Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственно связан с человеком, его жизнью, благосостоянием, развитием и воспроизводством.

Содержание работы

Введение 3
1. Рынок труда: понятие, классификация и механизм функционирования 6
1.1 Понятие рынка труда и характеристика его развития 6
1.2 Классификация рынков труда и механизм их функционирования 10
2. Государственное регулирование рынка труда 13
2.1 Основные задачи государственного регулирования на рынке труд 13
2.2 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда 18
2.3 Способы и инструменты государственного регулирования 21
3. Основные проблемы государственного воздействия на рынок труда в современной России 26
4. Ситуация на рынке труда на данный момент 29
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике организаций.docx

— 92.58 Кб (Скачать файл)

Преодолением негативных тенденций в экономике можно  существенно содействовать улучшению  демографической ситуации, повышению  рождаемости. Если же скорейшие меры по нормализации экономического роста  не будут приняты, возникнет угроза не только социальной стабильности, но и самому существованию России как  государства.

Для решения всех этих задач  государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и  поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую  структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические  связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует  также учитывать, что возможности  государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает  роли государства как гаранта  занятости, оно должно стимулировать  активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками  их поведение на рынке труда, обеспечивая  защиту социально уязвимых групп  населения и регулируя в сложных  ситуациях высвобождение рабочей  силы.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением  занятости требуется:

  • появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
  • привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
  • обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

Таким образом, необходима реформа  трудовых отношений, призванная ликвидировать  разрыв между реалиями рынка труда  и иллюзиями сохраняющегося и  поныне трудового законодательства как яркого проявления виртуальности  нашего “социального государства”. Цель реформирования этой сферы – повысить гибкость рынка труда и мобильность  рабочей силы, одновременно обеспечив  реальную защиту прав наемных работников и расширение свободы маневра  для работодателей и сократив латентные процессы на рынке труда. Для этого целесообразно провести следующие меры:

  • повысить роль индивидуальных трудовых договоров (законодательно и на практике), упростить процедуры их расторжения по инициативе работодателя при условии необходимой защиты прав и интересов работника;
  • на уровне предприятий и организаций изменить содержание и роль коллективных трудовых соглашений с участием профсоюзов;
  • реформа трудовых отношений должна проводиться поэтапно с учетом радикального характера и многообразия требующихся изменений в трудовом законодательстве;
  • принять более реалистичные процедуры массовых увольнений.

Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства, и соответственное изменение  общественного отношения к данным проблемам.

  1. Ситуация на рынке труда на данный момент

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в апреле 2012г. составила 75,2 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного  населения 70,9 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,4 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

 

Диаграмма 1

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в апреле 2012г. составил 5,8% (без исключения сезонного фактора).

 

 

 

Диаграмма 2

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в апреле 2012г. составил 63,9%.

Таблица 1 – Экономическая активность населения

 

2012 г

2011 г апрель

апрель 2012 г к

январь

февраль

март

апрель

апрелю 2011 г

марту 2012 г

Тыс. человек

             

Экономически активное  
население в возрасте  
15-72 лет (рабочая сила)

74879

74741

74675

75236

75133

103

561

занятые

69968

69917

69800

70864

69721

1143

1064

безработные

4911

4824

4874

4372

5411

-1039

-502

В процентах

             

Уровень экономической  
активности (экономически активное население  
к численности населения  
в возрасте 15-72 лет)

67,5

67,4

67,4

67,9

67,8

0,1

0,5

Уровень занятости  
(занятые к численности  
населения в возрасте  
15-72 лет)

63,1

63,1

63,0

63,9

62,9

1,0

0,9

Уровень безработицы  
(безработные к численности экономически  
активного населения)

6,6

6,5

6,5

5,8

7,2

-1,4

-0,7


По сравнению с мартом 2012г. численность  занятого населения увеличилась  на 1064 тыс. человек, или на 1,5%, численность безработных уменьшилась на 502 тыс. человек, или на 10,3%. По сравнению с апрелем 2011г. численность занятого населения выросла на 1143 тыс.человек, или на 1,6%, численность безработных сократилась на 1039 тыс.человек, или на 19,2%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,5 раза превысила численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце  апреля 2012г. в государственных учреждениях  службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1254 тыс. человек, что на 4,5% меньше по сравнению с мартом 2012 года.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости  в апреле 2012г., 68% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в апреле 2011г. - 63%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в апреле 2012г. составила 28,9%, среди безработных женщин - 35,6%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Диаграмма 3

Среди безработных, по методологии  МОТ, доля женщин в апреле 2012г. составила 46,0%, доля городских жителей - 62,5%.

Безработица городского и сельского  населения характеризуется превышением  уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем  безработицы среди городских  жителей. В апреле 2012г. это превышение составляло 1,8 раза.

 

 

 

Таблица 2 - Уровень безработицы по полу и виду поселения

в процентах

 

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское население

2011 г

         

Январь

7,8

8,4

7,1

6,5

11,4

Февраль

7,6

8,3

6,8

6,3

11,2

Март

7,1

7,9

6,3

6,2

10,0

Апрель

7,2

7,9

6,5

5,9

11,0

Май

6,4

6,6

6,2

5,3

9,5

Июнь

6,1

6,4

5,7

5,2

8,5

Июль

6,5

6,9

6,2

5,6

9,2

Август

6,1

6,2

6,0

5,2

8,9

Сентябрь

6,0

6,5

5,5

5,1

8,7

Октябрь

6,4

6,6

6,1

5,5

9,0

Ноябрь

6,3

6,6

6,0

5,2

9,5

Декабрь

6,1

6,3

6,0

5,0

9,6

2012 г

         

Январь

6,6

6,9

6,2

5,3

10,4

Февраль

6,5

7,0

5,9

5,3

10,0

Март

6,5

7,1

5,9

5,2

10,5

Апрель

5,8

6,1

5,5

4,9

8,6


 

Cредний возраст безработных в апреле 2012г. составил 35,2 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,4%, 20-24 лет - 22,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,7%) и 20-24 лет (13,9%). По сравнению с апрелем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,0 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 0,3 процентного пункта.

 

 

 

Диаграмма 4

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы  в апреле 2012г. составил 15,6%, в том  числе среди городского населения - 14,3%, среди сельского населения - 18,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в  среднем по возрастной группе 15-24 лет  по сравнению с уровнем безработицы  взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,2 раза, в том  числе среди городского населения - 4,0 раза, сельского населения - 2,5 раза.

Среди безработных 29,2% составляют лица, срок пребывания которых в  состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год  и более ищут работу 29,7% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 33,8%, среди городских - 27,3%.

В численности безработных 27,4% составляют лица, не имеющие опыта  трудовой деятельности. В апреле 2012г. их численность по сравнению с  апрелем 2011г. уменьшилась на 133 тыс. человек, или на 10% и составила 1,2 млн. человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 49,7% - от 20 до 24 лет, 17,0% - от 25 до 29 лет.

В апреле 2012г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации  или собственного дела, составила 17,9%, а доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию - 27,6% (в апреле 2011г., соответственно, 21,6% и 22,9%)1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Российский рынок труда  представляет собой сложно структурированную  систему, сложившуюся как под  влиянием инерции прежней планово - централизованной организации труда, так и под влиянием экономического кризиса и процессов преобразования хозяйства. Траектория будущего развития этого рынка будет сочетать поэтапное  приближение к образцам развитых стран в сочетании с российской спецификой и национальными трудовыми  традициями.

Анализ рынка труда  приводит к выводу о том, что он не только не однороден, обладает многослойной структурой, но и не статичен, является весьма динамичной, постоянно развивающейся  социально - экономической системой.

Система регулирования занятости  посредством корректировки механизмов государственного воздействия и  саморегулирования прозвана обеспечить условия для воспроизводства  рабочей силы и рабочих мест, их первичного соединения и повторного воссоединения. Формирование такой  системы в период перехода к рыночной экономике осложняется в связи  с различиями воспроизводственного процесса у рабочей силы (цикл воспроизводства, который исходит из демографической  базы, т.е. связан с циклом воспроизводства населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводства, который зависит от экономических и организационно-технических факторов). Этим определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест.

Государство должно уделять  особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка  труда, отслеживание процессов в  сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Исходным пунктом правительственной  стратегии занятости должен стать  принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безработицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Ананьев А.«Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике» // «Вопросы экономики», № 5 - 2004
  2. Бузгалин А.«Переходная экономика» М.: Таурус, 1994
  3. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. // Общество и экономика, № 1, 2005
  4. Бравичева К. Рынок труда в России // Коммерсантъ, № 1, 2007
  5. Буланов В., Волгин Н.Рынок труда. Экзамен.,2003
  6. Волынский Г. «К вопросу о безработице в переходный период», // «Российский экономический журнал», № 4 - 2004
  7. Гаузнер Н. Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости. // МЭИМО № 4, 2003
  8. Дедов Д. Правовое регулирование рынка труда.: Стоглавъ-Н.,2000
  9. Карташева А., Кубишин Е. «Ситуация на рынке труда: направления развития», // «Экономист» №12 -2000
  10. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации: ГУ ВШЭ.,2001
  11. Кошанов А., Ибрагимова И.С. Механизм регулирования занятости в условиях рыночной экономики // Вопросы экономики 2003 № 7.
  12. Кязимов А.Рынок труда и занятость населения: Учебное пособие.Перспектива,2005 Москалев Е. Регулирование рынка труда //Вопросы экономики, 2006 г., №2
  13. Маслова И., Бараненкова Т., Кубишин Е. Рынок труда, занятость и заработная плата.// Экономист № 11, 2003
  14. Руденко Г. Формирование рынков труда. Экзамен.,2004
  15. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". М.,-1996
  16. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики. // Вопросы экономики. – 2000. - №4. с.32.
  17. Ясин Е., Алексашенко С. Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих экономических ограничениях // Вопросы экономики. – 2000. - №7. с.17-19.
  18. http://gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда