Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить поведения фирмы в современной экономической системе.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
1) определить теоретические основы фирмы;
2) рассмотреть экономическое поведение фирмы на рынке.
Введение 3
1. Теоритические основы фирмы 5
1.1 Понятие фирмы 5
1.2 Цели фирмы 6
1.3 Типы фирм 9
1.4 Система ценностей на фирме...................................................................12
1.5 Теории фирмы 13
2. Экономическое поведение фирмы на рынке..................................................17
2.1 Конкурентноспособность фирмы.............................................................17
2.2 Ценовая политика фирмы 20
2.3 Классификация и стурктура издержек фирмы 22
2.4 Особенности деятельности российских фирм 24
Заключение 28
Список используемых источников 31
Как само это явление, так и рыночное
поведение самоуправляющихся
Между тем, как свидетельствует практика, самоуправляющиеся фирмы нацелены не на максимизацию дохода, а прежде всего на сохранение занятости, что, собственно и обусловило их возникновение. Поэтому в действительности рыночное поведение самоуправляющейся фирмы является более сложным, чем можно предположить теоретически.
Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая государству. Более точно ее можно характеризовать как фирму, в которой определяющие решения в отношении ее деятельности принимаются государством или его органами. Обычно государственные фирмы рассматривают в качестве некоммерческих, финансируемых за счет общества и действующих вне конкурентного поля общественных институтов, деятельность которых направлена на максимизацию общественных выгод. Данной трактовке вполне соответствует значительная часть государственных фирм, целевые ориентиры которых устанавливаются государством, а их функционирование носит характер естественных монополий, когда объем предложения и цена регулируются государственными органами. Однако она отнюдь неправомерна в отношении той части государственных фирм, которые действуют в качестве предпринимательских предприятий. Поведение таких фирм, при всех особенностях управления ими, вполне согласуется с рыночными требованиями.
Особо следует отметить, что в
последние годы все большая часть
государственных фирм трансформируется
в структуры
Директорская фирма представляе
Чтобы избежать убытков и упадка фирмы необходимо создать систему ценностей на фирме, которые будут, является функциями фирмы.
Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности, такое признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, увеличивать прибыль и в конечном счете укреплять свои рыночные позиции. При этом особое место отводится созданию фирмой определенной ценности для своих потребителей, так как это оказывает решающее влияние на результат ее деятельности.
Ценность, созданная фирмой для своих потребителей, определяется денежной суммой, которую последние готовы заплатить за ее товары или услуги. Фирма получает прибыль только в том случае, если эта денежная сумма превышает все затраты, необходимые для создания ценности.
Основной инструмент фирмы в создании системы ценностей - это ее долгосрочная стратегия, которая базируется на использование конкурентного преимущества предприятия.
Конечной целью деятельности фирмы является упрочение её позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является, безусловно, определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует, достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.
В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки:
· обеспечение
· максимизация темпов роста валовой выручки;
· выход на новый рынок;
· сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.
Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденции развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия [7].
1.5. Теории фирмы
В экономической теории сложилось несколько концепций трактовки фирмы:
Другая предпосылка теории базируется на понимании того, что, являясь сложной иерархической организацией, фирма представляет собою совокупность отношений между вовлеченными в нее владельцами ресурсов. В этом смысле центральным аспектом анализа становится исследование проблемы распределения прав собственности, а сама фирма представляется в виде заключаемого между владельцами ресурсов контракта, призванного обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов. Поскольку данный тип контракта базируется на добровольном переуступлении властных правомочий одной стороной другой, то возникает необходимость контроля поручителем исполнителя — проблема «принципал-агент»,в связи с чем возникают издержки контроля. Таким образом, фирма оказывается средоточением двух типов контрактов — внешних (рыночных), отражающих ее взаимодействие с рыночными институтами и связанных с трансакционными издержками, а также внутренних, отражающих особенности внутренней организации фирмы и связанных с издержками контроля. Поэтому фирма представляется образованием, позволяющим оптимизировать соотношение трансакционных издержек и издержек контроля в процессе координации решений владельцев производственных ресурсов. Само же соотношение трансакционных издержек и издержек контроля будет выступать критерием определения размеров фирмы.
Другой разновидностью этой теории является эволюционная концепция фирмы. Суть ее сводится к тому, что фирма эволюционирует под воздействием внешних и внутренних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся на фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений и ее поведение меняется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы[6].
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ
2.1. Конкурентоспособность фирмы
Основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке, рост или, по крайне мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности. В результате конкурентной борьбы между фирмами , выпускающими одинаковую продукцию или оказывающие одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют выявляется конкурентное преимущество той или иной фирмы.
Конкурентное преимущество
– это то, что выигрышно отличает
данное предприятие от его
конкурентов и обеспечивает
Оно базируется на конкурентоспособности и обычно связано либо с более высокими, чем у конкурентов, качеством товаров, либо с более низкими издержками их производства. Различают два основных вида рыночной стратегии фирмы. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, фирмы должны или выпускать на рынок сравнимые товары с меньшими, чем у конкурентов, издержками и получать большую прибыль как разницу примерно одинаковых цен и более низких затрат (стратегия меньших издержек), или создавать для покупателя большую ценность в виде нового качества товара, особых потребительских свойств, высокого уровня сервиса, что выражается в более высокой цене и при сравнимых с конкурентами издержках соответственно в более высокой прибыли(стратегия дифференциации).
Руководство фирмы
должно серьезно
Выбирая оптимальную для своей фирмы стратегию, её руководство также должно решить, в какой сфере конкуренции будет реализоваться конкурентное преимущество. Речь идет либо о конкуренции во всех секторах экономики одновременно, либо о нацеленности на какой-то узкий его сегмент. Причем, избрав узкий целевой сегмент и работая точно в соответствии с его специфическими потребностями, фирма может иметь выигрыш с точки зрения более низких издержек или более высокой дифференциации по сравнению с конкурентами, работающими на более широкий рынок.
Насколько же конкурентоспособны малые фирмы? Могут ли они противостоять крупным фирмам? По мнению ряда зарубежных экономистов, основанному на практическом опыте, малым фирмам присуще многие положительные качества, которыми не обладают крупные фирмы.
Какие же недостатки характерны для крупных фирм? Прежде всего, они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и рынками и смотрят на любые перемены как на риск. Крупные фирмы не в состоянии ладить с людьми одержимыми, которые не редко являются инициаторами новых идей. Такой фирме очень трудно принять решение о финансирование проекта, который, возможно, начнет давать прибыль лишь через семь-десять лет. Ожидание скорой отдачи средств начисто их лишают их необходимой потенции. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать за риск. Здесь управляющие фирмой одобряют и утверждают планы, а не товары.
В противоположность
крупным фирмам малые фирмы
действуют по принципу
Общеизвестна гибкость, присущая малым фирмам. При неудаче в одной сфере деятельности они могут, быстро переключится на другую, более эффективную. Кроме того, малые фирмы, как правило, работают над несколькими идеями сразу, т.е. осуществляют множественный конкурентный подход.
Мелкие фирмы «терпимы
к хаосу», что совсем или почти невозмож