Фирма как агент рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение фирмы как агента рыночной экономики и предпринимательства как ресурса. В связи с поставленной целью определим задачи работы:
- изучение понятия предприятия и их классификации;
- рассмотрение специфики объединения предприятий в условиях диверсификации, конкуренции и централизации производства;
- изучение процедур открытия и закрытия предприятий, санации и банкротства;
- определение сущности предпринимательского ресурса и предпринимательства;
- рассмотрение роли и места малого и среднего бизнеса в рыночной экономике;
- изучение особенностей предпринимательской деятельности в России.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Предприятие: общая характеристика и организационные формы . . 6
1.1. Понятие предприятия и их классификация . . . . . . . . . . . 6
1.2. Объединения предприятий: диверсификация, конкуренция
и централизация производства . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3. Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство . . . . 15
2. Предпринимательство как ресурс . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Понятие предпринимательского ресурса и предпринимательства. Основные виды предпринимательской деятельности . . . . . . . . . 19
2.2. Роль и место малого и среднего бизнеса в рыночной экономике . . 26
3. Особенности предпринимательской деятельности в России . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . 36

Файлы: 1 файл

Фирма как агент рыночной экономики.docx

— 69.02 Кб (Скачать файл)

Посредническое предпринимательство. Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях.

Посредник - это лицо (юридическое  или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьютеры, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере рисковой, поэтому предприниматель - посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль. 

Страховое предпринимательство. Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования. Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Страховое предпринимательство является одной из наиболее рисковых видов  деятельности. В то же время организация  страховой предпринимательской  деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении  риска в их деятельности, что являются одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.

2.2. Роль и место малого и  среднего бизнеса в рыночной экономике

 

В системе  рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской  деятельности, которая характеризуется  такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относятся фирмы, которые  имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере  деятельности.

Малое предпринимательство - как тип  предпринимательской деятельности наиболее полно раскрывается через  характеристику ее субъекта. Субъектами малого предпринимательства являются организации, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица. Индивидуальное предпринимательство  основано на индивидуальной или семейной собственности предпринимателя. Особенностью индивидуального предпринимательства  является то, что здесь не проводятся различия между собственным капиталом (имуществом, приносящим доход) и имуществом, используемым предпринимателем для  личных нужд. Имущественная ответственность  распространяется на все имущество  предпринимателя независимо от его  включенности в капитал. Поскольку  малый бизнес занят либо мелкосерийным  производством, связанным с научно-техническим  прогрессом, либо с мелкомасштабной  деятельностью в отраслях производства и услуг с относительно короткими  сроками оборачиваемости капитала, в целом с небольшими объектами  основного капитала, он легче вписывается  в экономику [11].

Вся совокупность предприятий малого типа называется малым предпринимательством. Первая их особенность состоит в том, что малые предприятия благодаря своему большому числу, обеспечивают работой большую часть населения. Во-вторых, в результате появления новых малых предприятий происходит изменение уровня конкуренции на различных нишах рынка. Стоит отметить, что большинство малых предприятий занимается торговлей или предоставляет различные услуги населению. За счет появления малого предпринимательства и доступности к созданию малого предприятия, в обществе формируется средний класс – залог экономической стабильности страны.

Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства  и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства  государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения  и увеличения в процентном соотношении  граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления  от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет  повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе  с рыночной экономикой, позволяет  сдерживать рост цен на товары и  услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции  и внедрять новые технологии. Малый  бизнес частично решает в государстве  проблемы с безработицей, а в странах  с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической  системе трудно переоценить, так  как, по сути, именно предпринимательство  является конструктивной единицей и  гарантией существования развитой рыночной экономики.

Темпы развития малого бизнеса во многом зависит от того, в какой  именно рыночной среде оно функционирует: в уже сформированной, только что  становящейся, подрываемой монополизацией производства или какой-либо иной. Основная причина неразрешённости многих проблем в сфере малого бизнеса  заключается, в отсутствии в нашей  стране подлинной рыночной среды, рыночной экономики. Именно рыночная экономика  обладает важнейшими признаками, которые обуславливают природу и характер предпринимательства.

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества и характерные  черты, присущие малому бизнесу [8]:

а) возможность  более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структур принятия управленческих решений, это  дает возможность быстро и гибко  реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра  капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

б) ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

в) поддержание  занятости и создание новых рабочих  мест. Развитие малого бизнеса формирует  именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.

г) выполнение вспомогательных функций по отношению  к крупным производителям. Крупные  фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым  предприятиям на основе субкооператоров.

д) небольшой  первоначальный объем инвестиций. У  малых предприятий меньшие сроки  строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию  производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного  труда.

е) экономическая  эффективность производства в малых  предприятиях. Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную  фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.

ж) инновационный  характер малых предприятий.

Малые предприятия  создаются именно «под рынок», они  способны быстро перестраиваться в  связи с изменением конъюнктуры, диверсифицировать свою деятельность, они не держат лишних работников, ими, управляют наиболее экономически активные и способные люди. Все это создает  предпосылки, благоприятствующие развитию малого предпринимательства.

В целом, малый бизнес должен способствовать решению ряда экономических задач: поддерживать конкуренцию, став рыночной альтернативой монопольным структурам; наполнить рынок товарами и услугами; создать новые рабочие места, смягчая проблему нарастающей безработицы; сформировать предпринимательский слой, предоставляя людям возможность проявить и реализовать свои предпринимательские способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Особенности предпринимательской деятельности в России

 

В России становление и развитие предпринимательства имеет свои особенности, важнейшей из которых является то, что предпринимательство пока недостаточно развитое явление. В России и других бывших социалистических странах в течение десятилетий предприниматель и его деятельность (предпринимательство) легитимно, по сути, отсутствовали. Свободное предпринимательство, начиная с 1929 г. в России было свернуто, произошло полное огосударствление экономики. Государство не только не создавало экономических и правовых условий для предпринимательства, но и гасило его экономическими, административными и уголовными методами.

Становление и развитие рыночной экономики  в России изменило социальную структуру общества, привело к появлению новых слоев и социоструктурных образований. Речь идет о наемных работниках и работающих не по найму (91,4 % и 8,6 % соответственно в структуре занятого населения). Среди последних выделяются работодатели, самостоятельно занятые, члены производственных кооперативов на семейном предприятии, т. е. те, кто по определению Федеральной службы государственной статистики, называется «работодателями». В 2005 г. эта группа составляла 894 тыс. человек, или 1,3 % всего занятого населения. Таким образом, российские предприниматели составляют немногим более 1 % активной части населения. В этой связи необходимо отметить, что в США доля владельцев частных компаний в общем числе занятых составляет около 12 %, что в два раза превышает предпринимательскую константу общества. Это двукратное превышение, в сущности, раскрывает основную причину богатства США [2].

В России предпринимательство, особенно производственное, находится в начальной  стадии. На сегодняшний день производственным предпринимательством занято приблизительно 4 %, финансовой деятельностью — 3 %, коммерческой — 93 %. Предпринимательство в России зарождалось, прежде всего, в сфере торговли, где главным источником дохода является разница в ценах при покупке и продаже товаров. Расширение слоя предпринимателей предполагает появление людей, концентрирующих в своих руках большие денежные средства, причем в короткие сроки. На данном этапе эти условия в непосредственной производственной деятельности невыполнимы. На начальном этапе реформ быстрый рост новых предприятий происходил в сфере финансов, посредничества и торговли еще и потому, что именно эти сферы были недостаточно развиты с точки зрения стандартов рыночной экономики. В сфере же производства сохранились в основном сложившиеся организационные структуры. В условиях быстрой либерализации экономики наблюдался взрывной рост финансового сектора и кризис производственного. Эти различия повлекли за собой также глубокий разрыв в привлекательности этих секторов с точки зрения вложения капитала, а значит — и с точки зрения перспектив приложения предпринимательских усилий. Сегодня почти не происходит миграции предпринимательских кадров, успевших продемонстрировать свои способности на финансово-торговом поприще, в производство.

Во многих странах предпринимательский  талант активно используется в теневой, а не в легальной экономике [2].

В развитых странах главной причиной развития теневой экономики выступает крайне высокий уровень налогообложения (например, в странах Западной Европы на налоги уходит 40—50% ежемесячного заработка среднего гражданина). Здесь доля теневой экономики оценивается в 5—10 % ВВП. В развивающихся странах доля неформального сектора колеблется от 5 до 35 % ВВП и в нем работает от 1/4 до 2/3 занятого населения. В странах с переходной экономикой причиной образования теневого бизнеса является неспособность национального хозяйства обеспечить занятость населения. Опыт показывает, что чем глубже экономический спад, тем выше уровень теневой активности. Оценка параметров теневой экономики в России производится, в первую очередь, Роскомстатом и МВД. По данным МВД РФ, в начале 90-х гг. в теневой экономике производилось 10—11 % ВВП; в середине — 30—45 %, в конце 90-х гг. — около 50 %. По тем же данным, с теневой экономикой так или иначе связаны 58—60 млн человек, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80 % совместных предприятий. Заметно меньшую оценку давал Госкомстат России. За первые годы реформ доля теневой экономики в ВВП составляла примерно 9—10 %, в середине 90-х гг. — 20 %, в конце — 25 %. По оценкам Госкомстата, в теневой экономике занято приблизительно 30 млн человек. На сегодняшний день оценки параметров теневой экономики Росстатом и МВД по-прежнему различаются в 1,33 раза (по данным Росстата, теневая экономика составляет около 30 % ВВП, а по данным МВД — более 40 %). Эта разница обусловлена тем, что Росстат в качестве теневой учитывает только скрытую и неформальную составляющую теневой экономики, в то время как МВД принимает во внимание и ее нелегальную составляющую. По некоторым данным, организованная преступность в той или иной мере контролирует 70 % коммерческих структур, свыше 40 тыс. хозяйственных объектов.

В настоящее время наиболее выраженной причиной угроз российском бизнесу  является коррупция. Как показывают многочисленные опросы предпринимателей, каждый шестой из них сталкивается с открытым давлением местных властей на стадии организации своего дела, каждый третий — в процессе текущей деятельности и почти все — в момент закрытия предприятия. Более трети предпринимателей полагают, что в последние годы произошло усиление чиновничьего рэкета. По целому ряду серьезных экспертных оценок, от 30 до 50 % своей прибыли коммерческие структуры направляют на обеспечение «особых» отношений с представителями государственной власти. По данным Мирового банка, 40 % предприятий во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра составляет 15 %, в азиатских — 30 %, в странах СНГ — 60 %. По степени коррупционности госаппарата Россия занимает 128-е место из 158 среди наименее коррупционных государств. Высокий уровень преступности и коррупции в стране препятствуют цивилизованному развитию бизнеса и притоку иностранных инвестиций.

Информация о работе Фирма как агент рыночной экономики