Формирование экономического результата деятельности предприятий различных организационных форм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 04:05, курсовая работа

Описание работы

Правовая форма предприятия представляет собой комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и другими, внешними по отношению к нему хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Этими правовыми нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельность предприятий.

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика организационно-правовых форм предприятий 10
1.1. Система организационно-правовых форм юридических лиц, установленная Гражданским кодексом Российской Федерации 10
1.2. Характеристика акционерного общества работников (народного предприятия) 13
2. Налогообложение предприятий 24
2.1. Система налогов и сборов в Российской Федерации 24
2.2.Современные проблемы налогооблажения предприятий ….. 27
2.3. Порядок исчисления и уплаты налога 29
3. Порядок формирования прибыли предприятий. 34
3.1. Прибыль предприятия как экономический результат деятельности предприятий. 34
3.2. Формирование прибыли в бухгалтерском учете предприятия (форма №2 «Отчёт о прибылях и убытках»). 35
3.3. Формирование прибыли для целей налогообложения (как объекта налогообложения). 39
3.4. Расчет прибыли до налогообложения. 41
Заключение 46
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

курсовая по экон.предприятия.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Налоговая система России включает следующие элементы:

    • взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов;
    • система законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.

Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

В зависимости от характера государственного устройства налоговая система может  включать федеральные (центральные) налоги, налоги административно-территориальных образований (или налоги субъектов Федерации) и местные налоги и сборы. Как правило, в рамках второй и третьей категорий налогов выделяются налоги, носящие обязательный характер, и налоги, которые могут быть введены по решению региональных и местных органов власти.

Налоги административно-территориальных образований и местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие бюджеты, а из числа федеральных налогов могут выделяться те, которые распределяются между бюджетами различных уровней для балансирования бюджетной системы и дотирования местных бюджетов (группа регулирующих налогов).

Налоговая система Российской Федерации  состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.

К региональным налогам относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

К местным налогам и сборам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.).

В Приложении 2 дана схема классификации налогов и сборов, входящих в налоговую систему РФ

2.2. Современные проблемы налогообложения предприятий

Одной из главных функций государства  и правительства любой страны является обеспечение эффективного развития общественного производства. Путем получения налоговых платежей государство имеет возможность распределить свои финансовые ресурсы на важных участках экономического и социального развития. Поэтому основной задачей правительства является разработать и внедрить такую налоговую политику, которая бы способствовала экономическому росту страны и повышению благосостояния народа. Можно заметить, что налоговая система и налоговая политика каждого государства существенно влияют на функциональную и деловую активность субъектов предпринимательской деятельности.

Создание демократического государства  невозможно без создания совершенной  налоговой системы, стимулирующей  развитие экономики. В связи с  этим одним из приоритетов в современной правовой политике является создание эффективного механизма правового регулирования налогообложения юридических лиц и некоторых других категорий плательщиков налогов, а также физических лиц как субъектов налоговой системы.

Современная налоговая  система России сложна и несовершенна: она не отвечает жизненным потребностям страны. Значительное количество налогов и сборов (более 40 их видов предусмотрено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации») лишь осложняет механизм налогообложения, но не расширяет доходную часть бюджета.

Налогообложение имущества юридических  лиц не является исключением. Этот налог  не играл и не играет значительной роли в доходной части бюджета  России. Некоторые специалисты считают, что одной из целей создания налога на имущество предприятий является повышение заинтересованности у предприятий в реализации излишнего неиспользуемого имущества. Но ныне роль налога на имущество сведена на нет действием налога на прибыль.

В настоящий момент существуют и другие проблемы налогообложения имущества предприятий, в частности неизвестность действительной стоимости основных фондов России. В период с 1991 по 1997 г. было проведено несколько переоценок основных фондов России. Но они проводились индексным методом, и установить реальную стоимость того, чем владеют предприятия и государство, не удалось.

Особенностью налогообложения  имущества предприятий (юридических  лиц) является значительное количество льгот по данному налогу. Этим законодатели подрывают такой важный принцип  налогообложения, как равная налоговая ответственность за равный объект обложения. Напрямую нарушается принцип справедливого налогообложения.

Таким образом, механизм налогообложения  имущества юридических лиц нуждается  в проведении неотложных мероприятий, направленных на повышение его эффективности.

Действующая налоговая система  России нуждается в реформировании, и в налоговой политике в области  налогообложения предприятий (юридических  лиц) в настоящее время можно  отметить позитивные сдвиги. Прежде всего  это заметно в стремлении создать новый подход к налогообложению имущества как юридических, так и физических лиц, выражающийся в повышении роли имущественных налогов.

Основными источниками доходов  местного бюджета должны стать именно имущественные налоги. При этом предполагается поэтапное введение в действие налога на недвижимость и отнесение его к числу местных налогов. Он должен заключить в себе налог на имущество физических лиц, налог на имущество предприятий и налог на землю. Это направление налоговой политики можно расценить как прогрессивное. Оно приведет к сокращению числа налогов в налоговой системе РФ, а также к усилению принципа справедливости в налогообложении. Это обусловлено тем, что в наше время физическое лицо может быть владельцем или собственником недвижимости, не уступающей по своим количественным и качественным характеристикам недвижимости, находящейся на балансе предприятия (юридического лица). К тому же единый налог для физических и юридических лиц позволит избежать злоупотреблений, связанных с переоформлением прав собственности. К сожалению, до сих пор не принят Закон РФ «О недвижимости», без которого невозможно перейти на новую систему налогообложения.

2.3. Порядок исчисления и уплаты налога

Специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропро-изводителей. Данный режим также известен под названием Единый сельскохозяйственный налог. Налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются сельскохозяйственные товаропроизводители (организации и индивидуальные предприниматели), добровольно перешедшие под этот режим.

Упрощённая система налогообложения - особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта.

Единый налог на вменённый доход - налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Данный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Специальный налоговый режим - это особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена одним налогом совокупности установленных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Возможность применения специальных  налоговых режимов (систем налогообложения) предусмотрена пунктом 3 статьи 18 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. От 31.12.2001; далее - Закон № 2118-1).

Перечень специальных налоговых  режимов приводится в статье 18 части  первой НК РФ. Эта статья кодекса начнет действовать со дня признания Закона № 2118 - 1 утратившим силу. Возможно также, что до этого момента в нее еще будут внесены изменения.

Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ (далее - Закон № 104-ФЗ), который дополняет  раздел VIII.1 Налогового кодекса РФ (посвященный специальным налоговым режимам) новыми главами. Речь идет о главе 262 "Упрощенная система налогообложения" (далее - глава 262) и главе 263 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (далее - глава 263) НК РФ.

Обе главы вводятся в действие с 1 января 2003 года и существенно меняют условия применения этих налоговых  режимов.

Правовые основы и порядок введения в действие закона.

Закон № 104-ФЗ предусматривает введение в действие с 1 января 2003 года специальных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности. Несмотря на то, что статьей 5 кодекса не определен порядок вступления в силу актов законодательства о специальных налоговых режимах, права налогоплательщиков не будут нарушены. Ведь с момента официальной публикации Закона № 104-ФЗ до начала нового календарного года пройдет около полугода. Этого времени достаточно для подготовки к переходу на тот или иной специальный режим.

Наряду с этим с 1 января 2003 года ряд нормативных актов утрачивает силу, в их числе:

Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе, налогообложения  учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства" (далее - Закон № 222-ФЗ);

Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный  доход для определенных видов  деятельности" (далее - Закон № 148-ФЗ).

Таким образом, до конца 2002 года продолжают действовать специальные налоговые режимы, установленные этими законами. В настоящее время единый налог на вмененный доход (ЕНВД) введен в 87 субъектах Российской Федерации, упрощенная система налогообложения применяется в добровольном порядке на всей территории России индивидуальными предпринимателями и организациями, являющимися малыми предприятиями. Однако не на всех налогоплательщиков, применяющих сейчас упрощенную систему налогообложения или переведенных на уплату ЕНВД, может быть с 1 января 2003 года распространено действие главы 262 или 263 НК РФ. Это связано с тем, что не все налогоплательщики будут соответствовать новым критериям применения этих специальных налоговых режимов. Порядок возврата таких налогоплательщиков на общий режим налогообложения Законом № 104-ФЗ не установлен.

В то же время необходимо учитывать, что для отдельных категорий  хозяйствующих субъектов законодательством  Российской Федерации закреплены специальные  нормы применения актов законодательства.

Так, статья 9 Федерального закона от 14.06,95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. От 21.03.2002) предусматривает ситуацию, когда изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями. В этом случае в течение первых четырех лет своей деятельности такие организации и предприниматели подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Информация о работе Формирование экономического результата деятельности предприятий различных организационных форм