Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственно связан с человеком, его жизнью, благосостоянием, развитием и воспроизводством.

Содержание работы

Введение 3
1. Рынок труда: понятие, классификация и механизм функционирования 6
1.1 Понятие рынка труда и характеристика его развития 6
1.2 Классификация рынков труда и механизм их функционирования 10
2. Государственное регулирование рынка труда 13
2.1 Основные задачи государственного регулирования на рынке труд 13
2.2 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда 18
2.3 Способы и инструменты государственного регулирования 21
3. Основные проблемы государственного воздействия на рынок труда в современной России 26
4. Ситуация на рынке труда на данный момент 29
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике организаций.docx

— 92.58 Кб (Скачать файл)

3. Досрочно увольняют  на пенсию работников государственного  сектора экономики, которые не  дослужили до пенсии 2-3 года;

4. Создают новые рабочие  места и организуют общественные  работы (в области инфраструктуры  – для постройки высококачественных  дорог и т.п.) особенно для хронически  безработных и молодежи;

5. Сокращают предложение  рабочей силы на рынке труда;  ограничивают иммиграцию (въезд  в страну) желающих работать и  стимулируют репатриацию (возвращение  на родину) иностранцев и др.

Видное место на сегодняшний  день в регулировании занятости  занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

Основными направлениями  деятельности бирж труда являются:

1) регистрация безработных;

2) регистрация вакантных  мест;

3) трудоустройство безработных  и других лиц, желающих получить  работу;

4) изучение конъюнктуры  рынка труда и предоставление  информации о ней;

5) тестирование лиц, желающих  получить работу;

6) профессиональная ориентация  и профессиональная переподготовка  безработных;

7) выплата пособий.

Законодательное регулирование  занятости и безработицы в  России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке  регистрации безработных граждан  и условий выплаты пособий  по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения  по возможности предложить ему два  варианта подходящей работы, а впервые  ищущему работу, не имеющему профессии - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой  профессиональной квалификации им может  быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме  того, гражданам, ищущим работу, может  быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Решение о признании граждан  безработными принимается центром  занятости не позже 11 календарных  дней со дня предъявления всех необходимых  документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался  от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается  центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в  зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке  безработными:

  1. уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев - 60%, в дальнейшем - 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;
  2. уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;
  3. гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

Продолжительность периода  выплаты пособия по безработице  не может превышать двенадцати календарных  месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в  случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему  пенсии.

Государственное регулирование  проблем занятости и безработицы  в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального  развития России, а также его органы на местах - центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство  разрабатывает и реализует общую  государственную политику в области  труда, развития трудовых отношений  на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

    1. Способы и инструменты государственного регулирования

Для ограничения уровня безработицы  составляются среднесрочные и долгосрочные прогнозы занятости населения по отдельным территориям и разрабатываются  по их результатам соответствующие  программы для регулирования  рынка рабочей силы.

Методы территориального регулирования подразделяются на методы регулирования спроса и методы регулирования  предложения рабочей силы, которые  в свою очередь делятся на методы увеличения спроса и методы сокращения спроса. Выбор метода для практического  использования и решения практических задач обусловлен ситуацией, создаваемой в тот или иной период на рынке труда.

Для регулирования рынка  труда существует Государственная  система управления трудовыми ресурсами.

Государственная система  управления трудовыми ресурсами  РФ включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения  в стране, методы управления и механизм их использования.

Основными задачами государственной  системы управления трудовыми ресурсами  являются: принятие законов, контроль над их исполнением, выработка и  реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений  в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования  занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.

В условиях развития рыночной экономики государственное регулирование  социально-экономических отношений  носит ограниченный характер и в  основном касается вопросов трудового  законодательства, занятости, оценки уровня жизни.

Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе  в области социально-трудовых отношений. Она представлена федеральным собранием  в лице двух палат - Совета Федерации  и Государственной Думы.

Федеральные законы в области  трудового законодательства принимаются  Государственной Думой. Совет Федерации  не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять  федеральные законы, принятые Госдумой.

Значительную роль в осуществлении  парламентского контроля играют комитеты и комиссии палат. Эти органы способствуют эффективной деятельности парламента через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.

В Совете Федерации и Госдуме  созданы комитеты, в компетенцию  которых входят вопросы регулирования  социально-трудовых отношений.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов, на них  возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.

Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом.

Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных  законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений  на практике.

Центральным органом федеральной  исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению  единой государственной политики в  области труда, одновременно координирующим работу по этим направлениям в РФ, является министерство труда и социального  развития РФ.

Основными задачами Минтруда РФ являются:

  • выработка политики в социально-трудовой сфере;
  • разработка направлений социальной политики Правительства;
  • координация работы в социально-трудовой сфере;
  • подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;
  • формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений;
  • участие в заключении генеральной и отраслевых тарифных соглашений;
  • регулирование рынка труда, занятости населения.

Минтруду РФ подчиняется  ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, повышения  квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.

Минтруд России, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия  и органы, учреждения, предприятия  и органы по труду региональных субъектов  РФ образуют единую систему управления социально-трудовыми вопросами в  РФ.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных  с применением трудового законодательства.

В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют профсоюзные  организации (заключение коллективных договоров, генерального и отраслевых соглашений и т.д.)

Россия является членом Международной  организации труда (МОТ). Многие вопросы  управления трудовыми ресурсами  рассматриваются с учетом международных  соглашений, конвенций и других документов, обязательных для членов МОТ.

Основными инструментами  государственного регулирования являются, во–первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает  тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства.

Во-вторых, среднесрочное  финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного  инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.

В-третьих, политика «согласования  действий», сутью которой является достижение согласованности интересов  работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы  с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны.

В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная  кредитно-денежная политика.

Одним из важнейших направлений  организационной деятельности государства  выбрано создание служб трудоустройства, первые из которых появились в  последней трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные проблемы государственного воздействия на рынок труда в современной России

Применительно к сегодняшним  российским условиям политика государства  на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства  в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической  эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение  лишних работников. Достаточно высокая  степень занятости населения  должна обеспечиваться не сохранением  излишней численности работников, а  созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения  в рабочих местах и т.п.

В долгосрочном плане при  реализации экономической стратегии  Россия может столкнуться с рядом  объективных ограничений и проблем. Некоторые из них обусловлены  демографическими процессами, в частности, старением населения. Начавшееся в  начале 90-х годов сокращение общей  численности населения продолжится. В то же время до 2005-2006 гг. продолжится  рост численности населения в  трудоспособном возрасте, что усилит давление на рынок труда, обостряя проблему безработицы, при том, что экономика  не будет испытывать нехватки трудовых ресурсов. Вместе с тем появление  кадров нового поколения, менталитет и  образование которых уже ориентированы  на рыночные условия, обострит конкуренцию  на рынке труда, что положительно скажется на качестве трудовых ресурсов, занятых в производстве. Это особенно важно с учетом миграционного  оттока квалифицированных кадров.

Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная  часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения  и целенаправленные меры хозяйственной  политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда