Фирма как субъект рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить поведения фирмы в современной экономической системе.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
1) определить теоретические основы фирмы;
2) рассмотреть экономическое поведение фирмы на рынке.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоритические основы фирмы 5
1.1 Понятие фирмы 5
1.2 Цели фирмы 6
1.3 Типы фирм 9
1.4 Система ценностей на фирме...................................................................12
1.5 Теории фирмы 13
2. Экономическое поведение фирмы на рынке..................................................17
2.1 Конкурентноспособность фирмы.............................................................17
2.2 Ценовая политика фирмы 20
2.3 Классификация и стурктура издержек фирмы 22
2.4 Особенности деятельности российских фирм 24
Заключение 28
Список используемых источников 31

Файлы: 1 файл

фирма как субъект рыночных отношений теория фирмы.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

 Наконец, малые  фирмы умеют работать с вкладчиками  капитала в рискованные предприятия.  Здесь вкладчик знает, что один  успех  может сразу окупить  много неудач, а на крупной фирме одна неудача может серьезно подорвать все её благополучие.

 Таким образом,  преимущества малых фирм подтверждаются: они могут успешно вести конкурентную борьбу [8].

 

 

 

2.2. Ценовая политика фирмы

 

Цены активно используются в конкурентной борьбе для обеспечения достаточного уровня прибыли. Определение цен товаров и услуг является одной из важнейших проблем любого предприятия, так как оптимальная цена может обеспечить его финансовое благополучие.

Проводимая политика цен во многом зависит от вида предлагаемых предприятием товаров или услуг. Она формируется в тесной связи с планированием производства товаров или услуг, выявлением запросов потребителей, стимулированием продаж. Цена должна устанавливаться таким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворять нужды и потребности покупателей, а с другой - способствовать достижению поставленных предприятием целей, заключающихся в обеспечении поступления достаточных финансовых ресурсов.

Ценовая политика направлена на установление таких цен товаров  и услуг в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, которые позволят получить запланированный предприятием объем прибыли и решить другие стратегические и оперативные задачи.

В рамках общей политики ценообразования решения принимаются  в соответствии с положением на целевом рынке предприятия, методами и структурой маркетинга. Общая ценовая политика предусматривает осуществление скоординированных действий, направленных на достижение долго- и краткосрочных целей предприятия. При этом его руководство определяет общую ценовую политику, увязывая в интегрированную систему отдельные решения: взаимосвязь цен товаров в рамках номенклатуры фирмы, частоту использования специальных скидок и изменения цен, соотношение цен с ценами конкурентов, выбор метода установления цен новых товаров.

Определение политики ценообразования  базируется на основе следующих вопросов:

-какую цену мог бы заплатить за товар покупатель;

-как влияет на объем продаж изменение цены;

-каковы составляющие компоненты издержек;

-каков характер конкуренции в сегменте рынка;

-каким должен быть уровень пороговой цены (минимальной), обеспечивающий безубыточность фирмы;

-какую скидку можно предоставить покупателям;

-повлияют ли на увеличение объема продаж доставка товара и другие дополнительные услуги.

Общая политика предприятия в итоге должна быть направлена на удовлетворение конкретных потребностей человека. Однако, если потребитель колеблется, какому товару отдать предпочтение, основываясь зачастую на неосознанных соображениях, предприятие посредством проведения активной сбытовой политики должно попытаться повлиять на его выбор в пользу своей продукции. Поэтому определение ценовой политики представляет собой одно из важнейших направлений практической деятельности предприятия, так как при любых условиях недопустимо устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов решения данного вопроса.

Ценовая политика отражает общие цели фирмы, которые она  стремится достичь, формируя цены своей  продукции. Политика цен - это общие  принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен своих товаров или услуг.

С помощью различных  методов ценообразования устанавливают  конкретную цену в зависимости от определенных обстоятельств или  поставленных целей. Для принятия окончательного решения по ценам менеджер должен рассмотреть все предлагаемые варианты расчета цен.

В процессе установления цены продукции предприятие (фирма) должно четко определить цели, которые  оно хочет достичь. Чем яснее  представление о них, тем легче  устанавливать цены новой продукции. К возможным целям ценовой политики относятся:

-обеспечение выживаемости фирмы;

-максимизация текущей прибыли;

-завоевание лидерства по показателю "доля рынка";

-завоевание лидерства по показателю "качество продукции";

-политика "снятия сливок";

-краткосрочное увеличение объемов сбыта продукции [9].

 

 

2.3. Классификация и структура издержек фирмы

 

Осуществление любого вида деятельности немыслимо без затрат, которые необходимы на приобретение факторов производства. Затраты на приобретение производственных факторов называются издержками производства. При этом затраты - это расходование ресурсов в их физическом, натуральном виде, а издержки - стоимостная оценка производственных затрат [10] .

Любое производство связано с издержками на него. Задача предпринимателя с этой точки зрения состоит в минимизации издержек и максимизации доходов фирмы. Замещение факторов производства осуществляется исходя из этого же принципа.

Современная экономическая  теория значительно углубила и конкретизировала, даже детализировала, анализ издержек производства. Согласно ей издержки (С) бывают следующие:

  • Постоянные издержки (FC) представляют собой затраты фирмы, не зависящие от количества производимой продукции (оплата административно-управленческого персонала, содержание зданий, сооружений, оборудования…). Естественно, переменные издержки ( VC) есть затраты, непосредственно зависящие от количества производимой продукции ( затраты на покупку сырья, материалов, электроэнергии, рабочей силы и т.д.).
  • Общие издержки (TC) представляют собой сумму постоянных и переменных издержек, или совокупные издержки фирмы, на приобретение всех факторов производства и организацию их функционирования. Очень важно в динамике знать средние издержки (АС) фирмы-издержки на производство одной единицы продукции. Они исчисляются делением общих издержек на всю производственную продукции(Q).Средние издержки конкретизируются в средние постоянные издержки (AFC) и средние переменные издержки (AVC), которые соответственно исчисляются: FC/Q  и VC/Q.
  • Предельные издержки (MC) представляют собой дополнительные издержки, необходимые для обеспечения прироста продукции. Их исчисление крайне важно, так как предприниматель обязан знать, с каким приростом издержек будет связан желаемый прирост продукции. Их сочетание даёт ему в конечном итоге сигнал, где необходимо остановить расширение производства. Предельные издержки записываются как MC=VC/Q,  так как постоянные издержки не меняются с изменением выпуска продукции.
  • Трансакционные издержки – это издержки фирмы на поиск информации, ведение переговоров, представительские расходы и т.д. Главной отличительной чертой трансакционных издержек является то, что они как бы и не имеют отношения к непосредственному процессу производства. Но современная фирма не может обойтись без трансакционных   издержек – они мощное средство в конкурентной борьбе.

Все издержки обычно рассматриваются  в краткосрочном и долгосрочном периодах. Здесь условия производства усложняются, поэтому поведение  фирмы в кратко - и в долгосрочном периодах существенно различается и тактически, и стратегически.

Подразделяются издержки фирмы и в другом ракурсе - в  различных аспектах длительности фирмы. Выделим  с этой точки зрения издержки фирмы – фактические и вмененные. Фактическими издержками являются фактические затраты на производства в денежном исчислении (затраты на сырьё, оборудование, зарплату, амортизационные отчисления, арендную плату…). Вмененные издержки – это затраты, связанные с упускаемыми или упущенными возможностями фирмы. Издержки упущенных возможностей всегда связаны с проблемой выбора: выбирая один вариант производства или поведения фирмы, мы упускаем выгоды, связанные с использованием другого варианта. Содержание временных издержек хорошо иллюстрируется примером: время или деньги [11].

 

 

2.4. Особенности  деятельности российских фирм

Современные предприятия и фирмы России в  настоящее время, практически достигли уровня рыночной экономики развитых стран. Характеризуется это, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. Быстрая реакция на спрос покупателей привела к изготовлению, например, приборов на основе нана-технологий и т. д.

Каждый год  только на рынок видеоаппаратуры  поступает более 700 новых моделей  и модификаций. В третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль  по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.

В-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской  деятельности. Начиная с середины 90-х годов, наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике ведущих стран стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельной личности. Малый бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами. В последнее время крупные корпорации идут на разукрупнение, создание субфирм, «центров прибыли», которые функционируют достаточно самостоятельно, быстро реагируют на меняющуюся ситуацию на рынке. В крупных корпорациях выделяются отдельные группы, предприятия, которым предоставляется полная свобода и инициатива в реализации какой-либо целенаправленной идеи.

В-пятых, в  современных условиях конкуренция  становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения степени информированности  всех хозяйственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции.

Уровень развития предприятий в современных условиях высокой конкуренции и глобализации производства и сбыта определяется в первую очередь тремя, одинаково важными показателями их деятельности:

- производительностью  труда; 

- конкурентоспособностью  продукции; 

-качеством роста и развития, определяемым степенью инновационности технологической базы и адекватностью систем управления и организационного развития внешней и внутренней ситуации компании.

Повышение и совершенствование  этих показателей составляют сегодня  ключевую задачу руководителей предприятий, так как именно их совокупность определяет текущую позицию предприятия на рынке и возможности и перспективы его успешного и стабильного развития. Низкое значение хотя бы одного из них делает положение предприятия, в лучшем случае, неустойчивым, а перспективы развития, неопределенными.

Одновременно с существованием одной позиции рыночных отношений, существует и другая сторона, характеризующая деятельность российских предприятий. Ситуация выглядит следующим образом: уровень конкуренции в большинстве отраслей заметно ниже, чем в более развитых странах, практически отсутствует наиболее сильная составляющая конкуренции — инновационное развитие, малый опыт работы менеджеров и новых собственников в существующих российских условиях часто приводят к преобладанию в управлении сиюминутных, краткосрочных интересов и соответственно простых, рассчитанных на один, максимум два года управленческих решений. Но за один - два года практически невозможно разработать и реализовать крупные, важные цели развития. Компаниям приходится ограничиваться вялотекущим развитием. Это происходит в условиях, когда по главным показателям своего развития, например по годовому объему продаж, приходящемуся на одного сотрудника, лучшие российские предприятия отстают от своих аналогов в развитых странах в 7—10 раз. Формирование машиностроением инновационно-технологического потенциала для удовлетворения потребностей отраслей практически не востребовано. Перечень значительного отставания российских предприятий от зарубежных конкурентов по главным, определяющим показателям развития легко продолжить. Возможность для российских предприятий зарабатывать деньги, выпуская неконкурентоспособную продукцию, объясняется рядом особенностей российского рынка:

-отсутствием на нем  серьезной конкуренции по многим  товарам и услугам; 

-немалым потенциалом роста;

-низким уровнем российского менеджмента, не позволяющим предприятиям зарабатывать достаточную прибыль для покупки качественного оборудования и вынуждающим их приобретать малокачественное и морально устаревшее оборудование российского производства, консервируя и продлевая, таким образом, свое технологическое отставание.

Поэтому сегодня в  России нельзя судить об успехах производства только по обобщенному показателю роста  объемов. Сегодня важен не рост вообще, а рост за счет качественного развития технологической базы и совершенствования системы управления, значительного повышения на этой основе производительности труда и создание прочных конкурентных преимуществ продукции предприятия. Только рост за счет этих факторов может обеспечить стабильное развитие компании и ее прочное положение на рынке в современных условиях значительного роста конкуренции и глобализации. Поэтому только этот рост и важен, и необходим[12].

Информация о работе Фирма как субъект рыночных отношений