Государственное регулирование экономики в современных условиях в организациях общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение и анализ такого важного механизма, как регулирование экономики. Более подробно хотелось бы остановиться на финансовой политике государства, так как данная проблема очень насущна и актуальна именно сейчас, когда Россия вышла на новый, более качественный уровень своего развития в таких сферах как экономика, политика, социальное развитие, образование, и др.
Задачи:
Узнать понятие государственное регулирования.
Какие существуют экономические функции государства.
Изучит антимонопольные регулировании государства.
Как государства воздействует на размещение ресурсов и доходов.
Узнать какие существуют налоги, и их функции.
Что такое государственный бюджет.

Содержание работы

Введение …..…………………………………………………………..….2
Глава 1. Понятие государственного регулирования………..…5
1.1 Теоретические аспекты государственного регулирования экономики.....5
1.2 Главная цель государственного регулирования экономики …….9
Глава 2 Экономические функции государства ……………………..…...10
2.1 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики ……………………………………………………………………..10
2.2 Антимонопольное регулировании ........................................................12
2.3 Политика макроэкономической стабилизации ……………………..14
2.4 Воздействие на размещение ресурсов и доходов ……………..……..15
2.5 Фискальная политика………………………….………………………...20
2.6 Налоги их функции……………………………………………………….21
2.7 Государственный бюджет ……………………………………………….32
Заключение ……………………………………………………………………36
Список источников и литературы………………………………………. ...41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1Тимура.docx

— 107.88 Кб (Скачать файл)

Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоит проблема достоверной информации, бывает сложно установить источник загрязнения, характер ущерба. Внешние эффекты могут иметь и положительные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В подобных вариантах возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий.

Правительство взяло  на себя задачу уменьшить неравенство доходов в нашем обществе. Эта задача нашла отражение в ряде политических мер и программ. Во-первых трансфертные платежи обеспечивают пособия остронуждающимся, помощь иждивенцам и инвалидам,  а безработным пособия  по безработице. Все  эти программы  осуществляют передачу доходов правительства тем домохозяйствам, которые в противном случае  получали  бы незначительный доход или вовсе его не имели.  Во-вторых, правительство изменяет также распределение доходов путем  рыночного вмешательства, то есть путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы - наглядные примеры того, как правительство фиксирует

цены с целью повысить доходы определенных групп населения. Наконец, в истории США налог на личные доходы применялся для изъятия большей доли доходов у богатых,  чем у бедных, а поэтому он производил на распределение дохода своеобразный "эффект Робин Гуда".  Однако проведенные недавно пересмотры личного подоходного налога существенно  уменьшили  его  перераспределительное воздействие.  Правда,  считается, что в действительности налоговая система оказывает весьма умеренное влияние на  распределение доходов.

Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются:

1.Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что

предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально

допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного

законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др. Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны.

Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой – на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д.

Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики. Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого правила” экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д. Между возникновением опасности, принятием решений, проведением соответствующих действий и их эффектом неизбежны временные лаги, т.е. промежутки времени, разделяющие вышеназванные ступени. В бюджетно-налоговой сфере существует лаг между возникновением шоковой ситуации и поэтапными прохождением закона через властные структуры. Таким образом, отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным искомым, еще более расшатывают, а не стабилизируют ситуацию.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений

деятельности государства: в области налогообложения и регулирования

структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

2.5 Фискальная политика

Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач. Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств. Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Рассмотрим  дискреционную фискальную политику. В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:

·        увеличения государственных расходов;

·        снижения налогов;

·        сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

·        уменьшения государственных расходов;

·        увеличения налогов;

·        сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением. Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета. В общей фискальной политике есть вторая составляющая – автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых,

изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и, наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности. К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

2.6 Налоги их функции

Другим важным инструментом государственной бюджетной политики, который я хотел бы рассмотреть, является налогообложение.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль,  что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы,  отвечающей условиям развития общественного  производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы,  обычно начинают с того,  что налогам принадлежит решающая роль  в формировании доходной  части государственного бюджета.  Это,  конечно, так.  Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет,  применявшихся в  нашей стране ряд лет. На первое место, по моему мнению, следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Споры по этому поводу,  которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в  современном мире,  не регулируемую государством,  невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами,  в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы,  центральное место, несомненно, в самой системе регулирования принадлежит налогам. Государственное регулирование осуществляется в двух  основных  направлениях:

1)     регулирование  рыночных;

2)    регулирование  товарно-денежных отношений.

Оно состоит главным образом в определении "правил игры",  то есть

разработка законов,  нормативных актов,  определяющих взаимоотношения

действующих  на рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда,  торговых домов,  устанавливающие порядок проведения аукционов,  ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано; Регулирование развития народного хозяйства,  общественного производства в условиях,  когда основным объективным экономическим законом, действующим  в обществе,  является  закон стоимости.  Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических  методах  воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. В условиях рынка  сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает  само понятие "вышестоящей организации",  имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений,  команд и  приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным, не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно? Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих,  продавцов и покупателей – система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью  заработать практически любую сумму денег.  В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка",  там люди не получают,  а зарабатывают, (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.

Таким образом,  развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения,  маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения  из бюджета капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками,  льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя одни и отменяя другие налоги,  государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и  производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет,  пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского  хозяйства, решение  продовольственной проблемы.  В связи с этим, в Российской Федерации освобождены от налога на  прибыль  колхозы (включая рыболовецкие),  совхозы, другие производители сельскохозяйственной продукции. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе менее 25%,  то и они освобождаются от налогов, если более 25%,  то прибыль, полученная от такой деятельности, облагается налогом в общем порядке.

Приведенные положения могут служить  примером  использования  государством возможностей  налоговой  системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществу направлении. Можно рассмотреть и другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого  бизнеса.  Без  него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду.  Наши крупные  и  сверхкрупные предприятия, "мастодонты"промышленности, кооперирующиеся, как правило, с такими же "мастодонтами" из

смежных отраслей, плохо приспособлены  к конкуренции,  не обладают

характерной для рынка гибкостью и маневренностью. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его.  Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий,  льготное кредитование их деятельности и т.п.  Но главное средство оказания содействия малому бизнесу -льготные условия налогообложения.

Другая функция налогов, которую необходимо рассмотреть в рамках моей работы – стимулирующая.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих  мест,  капитальные  вложения  в

расширение производства и др.. Стимулирование технического прогресса с

Информация о работе Государственное регулирование экономики в современных условиях в организациях общественного питания