Фирма как агент рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение фирмы как агента рыночной экономики и предпринимательства как ресурса. В связи с поставленной целью определим задачи работы:
- изучение понятия предприятия и их классификации;
- рассмотрение специфики объединения предприятий в условиях диверсификации, конкуренции и централизации производства;
- изучение процедур открытия и закрытия предприятий, санации и банкротства;
- определение сущности предпринимательского ресурса и предпринимательства;
- рассмотрение роли и места малого и среднего бизнеса в рыночной экономике;
- изучение особенностей предпринимательской деятельности в России.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Предприятие: общая характеристика и организационные формы . . 6
1.1. Понятие предприятия и их классификация . . . . . . . . . . . 6
1.2. Объединения предприятий: диверсификация, конкуренция
и централизация производства . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3. Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство . . . . 15
2. Предпринимательство как ресурс . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Понятие предпринимательского ресурса и предпринимательства. Основные виды предпринимательской деятельности . . . . . . . . . 19
2.2. Роль и место малого и среднего бизнеса в рыночной экономике . . 26
3. Особенности предпринимательской деятельности в России . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . 36

Файлы: 1 файл

Фирма как агент рыночной экономики.docx

— 69.02 Кб (Скачать файл)

Особым  случаем ликвидации является банкротство.

Банкротство - это признанная арбитражным судом  или объявленная должником неспособность  должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджеты  всех уровней и внебюджетные фонды. Процедура банкротства регулируется Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" [1].

Ухудшение положения предприятий связано  с неэффективной системой управления, неэкономичным и нетехнологичным  производством, слабым учетом конъюнктуры, рисков и т.д.

В соответствии с законодательством в отношении  предприятия-должника применяют следующие  процедуры:

1. Реорганизационные,  включающие временное управление  имуществом и санацию;

2. Ликвидационные, к ним относятся:

- принудительная  ликвидация предприятия-должника  по решению арбитражного суда;

- принудительная  ликвидация несостоятельного предприятия  под контролем кредиторов;

- ликвидация  в процессе конкурсного производства.

3. Мировое  соглашение - процедура достижения  договоренности между должником  и кредиторами относительно отсрочки  и рассрочки причитающихся кредиторам  платежей или скидки долгов.

Санация направлена на оздоровление предприятия-должника, когда собственникам предприятия-должника, кредиторам или иным лицам оказывается  финансовая помощь.

Ходатайство о проведении санации может быть подано должником, собственником предприятия-должника, кредитором в арбитражный суд  до принятия им решения по делу.

Основанием  для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания этому предприятию  финансовой помощи собственником и  иными лицами.

Продолжительность санации не может превышать 18 месяцев. Арбитражный суд вправе по ходатайству  участников санации, за исключением  случаев санации государственных  или муниципальных предприятий, продлить срок ее проведения, но не более  чем на 6 месяцев.

Прекращение деятельности предприятия как юридического лица считается законным после внесения об этом записи в единый государственный  реестр юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предпринимательство как ресурс

2.1. Понятие предпринимательского  ресурса и предпринимательства.  Основные виды предпринимательской деятельности

 

Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) - это способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов - труда, земли, капитала, знаний - для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители - предприниматели, его инфраструктура - рыночные институты, его этика и культура [15].

Предпринимательская деятельность - это прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея какими-либо материальными ценностями использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества [1].

К предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса, которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. В русском языке у термина «предприниматель» есть два значения: капиталист, владеющий предприятием, предприимчивый человек, делец. Таким образом, предприниматель - это лицо, занимающееся организацией экономических процессов на микроуровне. Границы слоя предпринимателей расплывчаты. Так, многие владельцы компаний не принимают реального участия в их управлении. Большинство менеджеров низшего звена являются в основном простыми исполнителями, а не организаторами экономических процессов, и поэтому они также не могут быть отнесены к предпринимателям. К ним нельзя отнести чиновников государственных учреждений, хотя их деятельность оказывает серьезное воздействие на предпринимательство[2].

Другая составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны - это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство.

Наконец, составная часть национального  предпринимательского потенциала - это  этика и культура, сам предпринимательский  дух общества. Если предпринимательская  этика (а не только национальное законодательство) не допускает обмана партнера, а  культура предпринимательства имеет  длительную историю и значительная часть общества стремится к нему, то подобная атмосфера способствует изобилию предпринимательского ресурса  в стране.

Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Но характеры бизнеса  накладывает значительный отпечаток  на вид товаров и услуг, которые  предприниматель производит или  оказывает. Предприниматель может  сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые  товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может  только соединять производителей и  потребителей, продавцов и покупателей. Отдельные виды бизнеса различаются  также формами собственности  на используемые факторы предпринимательства.

В зависимости  от содержания и направленности предпринимательской  деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства [15]: 

  • производственное,
  • коммерческо-торговое,
  • финансово-кредитное,
  • посредническое,
  • страховое. 

Производственное предпринимательство. Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

Производственное  предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В  широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.

В России производственное предпринимательство  является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка  экономики не обеспечила необходимых  условий для развития производственного  предпринимательства. Существующий риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного  предпринимательства. Также развитие производственного бизнеса в  России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием  внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более  доступных и легких источников дохода.

Между тем, именно производственное предпринимательство  необходимо всем нам: в конечном счете, оно сможет обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное предпринимательство. 

Коммерческое (торговое) предпринимательство. Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.

Принцип организации торгового  предпринимательства несколько  отличается от производственного, так  как предприниматель выступает  непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового  предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

Коммерческое предпринимательство  охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом  относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства  составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются  задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в  производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

Сфера официального коммерческого  предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных  торговых предприятий значительно  возросла материальная база личного  и коммерческого предпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или  построив магазин, организовав свою торговую точку.

Для успешного занятия торговым предпринимательством необходимо досконально  знать неудовлетворенный спрос  потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основные условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования. 

Финансово-кредитное предпринимательство. Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.

Суть финансовой предпринимательской  операции состоит в том, что предприниматель  приобретает основной фактор предпринимательства  в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму  у обладателя денежных средств. Приобретенные  денежные средства продаются затем  покупателям за плату, превышающую  денежную сумму, затраченную первоначально  на покупку этих денежных средств, в  результате чего образуется предпринимательская  прибыль.

В случае кредитного предпринимательства  предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.

Финансово-кредитное предпринимательство  относится к числу самых сложных, оно имеет глубокие исторические корни в ростовщичестве, известном  со времен Древней Греции.

Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Государство в лице Минфина РФ выступает также в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг, в этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги. 

Информация о работе Фирма как агент рыночной экономики