Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить поведения фирмы в современной экономической системе.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
1) определить теоретические основы фирмы;
2) рассмотреть экономическое поведение фирмы на рынке.
Введение 3
1. Теоритические основы фирмы 5
1.1 Понятие фирмы 5
1.2 Цели фирмы 6
1.3 Типы фирм 9
1.4 Система ценностей на фирме...................................................................12
1.5 Теории фирмы 13
2. Экономическое поведение фирмы на рынке..................................................17
2.1 Конкурентноспособность фирмы.............................................................17
2.2 Ценовая политика фирмы 20
2.3 Классификация и стурктура издержек фирмы 22
2.4 Особенности деятельности российских фирм 24
Заключение 28
Список используемых источников 31
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Петрозаводский государственный университет»
Кольский филиал
Кафедра экономической теории и финансов
Дисциплина “Экономическая теория”
Фирма как субъект рыночных отношений
(теории фирмы)
Курсовая работа
студентки 1 курса (гр.1)
очного отделения
экономического факультета
Горбатенко Елены
Николаевны
Научный руководитель -
доцент Евстафьева О.А.
Апатиты
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Работа посвящена теме «Фирма как субъект рыночных отношений».
Актуальность. Актуальность данной работы объясняется тем, что во всех развитых государствах существует рыночная экономика, которая функционирует благодаря деятельности фирм – представителей малого, среднего и крупного бизнеса. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - фирме. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На фирме сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологий. На фирме добиваются снижения до минимума издержек производства. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.
Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночных отношений выживет лишь та фирма, которая наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующийся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников. От того насколько эффективно действуют фирмы, зависит здоровье всей экономики.
В работе представляет интерес не столько предприятие, сколько фирма как сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы.
Цель курсовой работы – изучить поведения фирмы в современной экономической системе.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
Объектом исследования является фирма и её функционирование в условиях рыночной экономики.
В первой главе курсовой работы «Теоретические основы фирмы» определено понятие фирмы, её характеристики, разграничены категории «предприятие» и «фирма», определены цели фирмы, типы фирм и система ценностей на фирме во избежание убытков и также рассмотрены основные направления теорий фирмы.
Во второй главе «Экономическое поведение фирмы на рынке» говорится о конкурентоспособности фирмы, ценовой политики, издержках фирмы и особенности деятельности российских фирм.
В заключении курсовой работы сделаны общие выводы,
касающиеся содержания исследования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИРМЫ
На всех этапах рыночных отношений основным звеном является
фирма. Именно на фирме осуществляется
производство продукции, происходит непосредственная
связь работника со средствами производства.
Под промышленной фирмой (предприятием)
понимается производственная единица,
обладающая производственно - техническим
единством, организационно-
В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Предприниматель создает в рыночной экономики фирмы, представляющие собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.
Статус предпринимателя
приобретается посредством
Фирма обладает следующими характеристиками:
- юридическая самостоятельность: фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих органах страны;
- производственная
- финансовая самостоятельность: фирма самостоятельно распределяет получаемый доход;
- организационная
Следует отличать понятия
«предприятие» и «фирма». Предприятие
выражает технологические и организацион
Ядром предприятия является технологическая (производственная) единица, ядром фирмы является капитал (реальный, человеческий, денежный). Для реализации своих целей (функций) капитал нуждается в специфической, универсальной организации. Фирма – единственная структура, которая в состоянии выполнить эти функции [4].
1.2. Цели фирмы
Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности:
Однако представление о том, что единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.
Многообразием возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.
Существуют подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров.
Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.
Локальный поиск – реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений. Исследовательский поиск – ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с "окружающей средой". Стратегический поиск – связан с прилагаемыми фирмой усилиями, наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.
Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли). Многие всемирно известные фирмы придерживаются концепции, отражающей еще более широкие цели деятельности, содержащие стремление "...к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества".
В самом общем плане модели деятельности фирмы представлены в таблице:
Общественная группа |
Ожидаемые результаты деятельности фирмы |
Общество в целом |
Экономический рост |
Поступления от налогов | |
Уравнивание власти | |
Уравнивание доходов | |
Сохранение окружающей среды | |
Сохранение природных ресурсов | |
Местная община |
Благосостояние общины |
Держатели акций |
Рост доходов |
Кредиторы |
Рост стоимости акций |
Потребители |
Стабильность доходов |
Справедливые цены | |
Обеспечение выбора | |
Удовлетворение потребностей | |
Управляющие |
Рост доходов |
Профессиональный интерес | |
Работники наемного труда |
Занятость |
Уровень оплаты | |
Досуг | |
Условия труда | |
Удовлетворение от работы |
Создание фирмы тесно
связано с предпринимательской
- диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности);
- страхованием собственности, максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательности предполагаемых объектов капиталовложений;
- использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной;
- правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.
Фирмы могут иметь разнообразные цели и, соответственно, достигать их различными путями и способами [5].
1.3. Типы фирм
Типология фирм может основываться на разных критериях — размере, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного поведения. Определим типы фирм в зависимости от их рыночного поведения.
Предпринимательская фирма представляет собой образование, которое принадлежит одному владельцу. Обычным для нее является объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли. Чаще всего такие фирмы представлены небольшими по размерам и специализированными по характеру деятельности хозяйственными субъектами, рыночное поведение которых в наибольшей степени соответствует конкурентным признакам.
Капиталистическая фирма — это принадлежащее многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную структуру. Существующая в виде акционерного общества, она представляет собою крайнюю форму отделения собственности от управления. Целевые устремления таких фирм обычно трудно выразить в определениях максимизации, так как они имеют множественность целей. Для фирм капиталистического типа характерны стремление к закреплению и расширению своей доли рынка и поиск оптимального соотношения между уровнем капитализации прибыли и дохода на капитал. Рыночное поведение капиталистической фирмы будет зависеть как от внешних условий функционирования, так и от способности обеспечить координацию долгосрочных целей ее участников.
Самоуправляющаяся фирма представляет собой образование, принадлежащее коллективу работников.