Формирование доходов предприятий торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению доходов и доходности, выявление резервов роста доходов, на основе проведения анализа доходов и доходности конкретного торгового предприятия.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность, виды доходов в торговле и их формирование в рыночных условиях;
- выявить пути повышения доходности организации

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….... 3
1. Доходы как основной источник финансирования деятельности
торгового предприятия ………………………………………………………... 5
Понятие, состав, источники получения доходов торгового
предприятия в современных условиях ………………………………………. 5
1.2. Пути повышения доходности торгового предприятия………………… 17
2. Анализ формирования доходов торгового предприятия.……………….. 22
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
Граховского районного потребительского общества ……………………... 22
2.2. Анализ динамики состава и структуры доходов Граховского райпо…26
3. Обоснование суммы доходов от продаж и уровня доходности
Граховского райпо …………………………………………………………… 34
3.1. Обоснование суммы доходов от продаж и уровня доходности ……... 34
3.2 Основные мероприятия и управленческие решения по
увеличению доходов и повышению доходности ………………………..... 37
Заключение ……………………………………………………………………. 46
Список используемых источников ………………………………………….. 49
Приложения …………………………………………………………………… 52
Приложение 1………………………………………………………………….. 53
Приложение 2 …………………………………………………………………. 56

Файлы: 1 файл

1,2,35.docx

— 193.87 Кб (Скачать файл)

 

 
 


Рис.1.2. Состав доходов предприятия  торговли в соответствии с бухгалтерским и налоговым учетом

 

Первые три из указанных  выше видов доходов включаются в  состав определенных в случае, если они не являются основным предметом  деятельности коммерческой организации

Операционные доходы отражаются по строкам 060, 080, и 090 формы №2 бухгалтерской  отчетности.

Внереализационные доходы включают:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров полученные, присужденные судом или признанные организацией – должником, начисленные в момент их признания или получения;

- стоимость безвозмездно полученных основных средств и других амортизируемых активов, в том числе полученных в качестве целевого финансирования; их стоимость признается в качестве внереализационных доходов по мере начисления амортизации в сумме амортизационных отчислений;

- средства целевого финансирования, первоначально учтенные в качестве доходов будущих периодов, в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены;

- стоимость имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

- списываемая кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности;

- положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств;

- суммовые разницы, возникающие в связи с погашением дебиторской и кредиторской задолженности, номинированной в иностранной валюте;

- доходы в связи с возникшими чрезвычайными обстоятельствами;

- суммы, взысканные с должностных лиц в возмещение нанесенного ущерба;

- разница между ценой взыскания и ценой приобретения недостающих активов, зачисляемых после погашения недостачи материально ответственных лиц;

- прочие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией товаров, продукции, работ, услуг и иного имущества, признаваемые внереализационными;

Внереализационные доходы отражаются по строке 120 формы №2 бухгалтерской  отчетности.

В целях налогового учета  доходы торгового предприятия имеют  несколько иной состав, который представлен  в таблице 1.1.                        [30, с.6-7].(см.прил.1)

Несмотря на разницу в  составе и формулировке доходов  и расходов в бухгалтерском и  налоговом учете, формула прибыли  является аналогичной в обоих  учетах [24, с.437]. Так, валовая прибыль  рассчитывается:

ВП = ВР – ПС,

(1)


где ВП – валовая прибыль, тыс. руб.;

ВР – выручка от продаж, тыс. руб.,

ПС – покупная стоимость  реализованных товаров, тыс. руб.

Таким образом, на предприятиях торговли важнейшим показателем  прибыли является валовая прибыль, которая представляет собой разность между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров.

Наибольший удельный вес  доходов торгового предприятия  имеют доходы от обычных видов  деятельности, представляющие собой  сумму реализованных торговых надбавок и характеризующиеся таким показателем, как валовая прибыль (строка 029 в  форме №2 “Отчет о прибылях и  убытках”).

По экономической сущности показатель “валовая прибыль” идентичен  показателю “чистый валовой доход”. Валовой доход торговли - это показатель, характеризующий финансовый результат  торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению [24, с.423].

В торговых организациях выручка  представляет собой продажную стоимость  товаров, а затраты по их приобретению – покупную стоимость, таким образом, валовой доход определяется как  разница между продажной и  покупной стоимостью товаров, работ, услуг (см. рис.1.1).

Основным источником валовой  прибыли в розничной торговле являются торговые надбавки, в оптовой  – снабженческо-сбытовые надбавки [28, с.56].

Надбавки устанавливаются  предприятием торговли самостоятельно в процентах к свободным отпускным  ценам (в розничной торговле возможен случай определения торговой надбавки в процентах к цене закупки, если товар приобретен не у производителя, а через посредника) в зависимости  от покупательского спроса, выраженного  рыночными ценами на данный товар, себестоимости  и издержек обращения этого товара.

Торговые надбавки (доход  от торговой деятельности) используются предприятиями для возмещения издержек обращения и других затрат, связанных  с осуществлением его хозяйственной  деятельности, и образования прибыли  от реализации, вознаграждения за предпринимательскую  деятельность.

Тем самым предприятия  обеспечивают самоокупаемость текущей  хозяйственной деятельности и создают  условия для самофинансирования в предстоящем периоде (создавая фонды развития материально-технической  базы, пополняя собственные оборотные  средства и т.п.).

Таким образом, распределение  торговой надбавки коммерческого предприятия  графически можно представить следующим  образом (рис.1.3):

 

Рис.1.3. Распределение торговой надбавки предприятий торговли [9, с.39]

К обоснованию размера  торговых надбавок предъявляются следующие  требования. Они должны:

·     создавать условия для получения оптимального размера прибыли предприятия;

·     отражать специфику реализации отдельных товаров и их издержкоемкость;

·     стимулировать эффективное использование ресурсов предприятия;

·     учитывать пути товароснабжения и его звенность.

Сумма валовой прибыли  рассчитывается несколькими способами        [9, с.40].

I способ. Расчет размера  валовой прибыли исходя из  объема товарооборота в отпускных  ценах и уровня торговых надбавок  по отдельным товарным группам:

(5)


где ВП – сумма реализованных  торговых надбавок (валовой прибыли), тыс. руб.;

Тотпi – товарооборот в отпускных ценах по i товарной группе, тыс. руб.;

Утнi – уровень торговой надбавки по i товарной группе,%;

II способ. Расчет суммы  валовой прибыли исходя из  объема товарооборота в розничных  ценах и уровня торговых надбавок  по отдельным товарным группам:

(6)


где Ррцi – товарооборот в розничных ценах по i товарной группе, тыс. руб.

III способ. Расчет валовой  прибыли на основе товарооборота  в розничных ценах и уровня  реализованных торговых надбавок:

(7)


где Уртнi – уровень реализованной торговой надбавки по i товарной группе,%.

IV способ. Определение валовой  прибыли как разницы между  выручкой от реализации товаров  (работ, услуг) (Вр) и себестоимостью продажи товаров (Сп):

(8)


Органы исполнительной власти на местах могут регулировать размеры  торговых надбавок путем установления предельных надбавок, предельных уровней  рентабельности, другими методами, а также принимать решения  о самостоятельном установлении предприятиями торговли размеров торговых надбавок на реализуемые товары (продукцию). Конкретный метод расчета валовой  прибыли торговое предприятие выбирает исходя из наличия необходимой для  расчета информации и действующего на предприятии порядка учета  и анализа товарооборота.

Помимо установления торговых надбавок, рассчитанных на покрытие затрат и получения дохода, собственник  предприятия использует и другой, очень важный источник получения  дохода – экономия на трудовых ресурсах.

Никакой другой вид ресурса  не позволяет сэкономить: существует определенный оптимальный размер материальных ресурсов, необходимый для производства и реализации одной единицы товара, определенное необходимое количество основных фондов, стоимость которых  определяется рыночным путем, на стыке  интересов спроса и предложения. Невозможно снизить планку расходования данных видов ресурсов, не снизив объем  товарооборота или качества реализуемой  продукции.

В марксистской теории прибавочной  стоимости говорится, что труд –  это единственный товар, стоимость  которого выше затрат на его приобретение [9, с.45].

Доход, получаемый предпринимателем от продажи произведенного изделия, составляет реальную стоимость труда. Те средства, которые поступают к  рабочему в виде заработной платы, покрывают  лишь часть затрат на воспроизводство  рабочей силы.

Достаточно трудно оценить  реальную стоимость трудовых ресурсов. Работники предприятия исходят  из своего прожиточного минимума, из уровня своих потребностей, которые гораздо  ниже дохода, получаемого предприятием от использования их труда.

В этот момент капиталист извлекает  прибавочную стоимость, то есть разницу  между издержками производства рабочей  силы и ее реальной стоимостью. Это  и является главным источником прибыли.  

 

 

 

1.2. Пути повышения  доходности торгового предприятия

Прежде чем повысить доходность хозяйственной деятельности, необходимо выявить внутренние резервы ее роста. Осуществление глубоких преобразований в экономике вызывает необходимость  максимальной мобилизации внутренних резервов. Для эффективного функционирования предприятия в условиях рыночной отношений первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объема товарной продукции, снижения ее себестоимости, роста прибыли.

На величину дохода предприятия  влияют как внутренние, так и внешние  факторы [15, с.126]. К внешним относятся: природные условия; государственное регулирование цен, тарифов, налоговых ставок, процентов; штрафные санкции; состояние рынка; регулируемые государством отпускные цены на некоторые товары и продукцию; нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров; благоприятные или неблагоприятные социальные и другие условия.

Перечисленные факторы являются внешними, так как они не зависят  от деятельности предприятия, но могут  влиять на объем полученного дохода.

Внутренние факторы –  это те факторы, которые непосредственно  зависят от деятельности сотрудников  предприятия. В свою очередь они  подразделяются на производственные и внепроизводственные.

Внепроизводственные факторы  включают в себя: снабженческую деятельность; сбытовую деятельность; социальные условия  труда и быта; политика ценообразования  на предприятии; материальное положение  и экономическая заинтересованность работников.

Производственные факторы  характеризуют наличие, использование  средств и предметов труда, трудовых ресурсов. Они в свою очередь делятся  на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы являются количественными показателями и влияют на полученный доход через: изменение объема средств труда; изменение времени работы оборудования; изменение количества предметов труда; изменение численности персонала; фонда рабочего времени.

Интенсивные факторы характеризуют  эффективность (качество) использования  хозяйственных ресурсов. К ним  относят: производительность труда; прогрессивные  методы продаж; современные технологии и обработки внеоборотных средств; оборачиваемость оборотных средств; квалификация персонала и т.д.

При определении эффективности  деятельности предприятия особое внимание обращают именно на интенсивные производственные факторы, рост показателей качества является основным путем повышения  доходности.

В значительной степени размеры  полученного дохода зависят от того, насколько рационально, экономно расходуются  в производстве материальные ресурсы. Уменьшение величины совокупных материальных затрат на единицу продукции обеспечивает снижение ее себестоимости.


 

 

 

 

 

 

 

 

 
Рис.1.5. Факторы, влияющие на изменение  цен

Одним из направлений увеличения дохода является снижение цен при  росте производства или повышение  цен при спаде производства [23, с.63], что определяется законами спроса и предложения. Факторы, влияющие на изменение цен, будут являться факторами, влияющими на изменение дохода, второго  порядка (рис.1.5).

Одним из направлений увеличения дохода коммерческого предприятия  является также экономия трудовых затрат, которая достигается за счет совмещения трудовых функций (затраты рабочего времени сокращаются, загрузка рабочих  увеличивается), материального и  морального стимулирования работающих (переход на сдельную оплату труда, премиальные поощрения за перевыполнение плана и т.д.).

 
Рис.1.6. Пути повышения доходов организации

Информация о работе Формирование доходов предприятий торговли