Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:30, курсовая работа
Рынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственно связан с человеком, его жизнью, благосостоянием, развитием и воспроизводством.
Введение 3
1. Рынок труда: понятие, классификация и механизм функционирования 6
1.1 Понятие рынка труда и характеристика его развития 6
1.2 Классификация рынков труда и механизм их функционирования 10
2. Государственное регулирование рынка труда 13
2.1 Основные задачи государственного регулирования на рынке труд 13
2.2 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда 18
2.3 Способы и инструменты государственного регулирования 21
3. Основные проблемы государственного воздействия на рынок труда в современной России 26
4. Ситуация на рынке труда на данный момент 29
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Преодолением негативных
тенденций в экономике можно
существенно содействовать
Для решения всех этих задач
государство должно прогнозировать
ситуацию на рынке труда, находить и
поддерживать, либо формировать «точки
роста» в экономике, проводить соответствующую
структурную, региональную и инвестиционную
политику, регулировать внешнеэкономические
связи, способствовать адаптации работников
к требованиям рынка труда. Следует
также учитывать, что возможности
государства в области создания
новых рабочих мест меньше возможностей
частного капитала. Это, однако, не снижает
роли государства как гаранта
занятости, оно должно стимулировать
активность предпринимателей. В то
же время государству необходимо
ограничивать определенными рамками
их поведение на рынке труда, обеспечивая
защиту социально уязвимых групп
населения и регулируя в
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:
Таким образом, необходима реформа
трудовых отношений, призванная ликвидировать
разрыв между реалиями рынка труда
и иллюзиями сохраняющегося и
поныне трудового законодательства
как яркого проявления виртуальности
нашего “социального государства”. Цель
реформирования этой сферы – повысить
гибкость рынка труда и мобильность
рабочей силы, одновременно обеспечив
реальную защиту прав наемных работников
и расширение свободы маневра
для работодателей и сократив
латентные процессы на рынке труда.
Для этого целесообразно
Условием решения этих
задач является не только увеличение
ресурсного обеспечения на основе экономического
роста, но и развитие законодательства,
и соответственное изменение
общественного отношения к
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в апреле 2012г. составила 75,2 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 70,9 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,4 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Диаграмма 1
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в апреле 2012г. составил 5,8% (без исключения сезонного фактора).
Диаграмма 2
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в апреле 2012г. составил 63,9%.
Таблица 1 – Экономическая активность населения
2012 г |
2011 г апрель |
апрель 2012 г к | |||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
апрелю 2011 г |
марту 2012 г | ||
Тыс. человек |
|||||||
Экономически активное |
74879 |
74741 |
74675 |
75236 |
75133 |
103 |
561 |
занятые |
69968 |
69917 |
69800 |
70864 |
69721 |
1143 |
1064 |
безработные |
4911 |
4824 |
4874 |
4372 |
5411 |
-1039 |
-502 |
В процентах |
|||||||
Уровень экономической |
67,5 |
67,4 |
67,4 |
67,9 |
67,8 |
0,1 |
0,5 |
Уровень занятости |
63,1 |
63,1 |
63,0 |
63,9 |
62,9 |
1,0 |
0,9 |
Уровень безработицы |
6,6 |
6,5 |
6,5 |
5,8 |
7,2 |
-1,4 |
-0,7 |
По сравнению с мартом 2012г. численность занятого населения увеличилась на 1064 тыс. человек, или на 1,5%, численность безработных уменьшилась на 502 тыс. человек, или на 10,3%. По сравнению с апрелем 2011г. численность занятого населения выросла на 1143 тыс.человек, или на 1,6%, численность безработных сократилась на 1039 тыс.человек, или на 19,2%.
Общая численность безработных, классифицируемых
в соответствии с критериями МОТ,
в 3,5 раза превысила численность
безработных, зарегистрированных в
государственных учреждениях
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в апреле 2012г., 68% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в апреле 2011г. - 63%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в апреле 2012г. составила 28,9%, среди безработных женщин - 35,6%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.
Диаграмма 3
Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в апреле 2012г. составила 46,0%, доля городских жителей - 62,5%.
Безработица городского и сельского
населения характеризуется
Таблица 2 - Уровень безработицы по полу и виду поселения
в процентах
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Городское население |
Сельское население | |
2011 г |
|||||
Январь |
7,8 |
8,4 |
7,1 |
6,5 |
11,4 |
Февраль |
7,6 |
8,3 |
6,8 |
6,3 |
11,2 |
Март |
7,1 |
7,9 |
6,3 |
6,2 |
10,0 |
Апрель |
7,2 |
7,9 |
6,5 |
5,9 |
11,0 |
Май |
6,4 |
6,6 |
6,2 |
5,3 |
9,5 |
Июнь |
6,1 |
6,4 |
5,7 |
5,2 |
8,5 |
Июль |
6,5 |
6,9 |
6,2 |
5,6 |
9,2 |
Август |
6,1 |
6,2 |
6,0 |
5,2 |
8,9 |
Сентябрь |
6,0 |
6,5 |
5,5 |
5,1 |
8,7 |
Октябрь |
6,4 |
6,6 |
6,1 |
5,5 |
9,0 |
Ноябрь |
6,3 |
6,6 |
6,0 |
5,2 |
9,5 |
Декабрь |
6,1 |
6,3 |
6,0 |
5,0 |
9,6 |
2012 г |
|||||
Январь |
6,6 |
6,9 |
6,2 |
5,3 |
10,4 |
Февраль |
6,5 |
7,0 |
5,9 |
5,3 |
10,0 |
Март |
6,5 |
7,1 |
5,9 |
5,2 |
10,5 |
Апрель |
5,8 |
6,1 |
5,5 |
4,9 |
8,6 |
Cредний возраст безработных в апреле 2012г. составил 35,2 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,4%, 20-24 лет - 22,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,7%) и 20-24 лет (13,9%). По сравнению с апрелем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,0 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 0,3 процентного пункта.
Диаграмма 4
В среднем среди молодежи
в возрасте 15-24 лет уровень безработицы
в апреле 2012г. составил 15,6%, в том
числе среди городского населения
- 14,3%, среди сельского населения
- 18,4%. Коэффициент превышения уровня
безработицы среди молодежи в
среднем по возрастной группе 15-24 лет
по сравнению с уровнем
Среди безработных 29,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,7% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля
застойной безработицы
В численности безработных 27,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В апреле 2012г. их численность по сравнению с апрелем 2011г. уменьшилась на 133 тыс. человек, или на 10% и составила 1,2 млн. человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 49,7% - от 20 до 24 лет, 17,0% - от 25 до 29 лет.
В апреле 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 17,9%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 27,6% (в апреле 2011г., соответственно, 21,6% и 22,9%)1.
Заключение
Российский рынок труда
представляет собой сложно структурированную
систему, сложившуюся как под
влиянием инерции прежней планово
- централизованной организации труда,
так и под влиянием экономического
кризиса и процессов
Анализ рынка труда приводит к выводу о том, что он не только не однороден, обладает многослойной структурой, но и не статичен, является весьма динамичной, постоянно развивающейся социально - экономической системой.
Система регулирования занятости
посредством корректировки
Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.
Исходным пунктом
Список используемой литературы
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда