Цены и ценообразование на продукцию и услуги предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение ценообразование на продукцию и услуги на исследуемом предприятии. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:
• Рассмотреть основные методы расчета цены на продукцию и услуги предприятия;
• Изучить роль цены в предпринимательской деятельности;
• Рассмотреть основные факторы, влияющие на цены продукции и услуг на предприятии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические вопросы ценообразования
1.1 Понятие цены…………………………………………………………………………………………..…5
1.2 Роль цены в предпринимательской деятельности…………………………………..13
Глава 2. Ценообразование на предприятие ООО "Ласточка"
2.1 Технико-Экономическая характеристики предприятия ООО "Ласточка"…15
2.2 Классификация цен на товары и услуги предприятия………………………………20
2.3 Методы расчета цены на продукцию и услуги………………………………………….25
2.4 Влияние различных факторов на цены продукции услуги……………………….29
Выводы и предложения………………………………………………………………………………..…36
Список литературы…………………………………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

экономика фирмы.docx

— 76.90 Кб (Скачать файл)

Выбор того или иного вида контрактной  цены в значительной степени зависит  от экономических особенностей производства поставляемых товаров, работ и услуг, формирования издержек и механизма  стимулирования поставщика. Выделяются следующие укрупненные виды контрактных  цен ООО "Ласточка":

цены, устанавливаемые  без проведения конкурса:

фиксированные цены;

цены, возмещающие  издержки с обеспечением или без  обеспечения прибыльности;

цены, устанавливаемые  по результатам проведения конкурсов  и аукционов:

цены  по поставкам стандартных товаров.

Фиксированные цены и цены, возмещающие  издержки, предполагают различные принципы распределения хозяйственных рисков (возможных потерь) между заказчиком и поставщиком. Фиксированные цены почти не изменяются (изменяются только в оговоренных контрактом случаях) в ходе исполнения контракта. Цены, возмещающие издержки, включают в  себя затраты, возросшие по объективным  причинам в ходе выполнения контракта, и, если это предусмотрено контрактом, фиксированную норму или объем  прибыли. Таким образом, в случае непредсказуемости изменения условий  производства и динамики затрат по контракту при применении твердо фиксированных цен хозяйственный  риск (возможные потери) почти полностью  ложатся на поставщика. При применении в этом случае цены, возмещающей  издержки и обеспечивающей прибыльность, хозяйственный риск почти полностью  ложится на заказчика. Применение различных  фиксированных и возмещающих  издержки цен предполагает распределение  хозяйственного риска между поставщиком  и заказчиком в той или иной пропорции. Процедура выбора типа контрактной  цены по договоренности между заказчиком и поставщиком предоставляет возможность найти компромиссное решение, сбалансировано удовлетворяющее интересы заказчика и поставщика. При установлении контрактных цен по результатам торгов и конкурсов, при определении цен по поставкам стандартных товаров распределение хозяйственных рисков определяется в основном состоянием рыночной конъюнктуры и интенсивностью конкуренции между претендентами на осуществление поставок. Контрактные цены различных видов (подвидов) формируются следующим образом. 

Фиксированные цены

Данный вид цены применяется  по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно  предсказуем, поставляемые товары, работы и услуги ООО "Ласточка" имеют в основном традиционный характер, результаты разработки могут быть заранее определены достаточно точно.

Возможно применение фиксированных  цен при заключении контрактов на поставку широкого круга продукции  массового и серийного производства различных отраслей, типовой техники, строительство объектов, поставку топлива, сырья, продовольствия и др.

Уровень фиксированной цены устанавливается  на стадии заключения контракта на основе договоренности со значительной степенью жесткости (т.е. по исполнению контракта уровень фиксированной цены существенно не изменяется). Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Подрядчик в основном принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат. Фиксированные контрактные цены могут корректироваться в установленном порядке при изменении определенных не зависящих от поставщика факторов (повышение государственных регулируемых цен, инфляционные последствия эмиссионной политики государства, повышение

размера налогового изъятия и т.п.) и в  соответствии с выбранным по контракту  механизмом стимулирования поставщика и порядком индексации расходов по контрактам.

Фиксированная цена включает планируемые  издержки и планируемую прибыль. Норма прибыли по контракту согласуется  заказчиком и поставщиком и не может превышать установленной  предельной нормы прибыли.

Планируемые издержки по поставкам  продукции калькулируются, обосновываются поставщиком и контролируются заказчиком в соответствии с действующими нормативными актами, определяющими правила калькуляции  затрат, составления и обоснования  смет. Затраты целесообразно калькулировать в ценах, действующих на момент составления  калькуляции (сметы). При значительной дифференциации рыночных цен на используемые при исполнении контракта сырье, материалы, комплектующие, топливо и энергию, дифференциации затрат по найму рабочей силы заказчик и поставщик договариваются о величине указанных средних рыночных цен для использования этих величин при калькуляции затрат (если органами государственной власти не установлены иные правила учета величин рыночных цен для калькуляции затрат по государственным контрактам; например, могут быть использованы цены определенной товарной биржи). Принимая во внимание длительность исполнения контракта, отдельные элементы и статьи затрат могут определяться с учетом прогнозируемых уровней цен, установленных официально в рамках государственного регулирования цен (цены ТЭК и т.п.), а также с учетом официальных прогнозов динамики цен и намеченных мер в области эмиссии денег, информации по изменению свободных (рыночных) цен.

Цены, возмещающие издержки с обеспечением или без обеспечения прибыльности

После исполнения контракта заказчиком и поставщиком анализируются  фактические издержки по контракту, выявляются обоснованные издержки в  соответствии с действующими нормативными актами, регулирующими калькулирование затрат и составление смет. Согласованные обоснованные издержки служат основой контрактной цены, возмещающей издержки. Вид цены, возмещающей издержки, определяется выбранным механизмом возмещения издержек и стимулирования поставщика.

Цена, возмещающая только издержки

Целесообразно применять при поставках  научно-исследовательских и конструкторских  разработок, при оплате работ, выполняемых  бесприбыльными организациями, при  возмещении затрат по эксплуатации государственного имущества и т.п. Заказчик возмещает  в контрактной цене все обоснованные (в соответствии с действующими нормативными актами) издержки поставщика. Прибыль  в контрактной цене в этом случае не предусматривается.

Цена, возмещающая издержки до установленного предела

Заказчик возмещает поставщику только обоснованные издержки, но не выше определенного в контракте предела (даже если фактические издержки превысили  этот предел по объективным причинам и превышение обосновано поставщиком  в соответствии с действующими нормативными актами).

Контрактом может также определяться доля обоснованных согласованных издержек, возмещаемых заказчиком при выполнении поставок. Другая доля обоснованных издержек возмещается из собственных средств поставщика, что стимулирует экономию затрат поставщиком и поиск им рациональных хозяйственных решений.

В зависимости от фактора времени  цены делят на сезонные, постоянные и ступенчатые.

Сезонные - цены на товары, потребление которых  носит сезонный характер, величина и срок действия этих цен определяются фактором времени. Скидки на данные цены также носят сезонный характер. Постоянные - цены, срок действия которых не определяется заранее.

Ступенчатые - цены, которые подвергаются последовательному  снижению в заранее известном  порядке и в заранее обусловленные  моменты времени. Такие цены устанавливаются  на продукцию серийного выпуска, снижение может быть связано с  моральным устареванием продукции, ростом объемов производства или  сокращением издержек.

По способу установления и фиксации различают твердые (постоянные), подвижные  и скользящие цены.

Твердые (постоянные) - данные цены устанавливаются  один раз в момент заключения договора и не подлежат изменению в течение  всего срока его выполнения.

Подвижные - цены, указанные в договоре, с  оговоркой о возможности их дальнейшего  уточнения в случае изменения  рыночной цены к моменту фактического выполнения поставки.

Скользящие - цены, устанавливаемые на товары, требующие  длительного срока изготовления. За этот срок могут подвергаться существенному  изменению отдельные статьи издержек производства. Поэтому в договоре обязательно содержится оговорка о  том, что исходная цена на продукцию  будет перечислена в момент фактического выполнения поставки продукции. Часто  в договор заранее вносится оговорка о пределе, в котором может  быть изменена цена. Этот предел называется лимитом скольжения.

2.3 МЕТОДЫ РАСЧЕТА ЦЕНЫ НА  ПРОДУКЦИЮ И УСЛУГИ

Как и любое предприятие ООО "Ласточка" стремится установить цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли. Здесь важное значение имеет определение оптимального количества произведенного продукта. Данный метод ценообразования требует от предприятия рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточной работы предприятия и получения целевой прибыли. Необходим также анализ вероятности достижения безубыточности при каждой возможной цене товара. В основе метода лежит подбор цен с точки зрения обеспечения заданной прибыльности и определение точки безубыточности.

Точку безубыточности можно найти  аналитическим путем по формуле.

 где  Кб - коэффициент безубыточности;

Ипост - постоянные издержки на планируемый выпуск;

Ипвр - переменные издержки;

Впл - планируемый выпуск продукции;

Цпл - планируемая цена продаж.

Прибыль рассчитывается с учетом всех расходов и отчислений, производимых за ее счет. Для использования этого  метода необходимо оценить полные затраты  при различных объемах выпуска  товара, оценить предполагаемый в  течение планируемого периода объем  выпуска товара, а также определить прибыль, необходимую для обеспечения  жизнедеятельности предприятия  и выплаты всех обязательных платежей.

Также ООО "Ласточка" применяет методику расчета цены на основе прейскурантов цен. Этот метод применяют при расчете цены на промышленную продукцию. В данном случае предполагается, что все

покупатели  платят одинаковую сумму - по прейскуранту за один и тот же товар.

Необходимо учитывать, что при  практической реализации данного метода существует возможность поторговаться  относительно цены: для индивидуальных покупателей разница незначительна, но для покупателей крупных партий общая цена может настолько сильно отличаться от первоначальной, что  часто влияет на общий уровень  цен.

Метод определения цены посредством  конкурентных торгов применяется в  случаях борьбы фирмы за подряды. За основу цены принимаются ожидаемые  ценовые предложения конкурентов. А поскольку предприятие ставит целью заполучить контракт, то оно  запрашивает цену ниже, чем у других.

Конкурентные торги могут быть закрытыми и договорными. Процедура  проведения закрытых торгов предполагает, что они происходят в определенное время, и победителем становится участник, который предложит самую  низкую на данный момент цену. В этом случае конкурент не узнает о цене других, пока не назовет свою.

Формирование цены с учетом скидок и зачетов. В качестве вознаграждения покупателей за предпочтения в приобретении товаров ООО "Ласточка" многие из них изменяют исходные цены на свои товары. Существует несколько видов скидок, применяемых для вознаграждения покупателей.

Скидки за оплату наличными предоставляются  тем покупателям, которые расплачиваются наличными деньгами. Эти скидки помогают улучшить финансовое положение и состояние ликвидности продавца, сократить расходы в связи с взысканием безнадежных долгов.

Скидка за количество покупаемого  товара означает понижение цены для  потребителей, покупающих большие партии товара. Эти скидки предлагаются всем покупателям и не превышают суммы  экономии издержек продавца в связи  с реализацией больших партий товара. Экономия складывается за счет снижения издержек по продаже, хранению запасов и транспортировке товара. Названные скидки стимулируют потребителя  делать закупки у одного продавца.

Функциональные скидки предприятия  предоставляют службам товародвижения, выполняющим определенные функции  по реализации товара и его хранению. Предприятие может предлагать различные  торговые скидки разным торговым каналам, так как они оказывают ей специфические  по характеру услуги. Оно обязано  предоставлять единую скидку всем службам, входящим в состав каждого отдельного товаропроводящего канала.

Сезонные скидки представляют собой  снижение цены для покупателей, производящих внесезонные закупки товаров  и услуг. Они позволяют предприятию  обеспечивать стабильный уровень производства в течение всего года.

Зачеты - это особые виды скидок с  цены. Товарообменный зачет - понижение  цены нового товара при сдаче старого, или выплаты, или скидки с цены в качестве вознаграждения дилеров  за участие в рекламе и поддержание  сбыта товаров.

Установление цен для стимулирования сбыта. При определенных условиях предприятия  временно устанавливают на свои товары цены ниже рыночных, а иногда - даже ниже издержек. Существуют различные формы таких цен: на некоторые товары предприятия могут устанавливать цены как на лидеров по убыточности - для привлечения покупателей в надежде на то, что они заодно купят и другие товары по обычной цене; чтобы привлечь большее число клиентов в определенные периоды времени, продавцы используют в таких случаях низкие цены в рамках сезонных распродаж; скидки потребителям, приобретающим товар у дилеров в определенный, отрезок времени. Это гибкое средство уменьшения товарных запасов в периоды, когда затруднен сбыт без понижения прейскурантных цен; скидки с цен для привлечения большего количества покупателей. 

Информация о работе Цены и ценообразование на продукцию и услуги предприятия