойчивых рыночных структур. В конечном счете решение задачи повышения эффективности деятельности предприятий требует существенной перестройки механизма формирования, распределения и использования прибыли.

Таким образом, повышение эффективности деятельности предприятий оказывается в прямой зависимости от механизма формирования, распределения, использования прибыли и требует активного участия всех субъектов рыночных отношений в решении этой проблемы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  2. Барановская, Н.И. Планирование деятельности малых организаций/ Барановская, Н.И., Благодер, Т.П. // Экономика строительства. - 2007. - N 12.-С.26-36.
  3. Бурмистров, Геннадий. Затраты: от контроля к управлению / Г. Бурмистров // ЖУК: журнал «Управление компанией». - 2006. - № 8. - С.43-46.
  4. Власова, Н. С. Анализ материальных затрат в целях выявления резервов снижения себестоимости продукции  / Н. С. Власова // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - №  17. - С.65-68.
  5. Владымцев, Н. В. Экономические аспекты формирования концептуальных основ управления затратами / Н. В. Владымцев, Е. А. Извольская // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - №  14. - С.22-26.
  6. Галкина, Е. В. Бухгалтерский учет и аудит: учеб. пособие / Е.В.Галкина. - М. : КНОРУС, 2009. - 592 с.
  7. Дубровин, И. А. Экономика и организация производств : учеб.пособие / И.А.Дубровин, А.Р.Есина, И.П.Стуканова; Под общ. ред. И.А.Дубровина. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : Дашков и К, 2008. – 202 с.
  8. Ендовицкий, Д.А. Организационно-целевой раздел методики анализа финансовых резервов компании / Ендовицкий, Д.А., Исаенко, А.Н. // Аудит и финансовый анализ. - 2005. - N 3.-С.133-140.
  9. Зайцев, Н.Л Экономика, организация и управление предприятием: учеб. пособие / Н.Л.Зайцев. - 2-е изд., доп. - М. : ИНФРА-М, 2008. –  455 с.
  10. Ковалев, Валерий Викторович. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения): учеб. пособие / В.В.Ковалев, Вит.В.Ковалев. - 2-е изд., перераб.и доп. - М. : Проспект, 2006. - 432 с.
  11. Коновалова, Г. И. Проблемы управления затратами на промышленном предприятии и способы их решения / Г. И. Коновалова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №  1. - С.97-99.
  12. Котляров, Станислав Андреевич  Управление затратами: учебное пособие / Котляров, Станислав Андреевич. - СПб : Питер, 2006. - 160с.
  13. Плехова, Ю. О. Анализ внешних резервов развития промышленных предприятий в постиндустриальной экономике / Ю. О. Плехова // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - №  3. - С.54-56.
  14. Сергеев, И.В. Экономика организации(предприятия): учеб. пособие / И.В.Сергеев. - 3-изд.,перераб.и доп. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 576 с.
  15. Смагин, В.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.Н.Смагин. - 2-е изд., испр. - М. : КНОРУС, 2007. - 160 с.
  16. Тюкавкин, Н. М. Управление издержками (затратами) / Н. М. Тюкавкин // Управленческий учет. - 2008. - №  3. - с.50-57.
  17. Юрченко, Т.  Управление текущими затратами организации / Т. Юрченко, Ю. Воронцова // Маркетинг. - 2006. - № 4. - С.107-116.
  18. Экономика предприятия: учеб. / В.Я.Горфинкель, В.А.Швандар, Л.Я.Аврашков и др.; Под ред. В.Я.Горфинкеля  . - 5-е изд., перераб.и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 767 с.
  19. Экономика предприятия: курс лекций / О.И.Волков, В.К.Скляренко. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 280 с.
  20. Экономика предприятия (фирмы): Практикум : учеб.пособие / Л.П.Афанасьева, Г.И.Болкина, О.Ф.Быстров и др.; Под ред. О.И.Волкова, В.Я.Позднякова. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 331 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Бухгалтерская отчетность ЗАО «Хлебозавод №2» за 2008г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1

 Динамика издержек  и доходов

фирмы ЗАО «Хлебозавод №2» в условиях монополии (тыс.руб.)

Выпуск

издержки

цена

доход

прибыль

 продукции ,тыс.шт.

 

Валовые

 

предельные 

 

 

валовый

 

предель ный

 

0

1000

-

-

-

-

-1000

1

1470

470

500

500

500

-970

2

1890

420

498

996

496

-894

3

2265

375

496

1488

492

-777

4

2600

335

494

1976

498

-624

5

2920

320

492

2460

484

-460

6

3230

310

490

2940

480

-290

7

3535

305

488

3416

476

-119

8

3850

315

486

3888

472

38

9

4180

330

484

4356

468

176

10

4535

355

482

4820

464

285

11

4900

365

480

5280

460

380

12

5280

380

478

5736

456

456

13

5680

400

476

6188

452

508

14

6105

425

474

6636

448

531

15

6560

455

472

7080

444

520

16

7040

480

470

7520

440

480

17

7550

510

468

7956

436

406

18

8090

540

466

8388

432

298

19

8665

575

464

8816

428

151

20

9275

610

462

9240

424

-35


 

 


Информация о работе Ценовая дискриминация как фактор повышения прибыли предприятия на примере ЗАО «Хлебозавод №2» г.Самара