Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:27, реферат
Любая организация бизнеса предполагает выбор организационно-правовой формы собственности предприятия. Рассмотрим основные виды организационно-правовых форм собственности предпринимательской деятельности. Начнём с того, что одни формы собственности предприятий несут за собой создание юридического лица, другие - нет.
Следовательно, существование
разных форм собственности (т. е. экономических
форм присвоения материальных благ) отнюдь
не требует появления зеркально
соответствующих им разных прав собственности.
При ином подходе эти разновидности
права собственности неизбежно
повлекут различия в содержании прав
собственников (как это имело
место ранее, когда нахождение имущества
в государственной или иной форме
социалистической собственности предоставляло
ее субъекту неизмеримо большие возможности,
чем форма личной собственности),
нарушая тем самым
Провозглашение в ч. 2 ст.
8 Конституции РФ частной, публичной
(государственной и
Понимание же частной собственности как принадлежности имущества только одному - физическому лицу, и притом не всякого имущества, а, прежде всего средств производства, да еще и лишь таких, которые он не в состоянии использовать сам, не прибегая к найму рабочей силы (заведомо отождествляемому с эксплуатацией трудящихся), основано на идеологических (политэко-номических) догмах и не имеет сейчас ни юридического, ни практического смысла.
Говоря о понятии частной
собственности, надо также иметь
в виду, что в России даже сам
термин "собственность" стал использоваться
лишь во второй половине ХУШ в., при
Екатерине П (тогда как до этого
царь, олицетворявший собой государство,
мог произвольно изъять любое
имущество у любого своего подданного).
"Полная собственность", включающая
право свободного распоряжения своим
имуществом и освобожденная от многочисленных
ограничений "в казенном интересе",
была предоставлена известной
Не менее очевидным
теперь становится и то, что никаких
"иных форм собственности", кроме
частной и публичной, в действительности
не существует. Встречающиеся иногда
попытки выделения на этой основе
каких-то особых форм коллективной, общинной
или смешанной собственности
и соответствующих им особых "прав
собственности" не могут иметь
ни юридического (гражданско-правового),
ни просто логического смысла, ибо
субъектами соответствующих имущественных
отношений на самом деле всегда являются
либо отдельные граждане, либо созданные
ими организации-собственники (юридические
лица), что вполне укладывается в
рамки обычного понимания частной
собственности. В связи с этим
признание возможности
Экономические формы собственности
Основная задача теории прав собственности, как она формулируется самими западными экономистами, состоит в анализе взаимодействия между экономическими и правовыми системами.
Теория прав собственности базируется на следующих фундаментальных положениях:
1) права собственности определяют, какие издержки и вознаграждения могут ожидать агенты за свои действия;
2) переструктуризация прав
собственности ведет к сдвигам
в системе экономических
3) реакцией на эти сдвиги будет изменившееся поведение экономических агентов.
Теория прав собственности исходит из базового представления о том, что любой акт обмена есть по существу обмен пучками правомочий: когда на рынке заключается сделка, обмениваются два пучка прав собственности. Пучок прав обычно прикрепляется к определенному физическому благу или услуге, но именно ценность прав определяет ценность обмениваемых товаров.
Права собственности понимаются
как санкционированные
Согласно экономической теории прав собственности, не ресурс (средства производства или рабочая сила) сам по себе является собственностью, а пучок или доля прав по использованию ресурса.
У истоков теории прав собственности стояли два известных американских экономиста - Р. Коуз и А. Алчиан. В дальнейшей разработке этой теории принимали участие И. Байрицель, Г. Беккер, Д. Норт, Н.С. Ченг, Р. Певзнер и др.
Полный "пучок прав" состоит из 11 элементов:
1) право владения, т.е. право
исключительного физического
2) право использования,
т.е. право применения
3) право управления, т.е.
право решать, кто и как будет
обеспечивать использование
4) право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ;
5) право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;
6) право на безопасность,
т.е. право на защиту от
7) право на передачу благ в наследство;
8) право на бессрочность обладания благом;
9) запрет на пользование способом, наносящим вред внешней среде;
10) право на ответственность
в виде взыскания, т.е.
11) право на остаточный
характер, т.е. право на существование
процедур и институтов, обеспечивающих
восстановление нарушенных
Права собственности понимаются
как санкционированные
Отношения собственности
в этой теории выводятся из ограниченности
ресурсов: без какой-либо предпосылки
редкости бессмысленно говорить о собственности.
Поэтому отношения
Исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Термин "специфицировать" дословно означает перечисление подробностей, на которые необходимо обратить особое внимание. Смысл и цель спецификации - создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.
Формы собственности находятся в постоянном развитии. По мере развития цивилизации менялись и отношения собственности, принимая самые разнообразные формы. Это дает основание для утверждения, что собственность есть историческая категория.
Муниципальная форма собственности
Муниципальная собственность,
наряду с государственной и частной,
является одной их основных форм собственности.
В России такое положение законодательно
закреплено в Конституции (п. 2 ст. 9).
Согласно Конституции субъектами права
муниципальной формы
Муниципальная собственность
находится в ведении
Имущество муниципальной собственности закреплено в значительной части за муниципальными предприятиями или передается в ведения муниципальных учреждений. В случае передачи имущества в ведение предприятия получают право самостоятельного управления полученным имуществом (вещное право – право хозведения). Учреждения же получают право оперативного управления на закрепленное на их счет имущество.
Муниципальная собственность с начало своего существования отличается наиболее близкой к населению организацией, поскольку своими средствами и возможностями она служит для удовлетворения потребностей и нужд населения.
Исторически муниципальная
собственность расширяет свой состав
и усложняет структуру
Исторически муниципальная собственность возникла как самостоятельный вид собственности, но развивалась под давлением государственных структур, в определенной степени им подчиняясь. Однако в последние годы появилась устойчивая противоположная тенденция постепенного высвобождения муниципальной собственности из подчинения государству и перехода ее в ведение органов местного управления.
От государственной формы
собственности муниципальная
Муниципальное право собственности
на земельный участок
Муниципальная (коммунальная)
собственность существует не во всех
странах, а лишь в тех, где для
ее появления сложились
Формы собственности на землю
Собственность необходимое
условие для экономической
Право собственности на землю
– урегулированное нормами
Формы земельной собственности напрямую зависят от потребностей экономического развития производительных отношений общества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения. Согласно ст. 9.2 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Принятый 25 октября 2001 г. ЗК РФ также закрепил множественность форм земельной собственности.
Существуют следующие формы собственности: государственная, муниципальная, частная собственности.
Государственная собственность на землю
В соответствии с законодательством РФ (согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ) государственная собственность подразделяется на два подвида:
— собственность Российской Федерации (федеральная собственность);
— собственность субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. «г»
ст. 72 Конституции РФ разграничение
государственной земельной
Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной
собственностью являются земли, которые
не находятся в собственности
граждан и юридических лиц, а
также в собственности