Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Главная проблема сегодняшней российской экономики – это ее крайняя неэффективность, производительность труда в России остается недопустимо низкой. Те же затраты труда, что и в наиболее развитых странах, приносят в России в несколько раз меньшую отдачу. И это вдвойне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции и увеличивающихся затрат на квалифицированный труд, на энергоносители.
Реализация инновационного сценария развития позволит добиться кардинального повышения производительности труда. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут, как минимум, четырехкратный рост такого показателя за 12 лет.

Содержание работы

Введение 4
1. Основы государственного регулирования экономики 5
2. Процесс регулирования 5
3. Развитие экономики 6
4. Школы ГРЭ 6
5. Инновационная политика 6
6. Внешнеэкономическая политика 7
7. Экономическая политика 8
8. Социальная политика 8
9. Рыночная политика 10
10. Государственная политика 11
11. Региональная политика 11
12. Бюджетирование 14
13. Налогообложение 14
14. Финансирование 14
15. Инвестирование 14
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Ответ ПКЗ.docx

— 59.93 Кб (Скачать файл)

Государство при реализации стратегии будет исходить из следующих принципов:

- концентрация усилий государства в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью, преимущественная ориентация на восполнение «провалов рынка»;

  - тесное  взаимодействие государства, бизнеса  и науки как при определении  приоритетных направлений технологического  развития, так и процессе их  реализации;

- прозрачность  распределения бюджетных средств  и оценки достигнутых результатов;

- ориентация  при оценке эффективности организаций  науки и образования, инновационного  бизнеса и инфраструктуры инноваций  на наивысшие международные стандарты;

- стимулирование  конкуренции, преодоление монополизма  в секторе генерации знаний  как ключевой мотивации для инновационного поведения.3

6. Внешнеэкономическая  политика

Целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает:

- специализацию  России в мировом разделении  труда на высокотехнологичных  товарах, интеллектуальных услугах  и товарах с высокой степенью  переработки;

- достижение  лидирующих позиций в поставках  энергоресурсов на мировые рынки  на основе географической и  продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной  энергетической инфраструктуры  и выработки правил функционирования  мировых энергетических рынков;

- реализацию  имеющихся конкурентных преимуществ  в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;

- усиление позиций  России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- обеспечение  глобальной конкурентоспособности  обрабатывающих отраслей с использованием  таможенно-тарифной политики, регулирования  внутренних рынков, привлечения  иностранного капитала и формирования  в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки  производства добавленной стоимости;

- создание интегрированного  евразийского экономического пространства  совместного развития, превращение  России в один из мировых  финансовых центров;

- выстраивание  стабильных диверсифицированных  связей с мировыми экономическими  центрами, обеспечивающих устойчивость  развития российской экономики  в долгосрочной перспективе при  растущих глобальных рисках;

- усиление роли  России в решении глобальных  проблем и формировании экономического  порядка.

7. Экономическая  политика

Экономика России вступила в 2013 год на фоне двух противоречивых тенденций. С одной стороны, интенсивный рост потребления на внутреннем рынке страны, который формировал почти 50% российского ВВП в 2013г., продолжал стимулировать экономический рост. С другой, продолжающаяся рецессия в странах Еврозоны,  а также возобновившееся сокращение экономик США и Японии, выступали в роли тормозящего фактора поскольку цены на нефть начали снижаться из-за снижающегося спроса, и экспорт товаров России в эти регионы также продолжал сокращаться.4

8. Социальная  политика

Новая социальная политика России:

Рынок труда:

Основные выводы и рекомендации:

1. Основные макроэкономические  показатели рынка труда (уровень  занятости, уровень безработицы) находятся  на хорошем уровне. Отраслевая  структура занятости ухудшается, растет удельный вес неформально  занятых, бюджетный сектор остается  чрезмерно большим;

2. Темп создания новых рабочих мест крайне низок. Реаллокация рабочей силы со старых на новые рабочие места идет медленно, хотя мобильность рабочей силы высокая. Трудовые издержки предприятий растут и дестимулируют создание новых рабочих мест;

3. Трудовое законодательство  остается избыточно жестким, содержит  противоречия с другими разделами  законодательства, применяется выборочно. Это ослабляет социальную защиту  работников и создает антистимулы  к созданию рабочих мест.

4. Необходимо  перейти от защиты уже созданных  рабочих мест к защите работников  на рынке труда. Нормы ТК должны  стать более простыми, прозрачными  и менее обременительными. В ТК  следует ввести нормы, обеспечивающие  институциональное разнообразие  форм занятости, особенно постиндустриальных: заемный труд, дистанционная занятость, гибкие графики;

5. Целесообразно  перевести политику социальной  защиты на рынке труда на  страховые принципы (страховка от  утраты работы вместо пособия, опережающее консультирование работников  Службой занятости);

6. Следует создать  Национальную систему квалификаций  и профессиональных стандартов, которая заменит ЕТКС.

Миграция.

Основные выводы и рекомендации:

- Миграционный  поток сыграл за прошедшие 20 лет  огромную позитивную роль в социально-экономическом развитии России. Однако в последние годы Россия теряет миграционную привлекательность, в обществе растут антимигрантские настроения.

- Миграционная  политика ориентирована на временную  трудовую миграцию и носит  ограничительный характер, она не  способствует адаптации мигрантов  и их интеграции в принимающее  общество.

- Вне зависимости  от сценария развития потребуется  увеличение числа мигрантов разных  категорий.

- Необходимо  расширить возможности для переселения  в РФ. Следует выстроить систему  миграционных статусов с акцентом  на статус резидента, ввести специальный  статус для долгосрочных временных  мигрантов.

- Дифференцированные  подходы к привлечению и использованию  иностранной рабочей силы будут  содействовать повышению эффективности  временной трудовой миграции.

- Масштабная  миграция предполагает создание  благоприятных условий для адаптации  и интеграции различных категорий  мигрантов.

Профессиональное образование.

Основные проблемы и предполагаемые решения:

Проблема несоответствия структуры профессионального образования и рынка труда, в первую очередь "навеса" высшего образования невысокого качества (85% возрастной когорты 15-25 летних). Предполагаемые меры по ее решению:

1. Отказ от  устаревшего механизма государственного  задания в бакалавриате/специалисте; вузы финансируются по принципу "деньги следуют за студентом" в пределах лицензионных ограничений, при этом право на бюджетное финансирование получают студенты, сдавшие ЕГЭ по профильному предмету на "хорошо" и "отлично" (больше 50 и больше 70 из 100);

2. Формирование  независимого от системы образования  института профессиональных экзаменов  на основе государственно-общественных  объединений;

3. Стимулирование  перехода студентов 2-3-х курсов  на программы прикладного бакалавриата (3-летние программы, сохраняющие  статус высшего образования);

Проблема падения качества подготовки:

- повышение  нормативного финансирования в  расчете на одного студента  до уровня, обеспечивающего конкурентоспособный  уровень заработной платы преподавателей (до 160% от средней заработной платы  по региону в 2015 г., до 220% в 2020г.) в  сочетании с регулированием кадровой  политики вузов с целью повышения  качества профессорско-преподавательского  состава;

- Реорганизация  сети государственных вузов и  их филиалов; укрупнение вузов  на основе присоединения к  ведущим университетам;

- введение независимой  промежуточной и итоговой государственной  аттестации студентов ("ЕГЭ для  бакалавров");

Проблема недостаточного масштаба и качества подготовки квалифицированных работников - "исполнителей" и низкой престижности соответствующих программ:

- создание программ  прикладного бакалавриата в большинстве  массовых вузов (до 50% всего состава студентов) и на базе учреждений СПО. Вхождение СПО в состав профильных вузов.

- структурная  реформа системы НПО/СПО, перевод  ее в основном на короткие (до 6 месяцев) программы прикладных  квалификаций;

- бюджетная  поддержка получения квалификаций  в независимых учебных центрах  и учебных центрах фирм - поставщиков  технологий.

- программа  обучения прикладным квалификациям  для трудовых мигрантов.

Проблема низкой инновационной активности вузов, недостаточного "производства инноваторов":

- расширение  состава НИУ за счет вузов  транспорта, аграрных и медицинских.

- финансирование  программ фундаментальных и прикладных  исследований как части программ  развития НИУ, МГУ СПбГУ (до 35% бюджетного  финансирования к 2020г.).

Проблема доступности качественного профессионального образования для семей с низкими доходами и низким уровнем образования родителей:

- Повышение  социальных стипендий до уровня  прожиточного минимума по региону (для 30% студентов).

Развитие образовательного кредитования (до 30% от платных студентов к 2020г.).

Нова школа:

Чтобы решить острые проблемы сегодняшнего образования и ответить на вызовы завтрашнего дня, необходимо завершить начатые институциональные преобразования и не запускать новые. В среднесрочной перспективе развития системы образования акцент должен быть перенесен с реформы институтов и укрепления инфраструктуры на достижение нового качества образовательных результатов.

На период до 2020 года приоритетными образовательными результатами должны стать: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок. При этом необходимо обеспечить базовую успешность каждого школьника, не допуская выхода из школ молодых людей без основ грамотности в области естественных и гуманитарных наук, без базовых социальных компетентностей.

Предметом образовательной политики следует считать не столько систему школ и дошкольных образовательных учреждений, сколько всю сферу образования и социализации молодого поколения.

Наиболее реалистичным сценарием развития сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе является модернизация школы, направленная на расширение ее социально-культурных функций, обновление содержания образования, улучшение преподавания в соответствии с новыми вызовами цивилизации. В то же время наиболее перспективным будет сценарий, при котором, наряду с традиционными институтами, специальную поддержку государства получит сфера неформального (открытого) образования и социализации.

Сокращение неравенства преодоление бедности.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снижается, но неравенство и острота его восприятия растут, не снижается субъективная бедность, особенно в крупных городах. Растет доля экономически неактивного населения  трудоспособного возраста, началось межпоколенное воспроизводство бедности. В структуре бедных повышается доля семей с детьми и работающих. Это чревато снижением человеческого потенциала страны.

В рамках каждого из представленных сценариев по сокращению неравенства и преодолению бедности необходимо обеспечение мер по преодолению экстремальной бедности посредством внедрения программ минимального гарантированного дохода и продуктовых талонов для лиц, находящихся в состоянии крайней бедности, а также решение проблем бездомности.5

9. Рыночная  политика

Провалы рынка или фиаско рынка - англ. Market Failure, является ситуацией, которая возникает в случае, когда имеющиеся на рынке ресурсы распределяются неэффективно.

Существует множество факторов, которые могут способствовать возникновению провалов рынка. Одной из наиболее распространенных причин являются монополии, поскольку на таком рынке отсутствует конкуренция для определенных товаров или услуг. Внешние воздействия также могут стать проблемой, которая способствует фиаско рынка, поскольку конечная стоимость товаров и услуг может не учесть влияние таких внешних факторов, как заработная плата или влияние на окружающую среду. Некоторые общественные блага также рассматриваются как одна из форм провалов рынка.

Жилищно-коммунальное хозяйство муниципалитета - это отрасль, являющаяся частью повседневной жизни горожан и влияющая на ее качество, как в доме, так и на улицах города.

В силу большой значимости базового сектора для социально-экономической ситуации в области ухудшение производственно-финансового положения в данном секторе негативно скажется в первую очередь:

Информация о работе Государственное регулирование экономики