Фирма как субъект рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить поведения фирмы в современной экономической системе.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
1) определить теоретические основы фирмы;
2) рассмотреть экономическое поведение фирмы на рынке.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоритические основы фирмы 5
1.1 Понятие фирмы 5
1.2 Цели фирмы 6
1.3 Типы фирм 9
1.4 Система ценностей на фирме...................................................................12
1.5 Теории фирмы 13
2. Экономическое поведение фирмы на рынке..................................................17
2.1 Конкурентноспособность фирмы.............................................................17
2.2 Ценовая политика фирмы 20
2.3 Классификация и стурктура издержек фирмы 22
2.4 Особенности деятельности российских фирм 24
Заключение 28
Список используемых источников 31

Файлы: 1 файл

фирма как субъект рыночных отношений теория фирмы.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Как само это явление, так и рыночное  поведение самоуправляющихся фирм пока слабо исследованы.  Теоретически, принимая в качестве цели такой фирмы  максимизацию трудового  дохода, можно предположить, что кривая предложения  самоуправляющейся фирмы будет иметь отрицательный наклон. Это обусловлено тем обстоятельством, что при росте предельного  продукта труда повышение рыночной цены продукции будет  стимулировать фирму к использованию большего  количества труда, так как это способствует максимизации  трудового дохода. В итоге  предложение фирмы будет увеличиваться по мере роста цены. Напротив, если предельный продукт труда снижается, то, стремясь достигнуть поставленной  цели, фирма будет сокращать занятость, а значит, и предложение.  Учитывая, что рост предельного продукта чаще всего характерен для сравнительно малых  значений переменного ресурса и имеет узкие рамки, уместно предположить, что  кривая предложения самоуправляющейся фирмы будет иметь отрицательный наклон.

Между  тем, как свидетельствует  практика,  самоуправляющиеся фирмы  нацелены не на максимизацию дохода, а  прежде всего на сохранение занятости, что, собственно и обусловило их возникновение.  Поэтому в  действительности рыночное поведение самоуправляющейся фирмы является более  сложным, чем можно предположить теоретически.

Государственная фирма  обычно трактуется как фирма,  принадлежащая государству. Более точно  ее можно характеризовать как фирму, в которой определяющие решения в отношении ее деятельности  принимаются государством или его органами. Обычно  государственные фирмы рассматривают в качестве некоммерческих, финансируемых за счет общества  и действующих вне конкурентного поля общественных институтов, деятельность которых направлена на максимизацию общественных выгод. Данной  трактовке вполне соответствует значительная часть государственных фирм, целевые ориентиры которых устанавливаются государством, а их функционирование носит  характер естественных монополий, когда объем предложения и цена регулируются государственными  органами. Однако  она отнюдь неправомерна в отношении той части  государственных фирм, которые действуют в качестве предпринимательских  предприятий. Поведение  таких фирм, при всех особенностях управления ими, вполне  согласуется с рыночными требованиями.

Особо следует  отметить, что в  последние  годы все большая часть  государственных фирм трансформируется в структуры предпринимательского типа при  сохранении за ними статуса  государственной собственности.

Директорская фирма представляет  собой тип фирмы, ключевые решения  в которой принимаются  управляющими. Такие фирмы  характеризуются размытостью прав собственности и ориентированы на максимизацию  выгод, получаемых менеджерами. И хотя  хозяйственное поведение таких фирм нацелено на увеличение объема продаж, ни характеризуются низкой эффективностью из-за  значительной доли  административных издержек. Именно в силу  чрезмерной размытости прав собственности, последовавшей в результате приватизации, тип директорской фирмы получил широкое распространение в  российской экономике, где хозяйственное поведение этих фирм  обусловливается борьбой за выживание при устремлении директората к извлечению  личной выгоды [6].

 

 

                                1.4. Система ценностей на фирме

 

 Чтобы избежать убытков и упадка фирмы необходимо создать систему ценностей на фирме, которые будут, является функциями фирмы.

Процесс создания ценностей  представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности, такое признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, увеличивать прибыль и в конечном счете укреплять свои рыночные позиции. При этом особое место отводится созданию фирмой определенной ценности для своих потребителей, так как это оказывает решающее влияние на результат ее деятельности.

Ценность, созданная фирмой для своих потребителей, определяется денежной суммой, которую последние готовы заплатить за ее товары или услуги. Фирма получает прибыль только в том случае, если эта денежная сумма превышает все затраты, необходимые для создания ценности.

Основной инструмент фирмы в создании системы ценностей - это ее долгосрочная стратегия, которая базируется на использование конкурентного преимущества предприятия.

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение её позиций  на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является, безусловно, определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует, достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

В условиях несовершенной  конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки:

· обеспечение удовлетворительного  объема чистой выручки;

· максимизация темпов роста валовой выручки;

· выход на новый рынок;

· сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

Характер целевых установок  предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденции  развития конкретной отрасли, к которой  относится его деятельность, и  характером конкуренции в ней, а  также стадией цикла жизни самого предприятия [7].

 

 

1.5. Теории фирмы

 

В экономической  теории сложилось несколько концепций трактовки фирмы:

  1. Неоклассическая теория фирмы рассматривает  ее как производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается  производственной функцией, а целью является максимизация  прибыли. Главная  задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое  обеспечило бы ей минимальные издержки производства. В этой  связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта  масштаба. Однако  опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы — заданность  условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения,  стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации (организационная  структура, внутрифирменное управление), отсутствие альтернативности в выборе  решений — делали ее мало  пригодной для решения практических задач . исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности.
  2. У институциональная теория фирмы главная задача анализа связывалась с объяснением  поведения фирмы в системе дорогостоящей и  неполной информации, а в центр  внимания были поставлены вопросы о причинах  многообразия видов фирм и их  развития. Используя  в качестве предпосылок  наличие трансакционных  издержек (издержки осуществления сделок), а также присущий фирме  неценовой метод распределения ресурсов,  институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному (ценовому) механизм осуществления сделок (управления  ресурсами) в целях экономии трансакционных  издержек.

Другая  предпосылка  теории базируется на понимании  того, что, являясь сложной иерархической  организацией, фирма представляет собою  совокупность отношений между  вовлеченными в нее владельцами  ресурсов. В этом  смысле центральным аспектом анализа становится исследование  проблемы распределения прав собственности, а сама фирма  представляется в виде заключаемого между  владельцами ресурсов контракта, призванного обеспечить  наиболее  эффективное использование ресурсов. Поскольку  данный тип контракта базируется  на добровольном переуступлении  властных правомочий одной стороной  другой, то возникает необходимость контроля поручителем исполнителя — проблема «принципал-агент»,в связи с  чем возникают издержки контроля. Таким  образом, фирма оказывается средоточением  двух типов контрактов — внешних (рыночных),  отражающих ее взаимодействие с рыночными институтами и связанных  с трансакционными  издержками, а также внутренних, отражающих  особенности внутренней организации фирмы и связанных с издержками  контроля. Поэтому  фирма представляется образованием, позволяющим оптимизировать соотношение трансакционных издержек и издержек контроля в процессе координации решений владельцев производственных  ресурсов. Само  же соотношение трансакционных  издержек и издержек контроля будет выступать критерием определения  размеров фирмы.

  1. Бихевиористские теории фирмы акцентируют свое  внимание на активной роли фирм  в экономике, их способности  не только приспосабливаться к изменяющейся рыночной среде, но и изменять  эту среду. Они  исходят из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрируют  внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия  решений. В этом отношении можно выделить предпринимательскую концепцию фирмы, в которой фирма  рассматривается  как система взаимодействия разных уровней  проявления предпринимательской  функции (управления). Главной  задачей является консолидация этой функции, и поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней, предпринимательства. В данной  концепции главный вопрос сводится к решению проблемы «принципал-агент», т.е. взаимодействия собственника  и наемных управленцев. Поскольку  «агенты» всегда располагают более  полной информацией, они могут использовать это к собственной  выгоде и в ущерб  интересам собственника. Следствием  этого может явиться отклонение от целей  фирмы, рост издержек и снижение прибыли. Поэтому  главная задача внутрифирменного управления сводится к обеспечению единонаправленности их (принципала и агента) целей в долгосрочной перспективе, а условиями ее решения выступают дисциплина рынка и создание стимулирующих механизмов.

Другой  разновидностью этой теории является эволюционная  концепция фирмы. Суть  ее сводится к тому,  что фирма эволюционирует под воздействием внешних и внутренних факторов, а решения принимаются  исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся на фирме  традиций. При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений и ее поведение меняется в зависимости от рыночной  ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы[6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ

 

 

2.1. Конкурентоспособность фирмы

 

Основной целью любой  фирмы в условиях рыночной экономики  является сохранение и расширение своих  позиций  на рынке, рост или,  по крайне мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности. В результате конкурентной борьбы между фирмами , выпускающими одинаковую продукцию или оказывающие одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют выявляется конкурентное преимущество той или иной фирмы.

 Конкурентное преимущество  – это то, что выигрышно отличает  данное предприятие от его  конкурентов и обеспечивает его превосходство на рынке.

 Оно базируется  на конкурентоспособности  и  обычно связано либо с более  высокими, чем у конкурентов, качеством  товаров, либо с более низкими  издержками их производства. Различают  два основных вида рыночной  стратегии фирмы. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, фирмы должны или выпускать на рынок сравнимые товары с меньшими, чем у конкурентов, издержками и получать большую прибыль как разницу примерно одинаковых цен и более низких затрат (стратегия меньших издержек), или создавать для покупателя большую ценность в виде нового качества товара, особых потребительских свойств, высокого уровня сервиса, что выражается в более высокой цене и при сравнимых с конкурентами издержках соответственно в более высокой прибыли(стратегия дифференциации).

 Руководство фирмы  должно серьезно проанализировать  имеющиеся конкурентные  преимущества  и выбрать одну из двух стратегий  поведения на рынке. Как любой  экономический выбор, необходимость  четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью экономических (производственных) ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности. Из этого, однако, не следует, что фирма сделавшая ставку на более низкие издержки, не должна заботиться о приемлемом для потребителей качества своих товаров и услуг. В свою очередь, предприятие, выбравшее стратегию дифференциации, не должно несоразмерно завышать цены по сравнению с конкурентами.

Выбирая оптимальную  для своей фирмы стратегию, её руководство также должно решить, в какой сфере конкуренции будет реализоваться конкурентное преимущество. Речь идет либо о конкуренции во всех секторах экономики  одновременно, либо о нацеленности на какой-то узкий его сегмент. Причем, избрав узкий целевой сегмент и работая точно в соответствии с его специфическими потребностями, фирма может иметь выигрыш с точки зрения более низких издержек или более высокой дифференциации по сравнению с конкурентами, работающими на более широкий рынок.

Насколько же конкурентоспособны малые фирмы? Могут ли они противостоять крупным  фирмам? По мнению ряда зарубежных экономистов, основанному на практическом опыте, малым фирмам присуще многие положительные качества, которыми не обладают крупные фирмы.

 Какие же недостатки характерны для крупных фирм? Прежде всего, они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и рынками и смотрят на любые перемены как на риск. Крупные фирмы не в состоянии ладить с людьми одержимыми, которые не редко являются инициаторами новых идей. Такой фирме очень трудно принять решение о финансирование проекта, который, возможно, начнет давать прибыль лишь через семь-десять лет. Ожидание скорой отдачи средств начисто их лишают их необходимой потенции. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать за риск. Здесь управляющие фирмой одобряют и утверждают планы, а не товары.

 В противоположность  крупным фирмам малые фирмы  действуют по принципу ориентации  на нужды. Им жизненно необходимо  предлагать рынку что-то новое,  реально действенное. В мелких фирмах инициатором всего нового выступает, как правило, один человек, обладающий знаниями и энергией. Следует отметить, что подавляющее большинство новых товаров рождается на мелких фирмах. Малые фирмы способны мыслить перспективно. У них относительно невысоки издержки производства на начальном этапе  инновационного процесса, поскольку, как правило, длительность этого этапа может повлиять на основание и выпуск новой продукции.

 Общеизвестна гибкость, присущая малым фирмам. При неудаче  в одной сфере деятельности они могут, быстро переключится на другую, более эффективную. Кроме того, малые фирмы, как правило, работают над несколькими идеями сразу, т.е. осуществляют множественный конкурентный подход.

 Мелкие фирмы «терпимы  к хаосу», что совсем или почти  невозможны для традиционной  крупной фирмы. Вместе с тем надо иметь в виду, что инновации – это в основном процесс неорганизованный, проходящий, как правило, то вверх,  то в стороны. Если крупные корпорации разрабатывают специальные  меры для предотвращения такого положения, то мелкие фирмы принимают такое положение совершенно естественно.

Информация о работе Фирма как субъект рыночных отношений