Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Главная проблема сегодняшней российской экономики – это ее крайняя неэффективность, производительность труда в России остается недопустимо низкой. Те же затраты труда, что и в наиболее развитых странах, приносят в России в несколько раз меньшую отдачу. И это вдвойне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции и увеличивающихся затрат на квалифицированный труд, на энергоносители.
Реализация инновационного сценария развития позволит добиться кардинального повышения производительности труда. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут, как минимум, четырехкратный рост такого показателя за 12 лет.

Содержание работы

Введение 4
1. Основы государственного регулирования экономики 5
2. Процесс регулирования 5
3. Развитие экономики 6
4. Школы ГРЭ 6
5. Инновационная политика 6
6. Внешнеэкономическая политика 7
7. Экономическая политика 8
8. Социальная политика 8
9. Рыночная политика 10
10. Государственная политика 11
11. Региональная политика 11
12. Бюджетирование 14
13. Налогообложение 14
14. Финансирование 14
15. Инвестирование 14
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Ответ ПКЗ.docx

— 59.93 Кб (Скачать файл)

1. На состояние  бюджетной системы области. В  последние года налоговые доходы  бюджетной системы области формируются  в основном за счет платежей  организаций, занимающихся добычей  полезных ископаемых. Доля данных  платежей составляет около 30% налоговых  платежей в бюджеты всех уровней;

2. На рынке  труда;

3. На стабильности  и устойчивости системы расселения.

10. Государственная  политика

Оптимизация присутствия государства.

Основные выводы и рекомендации:

- Необходимо  последовательное применение доказательного  порядка необходимости т эффективности  государственного регулирования, использование  оценки регулирующего воздействия  вновь принимаемых и действующих  нормативных правовых актов с  участием и учетом результатов  для всех заинтересованных сторон.

-  Обязательные  требования должны быть прозрачными  и увязанными с целями регулирования. Необходимо упрощение, исключение  дублирования форм и процедур  оценки соответствия, разрешительных  и контрольно-надзорных полномочий, гармонизация их с  международными  документами.

-  Следует  повысить ответственность органов  власти и должностных лиц за  действие (бездействие), а также предпринимателей - за несоблюдение установленных  обязательных требований.

- Целесообразно  увеличить размеры компенсаций  морального вреда по гражданским ( в то числе потребительским) искам, расширить возможности для  коллективных исков и представительства  интересов, в т. ч. со стороны негосударственных  организаций, развивать систему  досудебного решения споров и  третейского судебного разбирательства.

- Необходимо  обеспечить современные стандарты  в сфере государственных и  муниципальных услуг в соответствии  с предпочтениями граждан и  бизнеса, исключить граждан из  процессов межведомственного взаимодействия, создать мультиканальный, в т. ч. электронный доступ к государственным  и муниципальным услугам.

- Следует стремиться  к открытости и доступности  информации о планах и результатах  деятельности органов власти, развивать  механизмы участия групп интересов  в процессе принятия решений.

- Необходимо  обеспечение соответствия полномочий (функций) и кадрового потенциала  органов исполнительной власти, совершенствование реестра должностей  государственной службы (на основе  профессионально-функционального подхода), повышение действенности механизмов  отбора на государственную службу  и карьерного роста по заслугам.

- Необходимо  перейти к формированию эффективного  контракта с государственным  служащим с учетом состояния  рынка труда, оценке результатов  индивидуальной деятельности и  стимулированию по результатам.

11. Региональная  политика

В России вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий унифицированный подход к регионам здесь не возможен. В период перехода к рыночным отношениям роль региональной политики еще более возрастает.

Региональная политика призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость изменения содержания региональной политики.

Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.

Огромные различия российских регионов  по всем предпосылкам развития и федеративное устройство страны обрекают на неудачу унифицированное проведение реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений - регионализации и интеграции.

Суть регионализации - учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда направлений реформ на региональный уровень (например, реформа в коммунальном секторе); разработка специальных программ реформ для регионов с особыми условиями развития.

Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, противоречивы. Не исключена трансформация регионализации в региональный сепаратизм, но и чрезмерная централизация управления нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на местах создает базу для регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего, чем в централизованном государстве.

Декларированный принцип стирания различий между городом и деревней не был реализован, что вызывало массовую миграцию сельского населения в город. Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:

- реконструкция  экономики старопромышленных регионов  и крупных городских агломераций  путем конверсии оборонных и  гражданских областей, модернизации  инфраструктуры, оздоровления экономической  обстановки;

- преодоление  депрессивного состояния агропромышленных  регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение  малых городов и российского  села, ускорение восстановления  утраченной жизненной среды в  сельской местности, развитие местной  производственной и социальной  инфраструктуры, освоение заброшенных  сельскохозяйственных земельных  угодий;

- стабилизация  социально-экономического положения  в регионах с экстремальными  природными условиями и преимущественно  сырьевой специализацией; создание  условий для возрождения малочисленных  народов (прежде всего в районах  Крайнего Севера и приравненных  к ним местностях, горных районах);

- продолжение  формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;

- стимулирование  развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;

- переспециализация  новых приграничных регионов;

- развитие межрегиональных  и региональных инфраструктурных  систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих  структурные сдвиги и эффективность  региональной экономики;

- преодоление  чрезмерного отставания по уровню  и качеству жизни населения  отдельных республик и областей.

Таким образом, в региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов - на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления, возникли новые проблемы: безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; появление беженцев и вынужденных переселенцев; резкое ухудшение социально-экономической ситуации во многих регионах.6

В качестве особо важных следует выделить следующие задачи региональной политики:

1. Нормализация  экологической ситуации;

2. Адаптация  беженцев и вынужденных переселенцев; создание новых рабочих мест  и ускоренное развитие социальной  инфраструктуры в регионах;

3. Нормализация  ситуации в регионах, где отмечается  критическое положение на рынке  труда;

4. Решение проблемы  гиперурбанизации - устранение перегруженности  крупных городов производственными  объектами, населением, устранение  чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры  крупных городов.

 

 

12. Бюджетирование

Основные характеристики бюджета России на 2013 год базируются на прогнозируемом объеме ВВП в размере более 66 триллионов рублей и уровне инфляции, не превышающем 5,5%. Считается, что в последующие годы ВВП будет расти и в 2014 году достигнет почти 74 триллионов,  а в 2015 - 83 триллионов рублей. Среднегодовые темпы роста экономики в ближайшие три года должны составить в России  4,2%, а инфляция не должна превысить 5%. Дефицит бюджета в 2013 году запланирован в размере 0,8% ВВП, в последующие два года он должен снижаться до 0,01%. Как следует из приложения №7 ("Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2013 год") к закону, 11,5 триллиона в 2013 году получат федеральные органы исполнительной власти, федеральные бюджетные учреждения и госкорпорации. И здесь впервые ярко проявляются приоритеты авторов бюджета. Из вышеуказанной суммы министерство обороны получит 1,36 триллиона, МВД - 1 триллион.

Для сравнения - на долю министерства труда и соцзащиты придется всего 42 миллиарда, министерству здравоохранения будет выделено 283 миллиарда, министерству культуры 96 миллиардов. Иными словами, в совокупности эти ключевые для социальной сферы министерства получат более чем в 4 раза меньше средств, чем силовые ведомства.7

В целом на национальную оборону в 2013 году планируется потратить 2,3 триллиона рублей (в 2012 году было 1,9 триллиона), а здравоохранение - 555 миллиардов (в 2012 году - 507 миллиардов), на образование - 614 миллиардов (в2012 - 597 миллиардов). Как говорят эксперты, в других развитых странах военные расходы также зачастую превышают расходы на социальные нужды, однако проблема заключается в том, что выделяемые средства там доходят до адресатов.

13. Налогооблажение

Почти половину доходов федеральный бюджет от ТЭКа. Это системный фактор нестабильности. Ухудшение конъюнктуры может привести к снижению налоговых поступлений.

- Эффективность  налоговой системы снижается  из-за увеличения числа льгот, выданных без всестороннего продумывания  последствий.

- Необходимо  повышение опережающими темпами  ставок акцизов на алкоголь  и табачную продукцию.

- Следует усилить  прогрессивность налогооблажения  доходов и имущества (НДФЛ –  за счет развития системы вычетов).

- Следует усилить  роль таможенно-тарифного регулирования  как инструмент торговой политики.

- Необходимо  радикальное упрощение и улучшение  налогового  и таможенного администрирования.

14. Финансирование

Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год, определенные из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 66 515,00 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5% :

  1. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 12 865 925 621,0 тыс. рублей;
  2. Общий объем расходов федерального бюджета в сумме 13 387 340 174,7 тыс. рублей;
  3. Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года в сумме 6 600 552 240,0 тыс. рублей;
  4. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года в сумме 66,2 млрд. долларов США, или 53,0 млрд. евро;
  5. Дефицит федерального бюджета в сумме 521 414 553,7 тыс. рублей.8

 

 

 

  1. Инвестирование

В России всегда присутствовала бюджетная ограниченность маневра в наращивании госинвестиций, кризис 2008-2009 гг. лишь усилил сложившиеся диспропорции в управлении государственными инвестициями, подчеркнув недопустимость проведения политики наращивания объемов государственных инвестиций в условиях бюджетного дефицита при отсутствии отлаженных механизмов повышения отдачи от них.

- Имеющиеся  у государства механизмы и  сложившаяся практика их применения  в принципе позволяют решать  стоящие перед ними задачи, но  с различной степенью эффективности.

- Цель предлагаемых  мер – смягчение существующих  внутренних ограничений, что предполагает  совершенствование отдельных процедур  и инструментария инвестиционной  политики, в частности, по пути  повышения обоснованности распределения  инвестиций, устранения диспропорций  и ограничений в использовании  инвестиционных инструментов.

- Логика предлагаемых  мер исходит из необходимости  одновременно обеспечения как  упорядоченности процедур, прозрачности  и обоснованности принимаемых  инвестиционных решений, так и  повышение доверия подрядчиков, частных инвесторов, банков к  государству как контрагенту  в инвестиционных проектах.

- В течение  ближайших 3-5 лет необходимо поддержание, в том числе и за счет  долгосрочных заимствований, объемов  государственных инвестиций на  уровне в 3,0-3,5% ВВП с последующим  увеличением, не превышающим объем  чистых заимствований, с потолком  госдолга в 25-30% ВВП.

- При планировании  инвестиционных расходов представляется  оправданным исходить из принципа  их разделения по назначению. Речь идет о выделении «инвестиций  в обеспечение текущей деятельности  государства» и «инвестиций развития».

Информация о работе Государственное регулирование экономики