Цены и ценообразование на продукцию и услуги предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение ценообразование на продукцию и услуги на исследуемом предприятии. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:
• Рассмотреть основные методы расчета цены на продукцию и услуги предприятия;
• Изучить роль цены в предпринимательской деятельности;
• Рассмотреть основные факторы, влияющие на цены продукции и услуг на предприятии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические вопросы ценообразования
1.1 Понятие цены…………………………………………………………………………………………..…5
1.2 Роль цены в предпринимательской деятельности…………………………………..13
Глава 2. Ценообразование на предприятие ООО "Ласточка"
2.1 Технико-Экономическая характеристики предприятия ООО "Ласточка"…15
2.2 Классификация цен на товары и услуги предприятия………………………………20
2.3 Методы расчета цены на продукцию и услуги………………………………………….25
2.4 Влияние различных факторов на цены продукции услуги……………………….29
Выводы и предложения………………………………………………………………………………..…36
Список литературы…………………………………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

экономика фирмы.docx

— 76.90 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

Всероссийский заочно финансово-экономический институт

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине: "Экономика фирмы"

На тему: "Цены и ценообразование на продукцию и услуги предприятия"

 

 

 

Исполнитель: Шевковская Н.С.

                                                       Специализация: Бакалавр экономики  (б)

                                                                   Группа: 4

                                                               № зачетной книжки: 11ФЛД41144                                               

                                                                         Руководитель: Ивашкевич Татьяна Владимировна 

 

Омск 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические вопросы ценообразования

1.1 Понятие цены…………………………………………………………………………………………..…5

1.2 Роль цены в предпринимательской деятельности…………………………………..13

Глава 2. Ценообразование на предприятие ООО "Ласточка"

2.1 Технико-Экономическая характеристики предприятия ООО "Ласточка"…15

2.2 Классификация цен на товары и услуги предприятия………………………………20

2.3 Методы расчета цены на продукцию и услуги………………………………………….25

2.4 Влияние различных факторов на цены продукции услуги……………………….29

Выводы и  предложения………………………………………………………………………………..…36

Список литературы…………………………………………………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важная роль цен в экономической  жизни определяется тем, что они  являются основой всех экономических  измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного  хозяйства в целом.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают  основным регулятором пропорций  общественного воспроизводства, хозяйственных  отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство  осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной  методологией ценообразования с  учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в  области экономики и управления.

Формирование цен, отвечающих требованиям  рыночной экономики, связано с аккумулированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств.

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цена есть историческая категория, возникшая  и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. В самом общем  виде цена представляет собой сумму  денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой  товара на рынке.

Целью данной курсовой работы является изучение ценообразование на продукцию и услуги на исследуемом предприятии. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:

• Рассмотреть основные методы расчета цены на продукцию и услуги предприятия;

• Изучить роль цены в предпринимательской деятельности;

• Рассмотреть основные факторы, влияющие на цены продукции и услуг на предприятии.

Объектом  исследования является торговое предприятие  ООО "Ласточка".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1.1 ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена - сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь  это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению  и использованию ВВП и национального  дохода.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной  теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что  цена товара представляет собой сумму  денег, которую покупатель готов  заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена - денежное выражение  стоимости товара.

В отличие от цены, ценообразование  представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют  место в основном две системы  ценообразования:

1) централизованное, которое предполагает формирование  цен государственными органами  на основе издержек производства  и обращения и 2) рыночное, основанное  на базе взаимодействия спроса  и предложения.

Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической  теории, который до сих пор вызывает ожесточенные споры двух диаметрально противоположных школ.

Разработка теории цены относится  к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная  теория цены, яркими представителями  которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником  стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном  труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции  заключается в следующем: товар  имеет стоимость и цену.

Стоимость - это воплощенные в  товаре общественно полезные затраты  труда, но не всякие, а только соответствующие  средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все  товары качественно однородными, а, следовательно, сопоставимыми и  соизмеримыми. При таком подходе  труд, воплощенный в товарах, также  становится качественно однородным, трудом "вообще", лишенным конкретики. В экономической теории такой  труд принято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных товаров отражает отношение  представленных в них величин  абстрактного труда. Эти величины и  определяют объективные пропорции  обмена товарами (или купли-продажи).

Что же касается цены товара, то она  есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться  от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.

Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости  объективную основу цены, тем самым  различая стоимость и цену.

Другая концепция объясняет  цену товара суммой денежных затрат в  наилучшем варианте использования  производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит  не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких  затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной вне стоимостной  величиной, для определения которой  оценка покупателя более значима, чем  затраты производителя. Цена "освобождается" от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.

В итоге спор между изложенными  концепциями сводится к следующему: что же определяет цену товара - "предложение" (стоимость) или "спрос" (полезность)? Является ли полезность товара "функцией" его стоимости или, напротив, стоимость  есть "функция" полезности товара?

Современная экономическая теория не оставляет надежды синтезировать  оба подхода к ценообразованию, совместив в цене "объективность" (стоимость) и "субъективность" (полезность) товара.

Однако бесспорным является положение  о том, что количественное определение  затрат на производство и реализацию товаров и услуг было и остается объективной потребностью и реальностью  в любой общественно-экономической  формации. Ведь очевидно, что объективный  процесс формирования затрат в условиях рыночных отношений происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи.

Фирмы, не обеспечивающие такие условия, разоряются и гибнут, а их место  занимают другие фирмы, которые имеют  более низкие затраты на производство и реализацию товаров. Они получают более высокие доходы, обеспечивающие им условия для осуществления  нормального процесса воспроизводства.

Кстати сказать, генеральное агентство  по тарифам и торговле (ГАТТ) рекомендует  использовать следующее определение  нормальной стоимости: "нормальная стоимость понимается как стоимость  материалов и изготовления товара в  стране его происхождения, покрываемая  в ходе обычных торговых операций плюс разумная прибыль и общие  расходы".

Построение рыночного хозяйства  требует решительного преодоления  многих теоретических и методологических догм, которые все еще имеются  в экономической науке и практике хозяйствования, в том числе и  в области ценообразования. Прежде всего, необходимо решить весьма важную проблему общего и принципиального  характера, в зависимости от которой  находятся другие вопросы, связанные  с теорией, методологией и практикой  ценообразования. Эта проблема может  быть сформулирована следующим образом: каковы место и роль цены в рыночном хозяйстве?

Правильный ответ на этот вопрос может быть дан лишь после того, как будет раскрыт главный  вопрос, а именно: что такое рынок  в цивилизованном смысле этого слова?

В экономической литературе имеется  много определений понятия рынка. И это естественно. Дело в том, что рынок - явление весьма сложное  и пока еще недостаточно изученное.

Так что же такое рынок? Наиболее полным и точным представляется следующее  определение. Рынок - это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торговые, экономические, технологические и др.) между субъектами рыночных отношений, но обязательно опосредованные через механизмы стоимости, товарно-денежных отношений, механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров.

Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных  категорий: финансов, кредита, заработной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта  система стоимостных категорий  активно стимулирует весь процесс  воспроизводства.

Рыночные отношения могут возникать  где угодно, если спросу противостоит предложение, например: на базаре, в  деловом офисе, по телефону, на бирже  и т.д. Когда на рынке устанавливается  равновесие между спросом и предложением, то результатом этого экономического процесса является цена.

На рынке встречаются продавцы и покупатели, отстаивающие противоположные  интересы.

Продавцы имеют цель продать  свои товары и при этом получить по возможности как можно большую  цену и прибыль. Но так как каждый из продавцов приходит на рынок с  одним и тем же намерением, между  ними возникает конкуренция. Покупатели, в свою очередь, заинтересованы в  приобретении нужных им товаров с  как можно большей полезностью  и низкой ценой. Выравнивание интересов  продавца и покупателя осуществляется через цену, которая на рынке формируется  путем взаимодействия спроса и предложения. Цена выравнивает соотношение спроса и предложения и является тем  компромиссом, который достигается  между продавцом и покупателем.

Таким образом, рынок - это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.

Рынок можно выразить следующей  элементарной схемой:

Из представленной схемы можно  сделать такой принципиальный вывод: цена занимает центральное место  в рыночных отношениях, сглаживая  противоположные экономические  интересы продавца и покупателя, приводя  в соответствие спрос и предложение. Ценообразование, являясь одним  из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления.

Рынок и цена - категории, обусловленные  товарным производством. При этом первичным  является рынок, что объясняется  так: при товарном производстве экономические  отношения проявляются главным  образом не в самом процессе производства, а через рынок. Именно рынок является основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который  реализуется через механизмы  ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он является одним  из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и  внутри отдельных секторов. Этот "перелив" осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в  переходный период возникает и усиливается  функция цены как критерия рационального  размещения производства.

Информация о работе Цены и ценообразование на продукцию и услуги предприятия