Факторы роста потенциалов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение потенциала предприятия.

Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и сущность потенциала предприятия, его состав и структуру, а также современные методы оценки; рассмотреть факторы роста и пути повышения эффективности потенциала предприятия.
Теоретической и методологической базой исследования служат учебные пособия, труды ведущих специалистов в области экономики, работы современных ученых-экономистов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………4
Понятие и сущность потенциала предприятия………………………5
Структура и виды потенциалов предприятия………………………..7
2.1. Структура потенциала предприятия……………………………..7
2.2. Кадровый потенциал……………………………………………..11
2.3. Производственный потенциал…………………………………...12
2.4. Интеллектуальный потенциал……………………………………15
2.5. Финансовый потенциал…………………………………………...16
2.6. Предпринимательский потенциал………………………………..17
Управление результативностью использования потенциала предприятия…………………………………………………………….19
Факторы роста потенциалов предприятия……………………………20
4.1. Внутренние факторы……………………………………………...20
4.2. Внешние факторы………………………………………………….22
Оценка потенциалов предприятия……………………………….........28
Заключение……………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

потенциал предприятия курсовая.doc

— 701.50 Кб (Скачать файл)

     -   Определить основное направление развития предприятия (его миссию)

-   Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);

- Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные                  возможности (определение стратегических целей предприятия).

Рис.4.  Последовательность действий для проведения SWOT-анализа.

В зависимости  от специфических умений персонала  этот метод вполне реализуем, он, этот метод — превосходен.

Проведение SWOT-анализа  сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны  предприятия — то, в чем оно  преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны  предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности  — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В  качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

Рыночные угрозы — события, наступление которых  может оказать неблагоприятное  воздействие на предприятие. Примеры  рыночных угроз: выход на рынок новых  конкурентов, рост налогов, изменение  вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Один и тот  же фактор для разных предприятий  может быть как угрозой, так и  возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к  увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

2) SNW – анализ

  - SNW – анализ – это усовершенствованный SWOT-анализ.

  - Strength (сильная сторона),

- Neutral (нейтральноя сторона),

- Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

3)PEST – анализ  – это инструмент, предназначенный  для выявления:

- Политических (Policy),

- экономических (Economy),

- социальных (Society),

- технологических (Technology)

аспектов внешней  среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Основные положения PEST – Анализа:

«Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны»

Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней  среды, так как реальная жизнь  значительно шире и многообразнее.

PEST – Анализ  не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.

 

Заключение

Деятельность предприятия  представляет собой сложную систему, которая направлена на поддержание, а чаще – на повышение своего экономического потенциала. В самом общем понимании потенциал предприятия – это совокупность имеющихся средств, возможностей, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения его развития.

Экономический потенциал предприятия состоит из пяти основных структурообразующих элементов:

- кадровый  потенциал

- производственный  потенциал

- интеллектуальный  потенциал

- финансовый  потенциал

- предпринимательский  потенциал

Для построения прогнозов и разработки стратегий  развития, составления планов, принятия эффективных управленческих решений необходимо располагать объективной информацией о состоянии и тенденциях развития потенциала предприятия.

Наиболее важными  задачами оценки экономического потенциала предприятия являются:

  • оценка доходности (рентабельности капитала);
  • оценка степени деловой (хозяйственной) активности предприятия;
  • оценка финансовой устойчивости;
  • оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.

На практике анализ проводится для определения  степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности с целью принятия наиболее оптимальных решений, касающихся деятельности предприятия.

 

Список  литературы

 

  1. Анчишкин А.И. Прогнозирование роста экономики. - М.: Экономика, 1996. - 98 с.
  2. Аристархов П. В. Развитие концепции экономического потенциала предприятия в разрезе целевого подхода  / http://sibac.info/index.php/2011-07-08-03-27-51
  3. Гунина И. А. Взаимовлияние общеэкономических проблем и проблем развития экономического потенциала предприятия в современных условиях / И.А. Гунина // Машиностроитель. —2004. — № 10. —С. 19—23. 
  4. Гунина И. А. Экономический потенциал предприятия: сущность, содержание, структура / И.А. Гунина // Машиностроитель. —2004 . —№ 11. —С. 24‑28.
  5. Дорошенко Ю А. Экономический потенциал территории. - СПб.: Химия, 1997. - 237 с.
  6. Ерыгин Ю. В. Потенциал: содержание и структура / Ю.В. Ерыгин, Т.Р. Улицкая / http://sciencebsea.bgita.ru/2008/ekonom_2008/erygin_potencial.htm .
  7. Кухаренко С. И. Управление организационно-техническим уровнем предприятия: монография / С.И. Кухаренко, Ю.Ф. Прохоров. —Челябинск: изд. центр ЮУрГУ, 2009. —181 с.
  8. Лапин Е.В. Экономический потенциал предприятия: Монография. – Сумы: «Университетская книга», 2002. - 309 с
  9. Лафта Дж.К. Теория организации: Уч. пос. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 .- 416с.
  10. Лопатш В. А, Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь / Изд. 7-е, испр. и доп. - M.: Рус. яз., 2001. - 882 с.
  11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Изд. 4-е, доп. - M.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
  12. Романенко И.В. Экономика предприятия-3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 512с.
  13. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А. M. Прохоров / Изд. 4-е. - M.: Сов. энциклопедия, 1987. - 1600 с.
  14. Сосненко Л. С. Анализ экономического потенциала действующего предприятия: / Л.С. Сосненко. —М.: Изд-во «Экономическая литература», 2004. —208 с.
  15. Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,

  2007. – 192 с.

  1. Шафиков M. Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания. -  2002, No I, с. 236-246   
  2. Экономика предприятия (фирмы): Учебник /Под ред.  О.И. Волкова и др. - М.: ИНФРА М.2004. – 601с.
  3. Экономика предприятия: конспект лекций/ Н.А. Васильева, Т.А. Матеуш, М.Г. Миронов. -  М.: Издательство Юрайт, 2011. -191с.

 


Информация о работе Факторы роста потенциалов предприятия