Форма собственности и ее принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:27, реферат

Описание работы

Любая организация бизнеса предполагает выбор организационно-правовой формы собственности предприятия. Рассмотрим основные виды организационно-правовых форм собственности предпринимательской деятельности. Начнём с того, что одни формы собственности предприятий несут за собой создание юридического лица, другие - нет.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 54.24 Кб (Скачать файл)

 

Статья 17 ЗК РФ регламентирует правовой режим земель, нахо­дящихся в федеральной собственности, это:

 

— признанные таковыми федеральными законами;

— право собственности  Российской Федерации, на которые воз­никло  при разграничении государственной  собственности на землю;

— приобретенные Российской Федерацией по основаниям, пре­дусмотренным гражданским законодательством.

 

Согласно п. 2 ст. 17 ЗК РФ в  федеральной собственности могут  находиться не предоставленные в  частную собственность земельные  участки по основаниям, предусмотренным  ФЗ «О разграничении го­сударственной собственности на землю».

 

Статья 18 ЗК РФ устанавливает, что в собственности субъектов  РФ находятся следующие земельные  участки:

 

— признанные таковыми федеральными законами;

— право собственности  субъектов РФ, на которые возникло при разграничении государственной  собственности на землю;

— приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным  гражданским законодательством.

 

В их собственности могут  также находиться не предоставленные  в частную собственность следующие  земельные участки:

 

— занятые недвижимым имуществом, находящимся в собствен­ности субъектов  РФ;

— предоставленные органам  государственной власти субъектов  РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной  власти субъек­тов РФ;

— отнесенные к землям особо  охраняемых природных террито­рий  регионального назначения; землям лесного  фонда, находящим­ся в собственности  субъектов РФ в соответствии с  федеральными законами;

— землям водного фонда, занятым  водными объектами, находя­щимися  в собственности субъектов РФ;

— землям фонда перераспределения  земель и др.

 

Основными принципами разграничения  государственной собст­венности на землю являются:

 

— верховенство Конституции  РФ и федеральных законов (ч. 1 ст. 1);

— приоритет органов государственной  власти РФ в процессе раз­граничения государственной собственности  на землю (п. 2 ст.ст. 2, 6);

— производность права  собственности на земельный участок  от права собственности на недвижимое имущество, расположенное на нем, в  его границах или под ним (ст.ст. 3-5);

— безвозмездность приобретения права собственности на зе­мельные участки при разграничении государственной  собственно­сти на землю.

 

Органы государственной  власти и органы местного самоуправ­ления  обязаны обеспечить управление и  распоряжение земельными участками, которые  находятся в их собственности  и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, от­крытости  и прозрачности процедур предоставления таких земель­ных участков.

 

Муниципальная собственность  на землю

 

Муниципальная собственность  — земельные участки, занятые  объектами муниципальной собственности, а так же признанные муниципальной  собственностью в период разделения земель по уровням собственности. Пример: больницы, дед. сады, мэрия, с/х предприятия (СВХЗ Прогресс), а так же земли  общественного пользования (улицы, дороги, скверы, парки)

 

К этому виду собственности  могут относиться земли, занятые  объ­ектами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для  непосредственного осуществления  коммунального обслуживания населения, находящегося на соответствующей территории района, го­рода и др.

 

Указанные земли проходят государственную регистрацию в  Госу­дарственном реестре в соответствии с Постановлением Правительства  от 18 февраля 1998 № 219.

 

В соответствии со ст. 130 Конституции  РФ местное самоуправление осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, к  которой относится все то, что  не является федераль­ной собственностью субъектов РФ и частной собственностью.

 

Распоряжениями Правительства  РФ из федеральной собственнос­ти в  муниципальную собственность ряда субъектов РФ передаются объекты  социально-культурного и коммунально-бытового назначе­ния.

 

В муниципальной собственности  находятся земли в пределах черты  городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участки  за их чертой, переданные в ведение  органов местного самоуправления. В  муниципальную собственность городов  и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для  обеспечения их развития могут дополнительно  передаваться земли, находящиеся в  государственной собственности. В  муниципальную собственность могут  приобретаться земли органами местного самоуправления у собственников  земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земель­ных участков и на иных законных основаниях.

 

Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципаль­ной собственности, — служить удовлетворению коммунальных потреб­ностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда  и ком­мунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внеш­него  благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная  собственность имеет более узкое  назначение по сравнению с государ­ственной собственностью.

 

Управление и распоряжение муниципальными землями осуществ­ляется  органами местного самоуправления на основании местных уста­вов, территориального планирования и зонирования земель в соответ­ствии с законодательством  РФ и субъектов РФ.

 

Земли, находящиеся в муниципальной  собственности, могут пере­даваться  гражданам и юридическим лицам  на основании решений ор­ганов местного самоуправления в соответствии с  их уставами.

 

До принятия специального федерального закона оборот земельных  участков в крупных городах организуется на основе аренды, продажи права  аренды. В малых городах земельные  участки могут передаваться в  собственность для индивидуального  жилого и гаражного строитель­ства, коллективного садоводства. Передача застроенных земельных участков в собственность осуществляется с учетом планируемого целе­вого  назначения участков согласно градостроительной  документации.

 

Право частной собственности  на землю граждан и юридических  лиц Право частной собственности  на землю (ЧСЗ) граждан и их объединений  прямо закреплено в Конституции  рф, в ст. 36 которой установлено, что  граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности  землю. Владение, пользование и распоряжения землей и др. природными ресурсами, говорится в ч. 2 данной ст., осуществляется их собственниками свободно, если это  не наносит ущерба окружающей среде  и не нарушает права и законные интересы иных лиц. Земельные участки, предоставленные гражданам на праве  частной собственности, могут находиться у них на праве как индивидуальной, так и общей собственности.

 

Под общей собственностью понимается нахождение имущества в  собственности двух или нескольких лиц. Общая собственность по действующему законодательству может быть либо долевой, когда имущество, находящееся в  общей собственности, делится на определенные доли, принадлежащие каждому  из собственников, и совместной —  без определения таких долей. По общему правилу общая собственность  на имущество является долевой, если законом не предусмотрено образование  совместной собственности на него. Кроме того, ГКРФ (ст. 244) установлено, что общая собственность возникает  при поступлении в собственность  двух или нескольких лиц так называемых неделимых вещей, т.е. вещей, раздел которых в натуре невозможен без  изменения их назначения либо не подлежит разделу в силу закона. В сфере  земельных отношений применяется  лишь второй критерий, т.к. земельный  участок как объект права собственности  относится к делимым вещам. Так, в силу ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе  и земельный участок, принадлежит  его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между  ними не установлено иное. Данная ст. носит диспозитивный характер, и  не исключается, что имущество крестьянского  хозяйства, в том числе и земельный  участок, может находиться в долевой  собственности его членов в случаях, предусмотренных законом или  договором между ними. Законом  «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 15) было установлено обратное правило: имущество крестьянского хозяйства  принадлежит его членам на правах общей долевой собственности  и лишь при единогласном решении  его членов оно может находиться в общей совместной собственности. Вполне понятно, что в настоящее  время действует положение, установленное  новым ГК РФ. Следует также иметь  в виду, что согласно действующему законодательству имущество, в том  числе и земельные участки, может  принадлежать на праве частной собственности  как гражданам — физическим лицам, так и юридическим лицам (за исключением  государственных и муниципальных). Следовательно, право собственности  сельскохозяйственных товариществ, обществ, кооперативов также является частной  собственностью со всеми вытекающими  отсюда последствиями. Не случайно, поэтому  в проекте нового ЗК РФ, права  граждан и юридических лиц  на земельные участки рассматриваются  в одной главе (гл. ХI). Это не означает, что права граждан и юридических  лиц на земельные участки идентичны. Так, юридическим лицам не может принадлежать земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения. Но, права собственности граждан и юридических лиц, за исключением государственных и муниципальных, однотипны: и в 1, и во 2-м случае это право частной собственности, что нашло соответствующее закрепление в Конституции, ГК и ЗК.

 

Землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

 

Землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

 

В соответствии с земельным  законодательством РФ земельные  участки, находящиеся в государственной  собственности, могут передаваться юридическим и физическим лицам  на праве пользования. Право пользование  землей подразделяется на постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное  наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных  участков, безвозмездное срочное  пользование земельными участками.

 

Постоянное (бессрочное) пользование  земельными участками

 

В постоянное (бессрочное) пользование  земельные участки предоставляются  государственным и муниципальным  учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам  государственной власти и органам  местного самоуправления.

 

Гражданам земельные участки  в постоянное (бессрочное) пользование  не предоставляются.

 

Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право  приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность  находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный  участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных  федеральными законами, не допускается.

 

Пожизненное наследуемое  владение земельными участками

 

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся  в государственной или муниципальной  собственности, приобретенное гражданином  до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.

 

Распоряжение земельным  участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный  участок по наследству. Государственная  регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании  свидетельства о праве на наследство.

 

Граждане, имеющие земельные  участки в пожизненном наследуемом  владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин  имеет право однократно бесплатно  приобрести в собственность находящийся  в его пожизненном наследуемом  владении земельный участок, при  этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных  федеральными законами, не допускается.

 

Право ограниченного пользования  чужим земельным участком (сервитут) Частный сервитут устанавливается  в соответствии с гражданским  законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или  иным нормативным правовым актом  Российской Федерации, нормативным  правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом  органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения  интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия  земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

 

Могут устанавливаться публичные  сервитуты для:

 

1) прохода или проезда  через земельный участок; 

2) использования земельного  участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других  линий и сетей, а также объектов  транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном  участке межевых и геодезических  знаков и подъездов к ним; 

4) проведения дренажных  работ на земельном участке; 

5) забора воды и водопоя; 

6) прогона скота через  земельный участок; 

7) сенокоса или пастьбы  скота на земельных участках  в сроки, продолжительность которых  соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких  земельных участков в пределах  земель лесного фонда; 

8) использования земельного  участка в целях охоты, ловли  рыбы в расположенном на земельном  участке, замкнутом водоеме, сбора  дикорастущих растений в установленные  сроки и в установленном порядке; 

9) временного пользования  земельным участком в целях  проведения изыскательских, исследовательских  и других работ; 

10) свободного доступа  к прибрежной полосе.

 

Сервитут может быть срочным  или постоянным. Осуществление сервитута  должно быть наименее обременительным  для земельного участка, в отношении  которого он установлен.

 

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату  от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено  федеральными законами.

 

Аренда земельных участков

 

В аренду земельные участки  предоставляются гражданам РФ, иностранным  гражданам и лицам без гражданства.

 

Аренда – определенный вид срочного пользования землей, для земель с/х назначения максимальный срок аренды 49 лет, для других категорий  срок не ограничен. В качестве арендодателя могут выступать местный орган  власти, юридические лица (колхозы, АО и т.д.) а так же граждане –  собственники земельных участков. Арендаторами могут выступать любые юр. Лица или граждане. Документом, удостоверяющим право аренды земли, является договор  аренды, заключенный между арендатором  и арендодателем и зарегистрированный в государственной регистрационной  службе.

Информация о работе Форма собственности и ее принципы