Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:30, курсовая работа
Рынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственно связан с человеком, его жизнью, благосостоянием, развитием и воспроизводством.
Введение 3
1. Рынок труда: понятие, классификация и механизм функционирования 6
1.1 Понятие рынка труда и характеристика его развития 6
1.2 Классификация рынков труда и механизм их функционирования 10
2. Государственное регулирование рынка труда 13
2.1 Основные задачи государственного регулирования на рынке труд 13
2.2 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда 18
2.3 Способы и инструменты государственного регулирования 21
3. Основные проблемы государственного воздействия на рынок труда в современной России 26
4. Ситуация на рынке труда на данный момент 29
Заключение 36
Список используемой литературы 38
3. Досрочно увольняют
на пенсию работников
4. Создают новые рабочие
места и организуют
5. Сокращают предложение
рабочей силы на рынке труда;
ограничивают иммиграцию (въезд
в страну) желающих работать и
стимулируют репатриацию (
Видное место на сегодняшний день в регулировании занятости занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.
Основными направлениями деятельности бирж труда являются:
1) регистрация безработных;
2) регистрация вакантных мест;
3) трудоустройство безработных
и других лиц, желающих
4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
5) тестирование лиц, желающих получить работу;
6) профессиональная ориентация
и профессиональная
7) выплата пособий.
Законодательное регулирование
занятости и безработицы в
России осуществляется в соответствии
с Законом РФ «О занятости населения
в Российской Федерации» от 19 апреля
1991 г., а также Положением о порядке
регистрации безработных
В соответствии с российским
законодательством центр
В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.
Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:
Продолжительность периода
выплаты пособия по безработице
не может превышать двенадцати календарных
месяцев в суммарном
Государственное регулирование
проблем занятости и
Для ограничения уровня безработицы
составляются среднесрочные и долгосрочные
прогнозы занятости населения по
отдельным территориям и
Методы территориального регулирования подразделяются на методы регулирования спроса и методы регулирования предложения рабочей силы, которые в свою очередь делятся на методы увеличения спроса и методы сокращения спроса. Выбор метода для практического использования и решения практических задач обусловлен ситуацией, создаваемой в тот или иной период на рынке труда.
Для регулирования рынка труда существует Государственная система управления трудовыми ресурсами.
Государственная система
управления трудовыми ресурсами
РФ включает совокупность органов законодательной,
исполнительной и судебной власти,
централизованно регулирующих основные
социально-экономические
Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, контроль над их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.
В условиях развития рыночной
экономики государственное
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена федеральным собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.
Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты и комиссии палат. Эти органы способствуют эффективной деятельности парламента через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.
В Совете Федерации и Госдуме созданы комитеты, в компетенцию которых входят вопросы регулирования социально-трудовых отношений.
Органы исполнительной власти
осуществляют исполнение законов, на них
возлагается исполнительно-
Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом.
Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.
Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, одновременно координирующим работу по этим направлениям в РФ, является министерство труда и социального развития РФ.
Основными задачами Минтруда РФ являются:
Минтруду РФ подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.
Минтруд России, подведомственные
ему организации, учреждения, предприятия
и органы, учреждения, предприятия
и органы по труду региональных субъектов
РФ образуют единую систему управления
социально-трудовыми вопросами
Судебные органы осуществляют
правосудие: наказание нарушителей,
разрешение проблем, конфликтов, связанных
с применением трудового
В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют профсоюзные организации (заключение коллективных договоров, генерального и отраслевых соглашений и т.д.)
Россия является членом Международной организации труда (МОТ). Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов, обязательных для членов МОТ.
Основными инструментами государственного регулирования являются, во–первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства.
Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.
В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны.
В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.
Одним из важнейших направлений организационной деятельности государства выбрано создание служб трудоустройства, первые из которых появились в последней трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.
Применительно к сегодняшним
российским условиям политика государства
на рынке труда не должна замыкаться
на поиске оптимальной глубины
В долгосрочном плане при
реализации экономической стратегии
Россия может столкнуться с рядом
объективных ограничений и
Достижение оптимально высокой,
структурно-рациональной, экономически
эффективной и социально-
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда