Форма собственности и ее принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:27, реферат

Описание работы

Любая организация бизнеса предполагает выбор организационно-правовой формы собственности предприятия. Рассмотрим основные виды организационно-правовых форм собственности предпринимательской деятельности. Начнём с того, что одни формы собственности предприятий несут за собой создание юридического лица, другие - нет.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 54.24 Кб (Скачать файл)

 

На базе имущества, находящегося в государственной собственности  могут быть образованы унитарные, а  также казенные предприятия.

 

Унитарное предприятие - это  хозяйственная коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие  создается по решению уполномоченного  на то государственного или муниципального органа. В форме унитарных предприятий  могут быть только государственные  или муниципальные предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может  создавать другое унитарное дочернее предприятие, утверждать его устав  как юридического лица и передавать ему часть своего имущества. Орган - собственник имущества не несет  ответственности по обязательствам унитарных предприятий. По решению  Правительства, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может  создаваться унитарное предприятие  на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.

 

Управление государственной  собственностью осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом и другими  законодательными актами, регулирующими  имущественные отношения в Российской Федерации. Российское государство  по отношению к государственной  собственности в целом должно относится как собственник-пользователь, т.е. монополист по всем параметрам. Особую роль в управлении государственной  собственностью играет система федеральных  органов исполнительной власти, включая  Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители  в акционерных обществах с  государственным капиталом и  т.д.

 

Правительство обладает широкими полномочиями в разработке и принятии стратегических, принципиальных решений  по вопросам трансформации государственной  собственности, распоряжения и пользования ею, контроля за исполнением функций всех государственных органов, осуществляющих управление государственной собственностью. Учитывая огромные масштабы деятельности в этой сфере и необходимость квалифицированного решения управленческих задач, Правительство передает часть своих полномочий по управлению государственной собственностью федеральным органам исполнительной власти. Важные функции управления государственной собственностью, возложены на Министерство имущественных отношений Российской Федерации.

 

В рамках действующих законов  и других нормативных актов органы, осуществляющие управление, распоряжение и пользование государственной  собственностью выполняют весьма важные функции. Они управляют пакетом  государственных акций в соответствии с государственной дивидендной  политикой и порядком регулирования  курсовой стоимости акций государственных (или со смешанной собственностью) предприятий, вырабатывают и реализуют  стратегию управления развитием  государственного предпринимательства, формируют государственные целевые  программы, планы и госзаказы.

 

Они создают адаптированную к рынку конкурентоспособную  структуру управления коммерциализированным  сектором и объектами государственного сектора, вырабатывают политику ценообразования  при обмене между государственными предприятиями и рыночными формированиями. Указанные органы ведут вариантное стратегическое прогнозирование, программирование, ведают долгосрочным развитием государственного имущественного потенциала, занимаются решением стратегических и текущих  задач ресурсного обеспечения государственных  предприятий (хозяйств). В их задачу входят разработка и реализация стратегии  научного и кадрового обеспечения  управленческих структур и объектов госсобственности, а также руководство  процессом эффективного взаимодействия субъектов, совместно пользующимся государственным имуществом и др.

 

Эти и другие функции управления государственной собственностью должны четко распределяться между органами управления федерального, регионального  и муниципального уровней на основе конкретных критериев. Учитывается  при этом значимость объектов собственности  для России в целом, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, а также оценка возможностей их воспроизводства на каждом уровне управления. Важнейшим критерием  является соблюдение интересов хозяйствующих  субъектов, а также обеспечение  общенациональной экономической безопасности.

 

Управление государственной  собственностью означает, прежде всего, управление процессом ее эффективного использования, а также ее воспроизводства  в необходимом масштабе и качестве.

 

Многое предстоит сделать  по дальнейшему совершенствованию  функционирования акционерных обществ  с государственным капиталом. Это  чрезвычайно актуально, поскольку  акционерные государственные крупные корпорации во многом определяют лицо современной российской экономики.

 

Перспективным путем разрешения отмеченного противоречия является последовательная коммерциализация акционерных  обществ с государственным капиталом. Одной из важных задач совершенствования  организации управления государственной  собственностью является формирование эффективного института представителей государства в акционерных обществах  с государственным капиталом. Существуют и другие направления совершенствования  управления воспроизводством государственной  собственности в акционерных  обществах с государственным  капиталом, функционирующих на доверительном  управлении. Например, организация  выполнения в АО таких функций  менеджмента как научно-обоснованное планирование и прогнозирование, координация, превентивный экономический контроль и др.

 

В Конституции РФ вопросы  собственности затрагиваются в  ст.8, 34 - 36, 71, 72, 114, 130. Преимущественно  это касается гарантий прав собственника. Непосредственно государственной  собственности посвящены статьи о равенстве всех форм собственности, об управлении федеральной собственностью как предмете исключительного ведения  РФ, разграничении государственной  собственности как предмете совместного  ведения РФ и субъектов РФ.

 

В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственная собственность  в России неоднородна. Выделяются два  ее уровня - федеральная собственность  и государственная собственность  субъектов Федерации. Государственное  имущество может быть закреплено за государственными предприятиями  и учреждениями в хозяйственное  ведение и оперативное управление (ст.294, 296 ГК РФ), а также составлять государственную казну. Согласно статьям 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и  субъекты РФ в лице органов государственной  власти выступают в гражданских  отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. В соответствии со статьями 71 - 73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы  управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения  субъекта РФ.

 

В региональном законодательстве содержатся различные подходы к  определению управления государственной  собственностью. Так, под управлением  государственной собственностью понимается деятельность государственных органов, участие субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях, осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении объектов государственной  собственности.

 

Законодательство субъектов  РФ определяет круг отношений, регулируемых законами об управлении государственной  собственностью (как правило, исключаются  из предмета регулирования бюджетные  отношения, отношения, связанные с  использованием памятников истории  и культуры, природными ресурсами), и круг объектов государственной  собственности, называет государственные органы, полномочные ею управлять, описывает формы управления собственностью и общий порядок ведения ее реестров.

 

Государственная собственность  играет важнейшую роль в функционировании государства, обеспечении экономической  стабильности и позволяет ему  выполнять свои социальные функции: - государственная собственность  создает материальные предпосылки  для обеспечения устойчивого  воспроизводства общественного  капитала. Это становится возможным  потому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы  экономики, имеющие общенациональное значение, ключевые отрасли производственной инфраструктуры. Государство нередко  является собственником важнейших  природных ресурсов, интеллектуальных и историко-культурных ценностей. Оно  финансирует фундаментальную науку, разработку и внедрение высоких  технологий, ему принадлежит значительная часть информационной продукции  и т.д.;

 

- она позволяет государству  быть самостоятельным элементом  в экономических правоотношениях  с другими субъектами собственности  внутри страны и за рубежом,  является гарантом многих международных  и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового  права; 

 

- государственная собственность  обеспечивает функционирование  капиталоемких отраслей, производств  и сфер экономики, имеющих высокий  уровень обобществления и требующих  таких капиталовложений, которые  не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная  информационная связь, экономическая  безопасность и т.д.);

 

- государство создает  благоприятные условия для развития  частного предпринимательства, принимая  на себя долю издержек в  тех сферах деятельности, которые  не выгодны последнему.

 

- государственная собственность  обеспечивает функционирование  некоммерческой социальной сферы  и производство общественных  благ; национальную безопасность;

 

- она позволяет сглаживать  удары кризисов, мобилизуя ресурсы  на быстрейший выход из них  путем снижения налогообложения  и использования государственных  резервных фондов, осуществляя интервенцию  закупок товара, помогая ускорять  освоение высших технологий, национализируя  собственность обанкротившихся  предприятий.

Частная форма собственности

 

Частная собственность - одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства.

 

Как правовой институт сложилась  в римском праве. Одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством  РФ. Так, п. 2 ст. 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные  ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности. Выступает  в виде собственности граждан  и юридических лиц (в т. ч. общественных и религиозных организаций). Институт частной собственности был восстановлен в отечественном законодательстве (после длительного перерыва) в 1990 г.

 

Запрещенные способы защиты частной собственности

 

Традиция защиты земельных  владений от незаконных посягательств  имеет давнюю историю, но только не в России. В большинстве стран  мира существует административная или  даже уголовная ответственность  за нарушение границ частных владений. Но у нас неприкосновенным имуществом является только жилище.

 

Неприкосновенно только жилище

 

С защитой жилища у нас  все как в большинстве развитых стран мира. Принцип неприкосновенности жилища закреплен и в Конституции, и в уголовном кодексе. Проникнуть в чужое жилье можно лишь в  случаях, прямо предусмотренных  федеральным законом, или на основании  судебного акта (судебного приказа, определения, решения и т. п.).

 

Статья 139 УК предусматривает  штраф до 40 тыс. рублей, до года исправительных работ или арест на срок до трех месяцев за простое проникновение  в жилище против воли проживающего в нем лица, без цели хищения.

 

То же деяние, совершенное  с применением насилия, наказывается впятеро большим штрафом или  лишением свободы на срок до двух лет. Если же для незаконного проникновения  использовалось служебное положение, то штраф может составить до 300 тыс. рублей, а срок лишения свободы - до трех лет.

 

Что понимается под жилищем?

 

Согласно тому же УК, это  может быть индивидуальный жилой  дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение, независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное  для постоянного или временного проживания, а также иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Иными словами, жилищем может быть даже туристическая палатка.

 

Но нежилые помещения  и иные хранилища такой же неприкосновенностью  не обладают.

 

Ответственность за проникновение  в них наступает только в случае покушения на кражу, когда из действий нарушителя, очевидно, что проникновение  совершается в целях хищения. Если же кто-нибудь забрался на сеновал  фермера просто вздремнуть, уголовного преступления в этом нет (если, конечно, нежилое помещение не образует с  жилым единое строение).

 

Примерно та же ситуация с  земельным участком - уголовной или  административной ответственности  за прогулки по чужому саду нет. Вот  если вы там яблок решили нарвать, за это полагается административный штраф как за мелкое хищение.

 

Однако за рубежом нарушение  границ частных владений - серьезное  правонарушение, за которое установлена  уголовная или, как минимум, административная ответственность. Почему в России по-другому?

 

По всей видимости, все  дело в общинных традициях русского народа, когда земля являлась достоянием всех жителей деревни, и никто  не рассматривал вторжение на чужую  территорию как серьезный проступок. В Европе, где земельные отношения  были куда более индивидуализированы  еще в средние века, уголовное  преследование за нарушение границы  чужих владений появилось гораздо  раньше, чем право на неприкосновенность жилища.

Информация о работе Форма собственности и ее принципы