Диверсификация деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы диверсификация деятельности предприятия не вызывает сомнений, поскольку рыночная экономика развитого общества ставит производителей во все более жесткие условия, заставляя модернизировать свою деятельность, в том числе путем увеличения видов выпускаемой продукции и расширения производственных процессов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
1. Сущность понятия диверсификация……………...…………….4
1.1. История диверсификации……………………………….……….7
1.2. Предпосылки и цели диверсификации предприятия…………..9
1.3. Типы диверсификации .................................................................11
1.4. Главные пути реализации диверсификации…………………...12
1.5. Основные направления диверсификации ……………..………14
2. Стратегии диверсификации………………………………………18
2.1 Преимущества диверсификации………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 60.87 Кб (Скачать файл)

 

Предпосылки и цели диверсификации предприятия

Существует ряд мотивов  и целей, которые наиболее часто  служат стимулами для расширения масштабов деятельности:

Предпосылки:

1. Неравномерное развитие  отраслей экономики (закон неравномерного  экономического развития)

2. Закон падения нормы  прибыли в традиционном производстве (закон тенденции нормы прибыли  к понижению)

3. Развитие научно-технического  прогресса

Мотивы:

Технико-технологические. Желание  более полно загрузить производственные мощности и сохранить производственный потенциал. Альтернативные варианты использования  сырья, материалов, технологий. Незанятость  и неполное использование ресурсов.

Экономические. Перенакопление капитала в традиционных отраслях производства и поиск новых сфер приложения капитала. Расширение доли рынка, завоевание новых рынков, извлечение синергического эффекта. Экономия на масштабах деятельности. Экономическая ограниченность ресурсов.

Финансовые. Распределение  рынков между большим объемом  производства. Финансовая стабильность.

Социальные. Сохранение рабочих  кадров. Создание новых рабочих мест. Удовлетворение иных потребностей. Инновационная  политика менеджеров.

Стратегические. Приспособление к конъюнктуре рынка. Противодействия  колебаниям конъюнктуры. Страхование  будущего предприятия. Антимонопольное  законодательство. Слияния и поглощения. Государственный заказ.

Цели:

1. Экономическая стабильность  и финансовая устойчивость.

2. Прибыль.

3. Конкурентоспособность.

Все эти мотивы могут существовать отдельно, но могут и сочетаться друг с другом - это зависит от конкретных обстоятельств в каждой компании, поэтому и выбор формы  диверсификации должен быть хорошо обоснован  и тщательно спланирован в  соответствии с этими обстоятельствами.

В целом существуют три  типа диверсификационных возможностей:

каждый продукт, предлагаемый компанией, должен состоять из функциональных компонентов, частей и основных материалов, которые впоследствии будут составлять единое целое. Обычно в интересах  производителя покупают большую  долю этих материалов у внешних поставщиков. Одним из хорошо известных путей  диверсификации является вертикальная диверсификация, она характеризуется  расширением и разветвлением  компонентов, частей и материалов. Возможно, самым ярким примером вертикальной диверсификации является империя Форда  во времена самого Генри Форда. На первый взгляд вертикальная диверсификация может показаться несовместимой  с нашим определением стратегии  диверсификации. Однако соответственные миссии, которые должны выполнять эти компоненты, части и материалы, существенно отличаются от миссии целого конечного продукта. Более того, технология разработки и производства этих частей и материалов, вероятно, также существенно отличается от технологии производства конечного продукта. Таким образом, вертикальная диверсификация подразумевает и приобретение новых миссий, и введение в производство новой продукции;

другой возможный вариант - горизонтальная диверсификация. Ее можно  охарактеризовать как введение новых  продуктов тогда, когда они никаким  образом не соответствуют существующей номенклатуре продукции, и приобретают  миссии, которые соответствуют ноу-хау  компании и ее опыту в технологии, финансах и маркетингу;

также возможно благодаря  боковой диверсификации выходить за пределы отрасли, в которой функционирует  компания. Если вертикальная и горизонтальная диверсификации, по сути, являются сдерживающими (в том смысле, что они ограничивают сферу интересов), то боковая диверсификация, наоборот, способствует ее расширению. Этим самым компания заявляет о своем  намерении изменить свою существующую рыночную структуру.

Какой из перечисленных вариантов  диверсификации следует выбрать  компании? Частично этот выбор будет  зависеть от причин, побуждающих компанию диверсифицироваться. К примеру, с  учетом тенденций, характерных для  промышленности, авиакомпания может  предпринять некоторые шаги для  реализации задач по долгосрочному  внедрению посредством диверсификации:

направление способствует технологическому прогрессу существующего на данный момент типа производства.

диверсификация увеличивает охват сегментов "военных" рынков.

направление также увеличивает процент коммерческих продаж в общей программе по реализации.

движение стабилизирует  реализацию продукции в случае экономического спада.

движение также способствует расширению технологической базы компании.

Некоторые из этих целей  диверсификации относятся к характеристике продукции, а некоторые - к ее миссиям. Каждая из целей предназначена для  улучшения некоторых аспектов баланса  между общей стратегией продукт-рынок  и окружающей средой. Специфические  цели, поставленные для некоторых  определенных ситуаций, могут быть сгруппированы в три основные категории: цели роста, которые должны способствовать регулированию баланса в условиях благоприятных тенденций; цели стабилизации, предназначенные для защиты от неблагоприятных тенденций и предсказуемых явлений, цели гибкости - все для усиления позиции компании в случае непредсказуемых событий. Диверсификационное направление, необходимое для одной из целей, может совершенно не подходить для другой.

Цели диверсификации производства напрямую зависят от финансового  состояния и производственных возможностей корпорации.

 

 

Типы диверсификации

Большинство компаний обращаются к  диверсификации тогда, когда они  создают финансовые ресурсы, превосходящие  необходимые для поддержания  конкурентных преимуществ в первоначальных сферах бизнеса.

Имеются два главных типа диверсификации:

 Связанная  -  представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии);

Несвязанная - новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.

При решении о диверсификации деятельности компании следует учитывать стоимость  управления такой компанией. Затраты  определяются числом СЗХ и необходимостью координации между ними.

Для несвязанной диверсификации не требуется координации между  СЗХ. Следовательно, расходы на управление растут с числом СЗХ в портфеле компании. В противоположность этому  компании со связанной диверсификацией  несут затраты, растущие и с числом СЗХ, и со степенью необходимой координации  между ними.

Таким образом, выбор между связанной  и несвязанной диверсификациями зависит от сравнения прибыльности при диверсификации и дополнительных удельных затрат на управление.

Фирма должна концентрироваться на связанной диверсификации, когда  ключевые искусства компании могут  использоваться в широком диапазоне  отраслевых и коммерческих ситуаций, а также управленческие затраты  не превосходят величин, необходимых  при распределении ресурсов или  передачи искусств. По той же логике компании должны концентрироваться  на несвязанной диверсификации, если искусства базовой СЗХ высоко специализированы и не имеют приложения на стороне, а затраты на управление не превышают величин, нужных для  реализации стратегии внутреннего  рынка.

 

 

 

 

 

Главные пути реализации диверсификации

Диверсификация может осуществляться следующими путями:

 

1. Через внутренний рынок капиталов;  выполняет те же функции, что  и фондовый рынок. При внутреннем  рынке капиталов главный офис  выполняет следующие роли:

 

- выполняет функции стратегического  планирования, состоящие в определении  портфеля СЗХ корпорации;

- определяет финансовые цели  и отслеживает деятельность СЗХ;

- размещает корпоративные капиталы  среди конкурирующих СЗХ.

В этих условиях СЗХ представляют собой автономные центры прибыли, находящиеся  только под финансовым контролем  главного офиса.

2. Реструктурированием. Стратегия  реструктурирования представляет  один из видов стратегии внутреннего  рынка капиталов. Разница состоит  в степени вмешательства главного  офиса в действия СЗХ. Компании, которые подвергаются реконструированию, обычно были плохо управляемыми в процессе создания и развития. Цель состоит в помощи им активизировать свою деятельность, изменить образ действий, развить новые стратегии на уровне СЗХ и влить в компанию новые финансовые и технологические ресурсы;

3. Передачей специфических искусств  между СЗХ. В том случае, когда  используется стратегия передачи  искусства или опыта деятельности, новый вид бизнеса рассматривается  как связанный с существующими СЗХ (например, в области производства, маркетинга, снабжения, НИОКР). Обычно используются передачи таких искусств, которые снижают издержки в диверсифицированной компании;

4. Разделением функций или ресурсов.

Диверсификация путем распределения  ресурсов возможна при наличии существенного  сходства между одной или несколькими  важными функциями существующих и новых СЗХ. Целью распределения ресурсов является реализация синергизма в деятельности компании при использовании общих производств, каналов распространения, средств продвижения, НИОКР и т.д. Таким образом, в каждую СЗХ требуется меньше вложений по сравнению с автономным решением этого вопроса. Эти повышенные издержки могут уничтожить более высокие прибыли при связанной диверсификации

Стратегией, противоположной диверсификации, может быть создание стратегического  альянса между двумя или более  компаниями в области стоимости, риска и прибылей, связанных с  использованием новых возможностей бизнеса (например, при НИОКР). Однако при этом имеется риск доступа  партнера к ключевой технологии.

 

Основные направления  диверсификации

 

Диверсификация по торговым стратегиям.

Диверсификация по параметрам торговых стратегий.

Диверсификация по торговым инструментам.

Диверсификация по рынкам.

Рассмотрим каждое из направлений  подробнее.

Диверсификация по торговым стратегиям.

В основе каждой торговой стратегии  лежит какое-то общее свойство рынка  или торгуемого инструмента, которое  может быть использовано для получения  прибыли. Например, свойство рынка образовывать тренды или свойство цены продолжать движение после пробоя сильного уровня сопротивления.

Если имеются несколько  систем, в основе которых лежат  принципиально разные соображения, то диверсификация капитала между этими  системами способна дать существенное сокращение риска. Ведь по внутренней сути системы могут как угодно сильно отличаться друг от друга, и как угодно слабо коррелировать между собой. Если, например, трендследящие системы и системы на пробоях уровней еще как-то похожи друг на друга и часто дают похожие эквити, то трендследящие и контртрендовые системы, напротив, покажут даже отрицательную корреляцию. Там, где будет пилиться трендследящая система, контртрендовая будет показывать прибыль, соответственно общий риск портфеля значительно снизится.

Диверсификация такого рода, теоретически, не имеет никаких ограничений  по глубине и зависит лишь от творческих способностей трейдера к созданию систем. Поэтому важно постоянно продолжать работу по поиску новых торговых стратегий, так как именно в этом направлении лежит самый надежный путь к повышению эффективности и прибыльности торговли.

Диверсификация по параметрам торговых стратегий.

Возьмем несложную трендследящую стратегию, основанную на пробое ценового канала. Ее главный и единственный параметр - это число баров, по которым считается максимум и минимум цены. Если максимум обновляется, считаем это сигналом к началу тренда и покупаем. Позицию держим до тех пор, пока не обновится минимум, что считаем началом нисходящего тренда и переворачиваем позицию в шорт.

Эта простая стратегия  дает неплохие результаты на инструментах, склонных к трендовым движениям. Допустим, к примеру, что эта стратегия  дает удовлетворительные результаты в  диапазоне изменений параметра  от 10 до 100 баров. Обычно трейдеры ограничиваются тем, что определяют параметр, при котором стратегия показывает себя наиболее эффективно, и начинают торговать одну отдельную систему с этим параметром. Однако, если разделить капитал и одновременно торговать одну и ту же стратегию, но с разными параметрами, можно получить более устойчивые результаты.

К примеру, если взять три  системы, с длиной канала в 10, 30 и 100 баров, разные системы будут отрабатывать тренды различной величины. Система  с длинным каналом будет хорошо брать длинные тренды, оставляя мелкие без внимания. Система с коротким каналом будет хорошо работать с  короткими трендами. В результате рыночная волатильность будет обрабатываться более эффективно, эквити всех трех систем будут отличаться, а значит, риск такого диверсифицированного портфеля будет ниже.

К тому же, ограничивая торговлю единственной стратегией с конкретными  параметрами, мы увеличиваем риск того, что она сработает неудачно просто потому, что движения рынка сложились  неудачным образом для этой системы. Диверсифицируя же капитал по разным параметрам, можно ожидать результаты, близкие к некой средней эффективности  стратегии, без риска нарваться  на неудачное сочетание конкретных рыночных обстоятельств.

Если система по каким-то соображениям жестко привязана к  числу баров, и не удается найти  параметр, который можно менять, можно попробовать менять таймфрейм.

Как правило, удачная стратегия  позволяет строить прибыльные системы  в достаточно широком диапазоне  параметров, который, тем не менее, ограничен. Поскольку сделки не бесплатны и  имеют свою цену (комиссия брокера, проскальзывание, спрэд), мелкие колебания  рынка отлавливать невыгодно, так  как предполагаемая прибыль становится соизмеримой с ценой сделки. С  другой стороны, чересчур длинные колебания  рынка вряд ли заинтересуют краткосрочных  спекулянтов.

Информация о работе Диверсификация деятельности предприятия