Форма собственности и ее принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:27, реферат

Описание работы

Любая организация бизнеса предполагает выбор организационно-правовой формы собственности предприятия. Рассмотрим основные виды организационно-правовых форм собственности предпринимательской деятельности. Начнём с того, что одни формы собственности предприятий несут за собой создание юридического лица, другие - нет.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 54.24 Кб (Скачать файл)

 

Следовательно, существование  разных форм собственности (т. е. экономических  форм присвоения материальных благ) отнюдь не требует появления зеркально  соответствующих им разных прав собственности. При ином подходе эти разновидности  права собственности неизбежно  повлекут различия в содержании прав собственников (как это имело  место ранее, когда нахождение имущества  в государственной или иной форме  социалистической собственности предоставляло  ее субъекту неизмеримо большие возможности, чем форма личной собственности), нарушая тем самым основополагающий принцип равенства форм собственности. Поэтому следует признать, что  юридически существует одно право собственности  с единым, одинаковым для всех собственников  набором правомочий (т. е. содержанием), у которого могут быть лишь различные  субъекты. В силу этого исчезает необходимость в выделении разновидностей права собственности, например отдельного права частной собственности, противопоставляемого праву публичной собственности.

 

Провозглашение в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ частной, публичной (государственной и муниципальной) и иных форм собственности имеет  в виду именно экономические, а не юридические категории. При этом частная форма собственности (присвоения) и в конституционном понимании  является общим, собирательным понятием для присвоения (собственности) любых  частных (негосударственных, непубличных) лиц, в этом смысле противостоящим публичному или общественному присвоению (государственной  и муниципальной (публичной) собственности).

 

Понимание же частной собственности  как принадлежности имущества только одному - физическому лицу, и притом не всякого имущества, а, прежде всего  средств производства, да еще и  лишь таких, которые он не в состоянии  использовать сам, не прибегая к найму  рабочей силы (заведомо отождествляемому с эксплуатацией трудящихся), основано на идеологических (политэко-номических) догмах и не имеет сейчас ни юридического, ни практического смысла.

 

Говоря о понятии частной  собственности, надо также иметь  в виду, что в России даже сам  термин "собственность" стал использоваться лишь во второй половине ХУШ в., при  Екатерине П (тогда как до этого  царь, олицетворявший собой государство, мог произвольно изъять любое  имущество у любого своего подданного). "Полная собственность", включающая право свободного распоряжения своим  имуществом и освобожденная от многочисленных ограничений "в казенном интересе", была предоставлена известной Жалованной грамотой дворянству лишь упомянутому  сословию в качестве особой привилегии. Только в результате реформ Александра П, проведенных уже в 60-х гг. XIX в., частная собственность, "перестав быть привилегиею, сделалась общей  правовой нормой всего населения". При таких условиях законодательное  признание и нормальное, а не политэкономическое понимание частной собственности  способно не только оградить имущественные  интересы граждан и юридических  лиц от произвольного вмешательства  публичной власти, но и стать достаточно эффективным средством формирования подлинного, независимого от государства  гражданского общества, в условиях которого только и может существовать нормальное рыночное хозяйство.

 

Не менее очевидным  теперь становится и то, что никаких "иных форм собственности", кроме  частной и публичной, в действительности не существует. Встречающиеся иногда попытки выделения на этой основе каких-то особых форм коллективной, общинной или смешанной собственности  и соответствующих им особых "прав собственности" не могут иметь  ни юридического (гражданско-правового), ни просто логического смысла, ибо  субъектами соответствующих имущественных  отношений на самом деле всегда являются либо отдельные граждане, либо созданные  ими организации-собственники (юридические  лица), что вполне укладывается в  рамки обычного понимания частной  собственности. В связи с этим признание возможности появления "иных форм собственности", кроме  частной и публичной, следует  считать результатом недоразумения, основанного на идеологизированной, политэконо-мической трактовке частной  собственности.

Экономические формы собственности

 

Основная задача теории прав собственности, как она формулируется  самими западными экономистами, состоит  в анализе взаимодействия между  экономическими и правовыми системами.

 

Теория прав собственности  базируется на следующих фундаментальных  положениях:

 

1) права собственности  определяют, какие издержки и  вознаграждения могут ожидать  агенты за свои действия;

2) переструктуризация прав  собственности ведет к сдвигам  в системе экономических стимулов;

3) реакцией на эти сдвиги  будет изменившееся поведение  экономических агентов. 

 

Теория прав собственности  исходит из базового представления  о том, что любой акт обмена есть по существу обмен пучками правомочий: когда на рынке заключается сделка, обмениваются два пучка прав собственности. Пучок прав обычно прикрепляется  к определенному физическому  благу или услуге, но именно ценность прав определяет ценность обмениваемых товаров.

 

Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие  отношения между людьми, которые  возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Эти  отношения определяют нормы поведения  по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях  с другими людьми или же нести  издержки из-за их несоблюдения. Термин "благо" используется в данном случае для обозначения всего, что  приносит человеку полезность или удовлетворение.

 

Согласно экономической  теории прав собственности, не ресурс (средства производства или рабочая  сила) сам по себе является собственностью, а пучок или доля прав по использованию  ресурса.

 

У истоков теории прав собственности  стояли два известных американских экономиста - Р. Коуз и А. Алчиан. В  дальнейшей разработке этой теории принимали  участие И. Байрицель, Г. Беккер, Д. Норт, Н.С. Ченг, Р. Певзнер и др.

 

Полный "пучок прав" состоит из 11 элементов:

 

1) право владения, т.е. право  исключительного физического контроля  над благами; 

2) право использования,  т.е. право применения полезных  свойств благ для себя;

3) право управления, т.е.  право решать, кто и как будет  обеспечивать использование благ;

4) право на доход, т.е.  право обладать результатами  от использования благ;

5) право суверена, т.е. право  на отчуждение, потребление, изменение  или уничтожение блага; 

6) право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации  благ и от вреда со стороны  внешней среды; 

7) право на передачу  благ в наследство;

8) право на бессрочность  обладания благом;

9) запрет на пользование  способом, наносящим вред внешней  среде; 

10) право на ответственность  в виде взыскания, т.е. возможность  взыскания блага в уплату долга; 

11) право на остаточный  характер, т.е. право на существование  процедур и институтов, обеспечивающих  восстановление нарушенных правомочий.

 

Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, традициями, обычаями, распоряжениями администрации и  т.д.) поведенческие отношения между  людьми, которые возникают в связи  с существованием благ и касаются их использования.

 

Отношения собственности  в этой теории выводятся из ограниченности ресурсов: без какой-либо предпосылки  редкости бессмысленно говорить о собственности. Поэтому отношения собственности - это система исключений из доступа  к материальным и нематериальным ресурсам. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, следовательно, они ничьи, никому не принадлежат  или - что одно и то же - принадлежат  всем, ибо имеется свободный доступ к ним. Согласно данной теории, такие  ресурсы не составляют объекта собственности.

 

Исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать  права собственности на них. Термин "специфицировать" дословно означает перечисление подробностей, на которые  необходимо обратить особое внимание. Смысл и цель спецификации - создать  условия для приобретения прав собственности  теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.

 

Формы собственности находятся  в постоянном развитии. По мере развития цивилизации менялись и отношения  собственности, принимая самые разнообразные  формы. Это дает основание для  утверждения, что собственность  есть историческая категория.

Муниципальная форма собственности

 

Муниципальная собственность, наряду с государственной и частной, является одной их основных форм собственности. В России такое положение законодательно закреплено в Конституции (п. 2 ст. 9). Согласно Конституции субъектами права  муниципальной формы собственности  являются муниципальные образования. Органы самоуправления на местах осуществляют от их имени права по пользованию, владению и распоряжению данной собственностью.

 

Муниципальная собственность  находится в ведении административно-территориальных  образований: городов, районов, поселков и т.п. Объектами собственности  выступает имущество органов  местного управления, жилищные фонды, нежилые помещения, средства местных  бюджетов, внебюджетные фонды, производственные предприятия, сфера обслуживания, учреждения культуры, образования, здравоохранения  и т.д.

 

Имущество муниципальной  собственности закреплено в значительной части за муниципальными предприятиями  или передается в ведения муниципальных  учреждений. В случае передачи имущества  в ведение предприятия получают право самостоятельного управления полученным имуществом (вещное право  – право хозведения). Учреждения же получают право оперативного управления на закрепленное на их счет имущество.

 

Муниципальная собственность  с начало своего существования отличается наиболее близкой к населению  организацией, поскольку своими средствами и возможностями она служит для  удовлетворения потребностей и нужд населения.

 

Исторически муниципальная  собственность расширяет свой состав и усложняет структуру управления. Изначально в ее состав входили лишь учреждения здравоохранения, образования, соцобеспечения, пути сообщения, но с  развитием общества и техники  к перечисленным образованиями  прибавились водопровод, электрогазоснабжение, канализация, транспорт, жилой фонд и нежилой фонд и т. д. При этом постоянно увеличивается и объем  данного вида собственности, совершенствуется структура и управленческий состав (постоянно требуются все более  квалифицированные специалисты  по эксплуатации).

 

Исторически муниципальная  собственность возникла как самостоятельный  вид собственности, но развивалась  под давлением государственных  структур, в определенной степени  им подчиняясь. Однако в последние  годы появилась устойчивая противоположная  тенденция постепенного высвобождения  муниципальной собственности из подчинения государству и перехода ее в ведение органов местного управления.

 

От государственной формы  собственности муниципальная отличается следующей особенностью: ее эксплуатация характеризуется преследованием довольно узких целей по улучшению условий  жизни местных жителей, благоустройству  территорий населенных пунктов. Государственная  же собственность стремится к  удовлетворению потребностей всех граждан, независимо от места их жительства.

 

Муниципальное право собственности  на земельный участок подразумевает  правомочия владения, распоряжения и  пользования участком земли, который  принадлежит муниципальному образованию. К объектам такого права относятся  земельные участки, которые были переданы РФ или ее субъектам в  муниципальную собственность или  считающиеся таковыми на основании  федеральных законов. Право владения землей должно подкреплять свидетельство  о собственности.

 

Муниципальная (коммунальная) собственность существует не во всех странах, а лишь в тех, где для  ее появления сложились соответствующие  исторические предпосылки. В России она рассматривается на законодательном уровне как самостоятельная форма собственности. К ней относятся принадлежащее на праве собственности имущество городов, сельских поселений и муниципальных образований.

Формы собственности на землю

 

Собственность необходимое  условие для экономической свободы  и жизни отдельного человека, а  также общества и государства  в целом.

 

Право собственности на землю  – урегулированное нормами различных  отраслей права, общественные отношения  по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

 

Формы земельной собственности  напрямую зависят от потреб­ностей  экономического развития производительных отношений об­щества и их соответствия производительным силам, поэтому они  постоянно претерпевают определенные изменения. Согласно ст. 9.2 Конституции  РФ земля и другие природные ресурсы  находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собст­венности. Принятый 25 октября 2001 г. ЗК РФ также  закрепил мно­жественность форм земельной  собственности.

 

Существуют следующие  формы собственности: государственная, муниципальная, частная собственности.

 

Государственная собственность  на землю

 

В соответствии с законодательством  РФ (согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ) государственная  собственность подразделяется на два  подвида:

 

— собственность Российской Федерации (федеральная собст­венность);

— собственность субъектов  Российской Федерации.

 

В соответствии с п. «г»  ст. 72 Конституции РФ разграничение  государственной земельной собственности  на федеральную собст­венность на землю  и собственность на землю субъектов  РФ отно­сится к совместному ведению  Федерации и ее субъектов.

 

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной  собственностью яв­ляются земли, которые  не находятся в собственности  граждан и юридических лиц, а  также в собственности муниципальных  образо­ваний. Разграничение государственной  собственности на собствен­ность РФ (федеральную собственность), собственность  субъектов РФ и собственность  муниципальных образований (муниципальную  собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным за­коном «О разграничении  государственной собственности  на землю» от 17 июня 2001 г.

Информация о работе Форма собственности и ее принципы