Рыночные отношения есть
форма экономической организации
функционирования общества, при которой
продавцы и покупатели взаимодействуют
и вступают в связи с друг с
другом на рынке стихийно.
- Классификация рынков труда и механизм их функционирования
Виды рынков:
- Федеральный рынок труда характеризуется соотношением спроса и предложения рабочей силы на территории России в целом. До недавнего времени Федеральный рынок носил замкнутый характер: его участниками было в основном население страны. В последние годы более тесными стали взаимосвязи Федерального и международного рынков труда (экспорт и импорт рабочей силы). Экспорт рабочей силы характеризуется наиболее высокими квалификационными характеристиками и, в общем, наносит ущерб народному хозяйству и культуре. Импорт рабочей силы характеризуется низкими профессионально - квалификационными характеристиками.
- Территориальный рынок труда характеризуется соотношением спроса и предложения на те профессии, которые необходимы на данной территории. Выделяют 2 подвида:
- Первичный рынок – когда человек впервые вступает в трудовую жизнь, имея одну специальность.
- Вторичный рынок. На территориальном рынке возможна ситуация, что спроса по первичной профессии не наблюдается и необходима переподготовка кадров, т.е. приобретение второй профессии.
- Отраслевой рынок труда характеризуется соотношением спроса и предложения рабочей силы по совокупности профессии данной отрасли. Он характеризуется соотношением спроса и предложения по отдельным профессиям, т.е. профессиональный рынок труда.
- Внутризаводской (внутрифирменный) рынок труда – главная характеристика состоит в том, что соотношение спрос-предложение реализуется внутри коллектива, т.е. из числа уже занятых работников. Перераспределение рабочей силы внутри предприятия называемое внутризаводским движением рабочей силы способствует удовлетворению потребностей в рабочей силе, а с другой стороны реализации личных стремлений рынка.
Незанятое население из числа экономически
активного, пройдя обучение в соответствующей
профессионально - образовательной
структуре, оказываются на первичном
рынке труда. Устроившись работать
на капитал предприятия, человек
получает рабочее место и считается
занятым. В случае ухудшения экономического
положения предприятия, а также
по объективным причинам снижается
потребность предприятия в рабочей
силе. И тогда часть работников,
с их согласия переходит на режим
неполной занятости, продолжая при
этом считаться занятыми. Часть работников
увольняется, возвращаясь на первичный
рынок труда. В это время на рынке труда
возможна ситуация, что спроса по первичной
специальности не будет, и возникает необходимость
в переподготовке и поиску работы уже
по новой специальности. Для временной
занятости практикуется привлечение участников
первичного и вторичного рынков труда
к общественным работам. Находясь длительное
время на первичном либо вторичном рынке
и не найдя работу человек может перейти
в категорию безработных, а также в категории
экономически неактивного населения.
- Механизм государственного регулирования рынка труда в РФ
- Основные задачи государственного регулирования на рынке труда
Современный рынок труда
испытывает на себе ощутимое государственное
воздействие. Законодательная деятельность
государства охватывает всю гамму
трудовых отношений. Оно не только предъявляет
спрос на рабочую силу в государственном
секторе экономики, но и регулирует
его в частном секторе, определяя
основные параметры найма в масштабах
национальной экономики.
Можно выделить следующие
основные задачи, стоящие перед государством
на рынке труда: во-первых, достижение
такого соотношения между спросом
и предложением труда, а также
его активной и резервной частями,
при котором, с одной стороны,
обеспечивается необходимый уровень
жизни основной массы населения,
а с другой - сохраняются эффективные
стимулы к труду. Во-вторых, формирование
оптимальной профессионально-отраслевой,
квалифицированно - образовательной
и географической мобильности трудовых
ресурсов, что создает предпосылки
для повышения эффективности
всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость
интеграции России в международную
систему разделения труда, что предполагает
активную международную конкуренцию
в сфере производства, науки и
техники, организации управления.
Государственное регулирование
рынка труда целесообразно рассматривать
как многоуровневый процесс. В обобщённом
виде иерархию процесса можно представить
в виде трёх уровней: макроуровня, регионального
уровня и микроуровня.
На макроуровне
высшие органы законодательной и исполнительной
власти призваны решать следующие основные
задачи:
- Согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.
- Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.
- Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.
На региональном уровне
государственное регулирование рынка
труда в основном должно осуществляться
в тех же направлениях. Субъектами регулирования
в регионах являются соответственно органы
законодательной и исполнительной власти.
Перечень составных элементов регулирования
рынка труда на уровне регионов уже, чем
на общегосударственном уровне. Часть
названных выше направлений регулирования
осуществляется преимущественно властями
федерального уровня: такова в основном
демографическая политика, многие аспекты
внешнеэкономической политики регулируются
также на федеральном уровне.
На микроуровне
регулирование рынка труда включает законодательное
и иное нормативное регулирование, финансовое,
налоговое стимулирование поведения на
рынке труда предприятий, организаций,
индивидуальных зарегистрированных и
незарегистрированных предпринимателей
и домохозяйств.
На предприятиях осуществляется
управление персоналом, развитие систем
отбора и внутрифирменных перемещений,
подготовки и переподготовки кадров.
От успешного решения предприятиями
задач в сфере управления персоналом
зависит как общая ситуация с
занятостью в стране и регионе, так
и рыночная конкурентоспособность
самих предприятий. В конечном счёте
именно на предприятиях производится
сохранение и создание новых рабочих
мест, "деление" рабочих мест, перевод
части работников в режимы неполного
рабочего времени и отпусков по инициативе
администрации.
В домохозяйствах осуществляются
основные функции воспроизводства
рабочей силы, от уровня благосостояния
семей зависит суммарное предложение
труда в стране и регионе. Домохозяйства,
традиционно являвшиеся в нашей
стране в последние десятилетия
потребительскими ячейками общества,
теперь частично восстановили производственные
функции. Фермерские и некоторые
другие предпринимательские домохозяйства
являются, наряду, с предприятиями
субъектами воссоздания рабочих
мест. Поддержка экономической активности
домохозяйств так же входит в число
приоритетов регулирования рынка
труда.
Государство на рынке труда
должно осуществлять систему мер
целенаправленного воздействия
на количественные и качественные аспекты
развития и потребления работников,
достижение большего соответствия их
профессиональной подготовки современному
уровню производства. Кроме того, в
настоящее время появились новые
противоречия, такие как противоречия
между достигнутым уровнем образования
и квалификации основной массы работников
и невозможностью их применения в
условиях экономического спада, изменение
статуса от «полностью и всегда занятого»
до «возможно безработного», возросла
конкуренция между отдельными группами
трудоспособных по полу и возрасту, положению
в иерархической системе российского
общества.
Процесс регулирования рынка
труда государством предполагает осознанные
и планомерные действия, минимизирующие
отрицательные моменты рыночного
механизма. Это обусловлено тем,
что в России в системе отношений
между работодателями и работниками
постоянно присутствует государство,
которое, в свою очередь, также является
крупным работодателем. В частности,
в государственном секторе занята
существенная часть трудоспособного
населения, государство регулирует
условия найма и увольнения работников
в негосударственном секторе, кроме
того, между государством и населением
существуют отношения по поводу трудоустройства,
обучения, перемещения, социального
обеспечения. Воздействие на воспроизводство
и использование трудовых ресурсов
происходит через особые учреждения
(министерства и ведомства), которые
наделены исполнительной властью функциями
регулирования и правом контроля и, кроме
того, распоряжаются определенными финансовыми
и материальными ресурсами.
Можно выделить два основных
направления деятельности государства
на рынке труда, а именно: социальное
и экономическое. К первому относятся
меры, регулирующие количественные соотношения
между спросом и предложением
труда, содержащие рост безработицы, направленные
на изучение конъюнктуры на рынке
труда, а также трудоустройство
отдельных категорий работников.
Ко второму - комплекс мер воздействия
на качество трудовых ресурсов, их пропорции,
повышение квалификации и производительное
потребление. При этом следует подчеркнуть
динамизм государственного регулирования
на рынке труда, когда каждому
этапу развития российского общества
или экономического цикла соответствует
специфическая экономическая политика.
Государственное регулирование
рынка труда должно развиваться
как экстенсивно, так и интенсивно.
Под экстенсивными методами подразумеваются
занятость в государственном секторе
экономики и влияние на занятость на негосударственных
предприятиях путем предоставления государственного
заказа. Интенсивное развитие предполагает
рост влияния государства непосредственно
на рынок труда, а также воспроизводство
трудовых ресурсов, условия найма и производственную
мобильность. При этом непосредственная
государственная политика на рынке труда
должна быть составляющим элементом общеэкономической
политики государства, направленной на
ускорение роста экономии, ее структурной
перестройки, стимулирование инвестиционного
и потребительского спроса и т.д.
В общей системе государственного
регулирования рынка труда можно
выделить два основных типа воздействия:
прямое и косвенное. Прямое воздействие
носит регулирующий и корректирующий
характер и заключается в организации
общественных работ, стимулирование создания
новых рабочих мест в негосударственном
секторе, развитие системы производственного
обучения и переподготовки, стимулирование
или, наоборот, сдерживание развития
производства в тех или иных регионах,
регламентация продолжительности
рабочего дня, недели, месяца, международной
миграции трудовых ресурсов, организации
сезонных работ.
Косвенно воздействуют на
рынок труда, изменяя условия
хозяйствования в сторону стимулирования
или торможения экономических процессов,
налоговая, кредитно-денежная политики,
госзакупки, политика в области амортизации
основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских
разработок, бюджетное субсидирование
ряда отраслей. Если прямое воздействие
оказывает влияние в основном
на предложение труда, то косвенное
- на спрос.
- Программа занятости как механизм реализации на рынке труда
Государственное регулирование рынка
труда осуществляется по трем направлениям:
- трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);
- стимулирование образования гибкого рынка труда;
- социальная защита от безработицы.
Мировой опыт выработал два
основных типа воздействия на уровень
занятости: 1.активный (стимулирование
создания новых рабочих мест и
предложения труда, меры по сохранению
и повышению уровня занятости
на предприятиях); 2. пассивный (выплата
пособий безработным).
Большое влияние на рынок
труда оказывают государственные
социальные программы (помощь малоимущим,
пособия по безработице, различные
социальные выплаты, пенсионное обеспечение
и др.) Эти программы содействуют
определенной стабилизации социально-экономического
положения трудящихся в зонах
повышенного рыночного риска, смягчают
нестабильность рынка.
Социальная защита населения
в условиях рынка осуществляется
через механизм перераспределения
доходов на основе введения «черты
бедности» в России, как и в
других странах, на уровне «прожиточного
минимума».
Значительная и посреднически
- вспомогательная роль государства
на рынке труда. Она частично берет
на себя функции поиска и предоставления
рабочих мест, а также создания
общенациональной сети по трудоустройству.
Государственные системы обучения
и переобучения рабочей силы содействуют
максимально быстрой адаптации
к меняющимся требованиям рынка.
Многие государства предпринимают
следующие действия:
1. Сокращают законодательно
установленную продолжительность
рабочего времени в период
массовой безработицы;
2. Рекомендуют осуществлять
на предприятиях «разделение
рабочих мест» между тружениками
(для увеличения занятости);