Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 10:59, контрольная работа
Главная проблема сегодняшней российской экономики – это ее крайняя неэффективность, производительность труда в России остается недопустимо низкой. Те же затраты труда, что и в наиболее развитых странах, приносят в России в несколько раз меньшую отдачу. И это вдвойне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции и увеличивающихся затрат на квалифицированный труд, на энергоносители.
Реализация инновационного сценария развития позволит добиться кардинального повышения производительности труда. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут, как минимум, четырехкратный рост такого показателя за 12 лет.
Введение 4
1. Основы государственного регулирования экономики 5
2. Процесс регулирования 5
3. Развитие экономики 6
4. Школы ГРЭ 6
5. Инновационная политика 6
6. Внешнеэкономическая политика 7
7. Экономическая политика 8
8. Социальная политика 8
9. Рыночная политика 10
10. Государственная политика 11
11. Региональная политика 11
12. Бюджетирование 14
13. Налогообложение 14
14. Финансирование 14
15. Инвестирование 14
Список используемой литературы 16
Государство при реализации стратегии будет исходить из следующих принципов:
- концентрация усилий государства в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью, преимущественная ориентация на восполнение «провалов рынка»;
- тесное
взаимодействие государства, бизнеса
и науки как при определении
приоритетных направлений
- прозрачность
распределения бюджетных
- ориентация
при оценке эффективности
- стимулирование конкуренции, преодоление монополизма в секторе генерации знаний как ключевой мотивации для инновационного поведения.3
6. Внешнеэкономическая политика
Целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает:
- специализацию России в мировом разделении труда на высокотехнологичных товарах, интеллектуальных услугах и товарах с высокой степенью переработки;
- достижение
лидирующих позиций в
- реализацию
имеющихся конкурентных
- усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- обеспечение
глобальной
- создание интегрированного
евразийского экономического
- выстраивание
стабильных
- усиление роли
России в решении глобальных
проблем и формировании
7. Экономическая политика
Экономика России вступила в 2013 год на фоне двух противоречивых тенденций. С одной стороны, интенсивный рост потребления на внутреннем рынке страны, который формировал почти 50% российского ВВП в 2013г., продолжал стимулировать экономический рост. С другой, продолжающаяся рецессия в странах Еврозоны, а также возобновившееся сокращение экономик США и Японии, выступали в роли тормозящего фактора поскольку цены на нефть начали снижаться из-за снижающегося спроса, и экспорт товаров России в эти регионы также продолжал сокращаться.4
8. Социальная политика
Новая социальная политика России:
Рынок труда:
Основные выводы и рекомендации:
1. Основные макроэкономические
показатели рынка труда (уровень
занятости, уровень безработицы) находятся
на хорошем уровне. Отраслевая
структура занятости
2. Темп создания новых рабочих мест крайне низок. Реаллокация рабочей силы со старых на новые рабочие места идет медленно, хотя мобильность рабочей силы высокая. Трудовые издержки предприятий растут и дестимулируют создание новых рабочих мест;
3. Трудовое законодательство
остается избыточно жестким, содержит
противоречия с другими
4. Необходимо
перейти от защиты уже
5. Целесообразно
перевести политику социальной
защиты на рынке труда на
страховые принципы (страховка от
утраты работы вместо пособия,
опережающее консультирование
6. Следует создать
Национальную систему
Миграция.
Основные выводы и рекомендации:
- Миграционный поток сыграл за прошедшие 20 лет огромную позитивную роль в социально-экономическом развитии России. Однако в последние годы Россия теряет миграционную привлекательность, в обществе растут антимигрантские настроения.
- Миграционная
политика ориентирована на
- Вне зависимости
от сценария развития
- Необходимо
расширить возможности для
- Дифференцированные
подходы к привлечению и
- Масштабная
миграция предполагает
Профессиональное образование.
Основные проблемы и предполагаемые решения:
Проблема несоответствия структуры профессионального образования и рынка труда, в первую очередь "навеса" высшего образования невысокого качества (85% возрастной когорты 15-25 летних). Предполагаемые меры по ее решению:
1. Отказ от
устаревшего механизма
2. Формирование
независимого от системы
3. Стимулирование
перехода студентов 2-3-х курсов
на программы прикладного
Проблема падения качества подготовки:
- повышение
нормативного финансирования в
расчете на одного студента
до уровня, обеспечивающего
- Реорганизация сети государственных вузов и их филиалов; укрупнение вузов на основе присоединения к ведущим университетам;
- введение независимой
промежуточной и итоговой
Проблема недостаточного масштаба и качества подготовки квалифицированных работников - "исполнителей" и низкой престижности соответствующих программ:
- создание программ
прикладного бакалавриата в
- структурная реформа системы НПО/СПО, перевод ее в основном на короткие (до 6 месяцев) программы прикладных квалификаций;
- бюджетная
поддержка получения
- программа
обучения прикладным
Проблема низкой инновационной активности вузов, недостаточного "производства инноваторов":
- расширение состава НИУ за счет вузов транспорта, аграрных и медицинских.
- финансирование
программ фундаментальных и
Проблема доступности качественного профессионального образования для семей с низкими доходами и низким уровнем образования родителей:
- Повышение
социальных стипендий до
Развитие образовательного кредитования (до 30% от платных студентов к 2020г.).
Нова школа:
Чтобы решить острые проблемы сегодняшнего образования и ответить на вызовы завтрашнего дня, необходимо завершить начатые институциональные преобразования и не запускать новые. В среднесрочной перспективе развития системы образования акцент должен быть перенесен с реформы институтов и укрепления инфраструктуры на достижение нового качества образовательных результатов.
На период до 2020 года приоритетными образовательными результатами должны стать: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок. При этом необходимо обеспечить базовую успешность каждого школьника, не допуская выхода из школ молодых людей без основ грамотности в области естественных и гуманитарных наук, без базовых социальных компетентностей.
Предметом образовательной политики следует считать не столько систему школ и дошкольных образовательных учреждений, сколько всю сферу образования и социализации молодого поколения.
Наиболее реалистичным сценарием развития сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе является модернизация школы, направленная на расширение ее социально-культурных функций, обновление содержания образования, улучшение преподавания в соответствии с новыми вызовами цивилизации. В то же время наиболее перспективным будет сценарий, при котором, наряду с традиционными институтами, специальную поддержку государства получит сфера неформального (открытого) образования и социализации.
Сокращение неравенства преодоление бедности.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снижается, но неравенство и острота его восприятия растут, не снижается субъективная бедность, особенно в крупных городах. Растет доля экономически неактивного населения трудоспособного возраста, началось межпоколенное воспроизводство бедности. В структуре бедных повышается доля семей с детьми и работающих. Это чревато снижением человеческого потенциала страны.
В рамках каждого из представленных сценариев по сокращению неравенства и преодолению бедности необходимо обеспечение мер по преодолению экстремальной бедности посредством внедрения программ минимального гарантированного дохода и продуктовых талонов для лиц, находящихся в состоянии крайней бедности, а также решение проблем бездомности.5
9. Рыночная политика
Провалы рынка или фиаско рынка - англ. Market Failure, является ситуацией, которая возникает в случае, когда имеющиеся на рынке ресурсы распределяются неэффективно.
Существует множество факторов, которые могут способствовать возникновению провалов рынка. Одной из наиболее распространенных причин являются монополии, поскольку на таком рынке отсутствует конкуренция для определенных товаров или услуг. Внешние воздействия также могут стать проблемой, которая способствует фиаско рынка, поскольку конечная стоимость товаров и услуг может не учесть влияние таких внешних факторов, как заработная плата или влияние на окружающую среду. Некоторые общественные блага также рассматриваются как одна из форм провалов рынка.
Жилищно-коммунальное хозяйство муниципалитета - это отрасль, являющаяся частью повседневной жизни горожан и влияющая на ее качество, как в доме, так и на улицах города.
В силу большой значимости базового сектора для социально-экономической ситуации в области ухудшение производственно-финансового положения в данном секторе негативно скажется в первую очередь: