Инновации на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 04:45, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.

Содержание работы

Введение 3
1. Система инновационной деятельности 5
2. Функции и методы инновационной деятельности 10
3. Особенности государственного регулирования инновационной деятельностью 12
4. Примеры новшеств и инноваций 20
5. Организация НИОКР на предприятии 24
6. Организация внедрения инноваций 27
7. Предложения по формированию портфеля предприятия 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Инновации на предприятии.docx

— 85.59 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

Инновации на предприятии

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Система инновационной деятельности 5

2. Функции и методы инновационной деятельности 10

3. Особенности государственного регулирования инновационной деятельностью 12

4. Примеры новшеств и инноваций 20

5. Организация НИОКР на предприятии 24

6. Организация внедрения инноваций 27

7. Предложения по формированию портфеля предприятия 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

Список использованных источников 37

 

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой  инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для  промышленных предприятий в современных  условиях постоянно возрастает. Между  тем статистические данные последних  лет подтверждают тот факт, что  промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной  сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.

Кризис  инновационной сферы промышленности, помимо объективных причин, связанных  с реформированием белорусской экономики, обусловлен также отсутствием целенаправленной работы по повышению эффективности промышленного производства в целом и инновационной деятельности, как его важнейшей составляющей, в частности. В этой связи необходимо отметить особое значение своевременного формирования и планомерного использования рациональных методов организации инновационной деятельности с целью повышения ее эффективности.

И только последние год - два Белоруссия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок труда и др. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Актуальность  темы курсовой работы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной деятельности. Только те предприятия, которые как минимум не отстают от мировых тенденций развития науки и техники могут выжить в современных условиях.

Инновационные стратегии, то есть стратегии разработки принципиально новых продуктов и услуг, требуют больших затрат и очень рискованны: в среднем только одна из семи инноваций имеет рыночный успех, остальные шесть превращаются в невозместимые для фирмы издержки.

Целью исследования является анализ и оценка эффективности инновационной деятельности предприятия и разработка путей повышения эффективности инновационной деятельности.

Для реализации поставленной цели решаются следующие  задачи:

  1. Изучить современную научную литературу, используемую при исследовании проблем инновационной деятельности предприятий;
  2. Исследовать современное состояние инновационной деятельности на предприятии ОАО ««Минскжелезобетон»»;
  3. Определить пути совершенствования инновационной деятельности на предприятии ОАО ««Минскжелезобетон»».

Объектом  исследования является ОАО ««Минскжелезобетон»».

Предметом исследования являются инновационная деятельность предприятия.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных  и зарубежных ученых и специалистов, материалы научно-практических конференций, материалы периодической печати, соответствующие нормативно-правовые документы.

 

 

 

1. Система инновационной деятельности

 

Понятие “нововведение” является вариантом  английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом[5, c. 90].

В повседневной практике, как правило, отождествляют  понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые  изобретения, новые явления, виды услуг  или методы только тогда получают общественное признание, когда будут  приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они  выступают как нововведения (инновации).

Под инновациями  в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых  технологий, видов продукции и  услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного  характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения  новшества и до его использования  принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как  инновационный процесс[6, c. 154].

Существуют  два направления организации  эффективного управления инновационным процессом[6, c. 156]:

1. интеграция всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс, изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и горизонтали. Такие центростремительные тенденции возникают при необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;

2. выделение управления инновационными процессами в самостоятельный объект управления, т.е. обособление инновационных структур от подразделений, выполняющих традиционные функции.

На практике используются оба подхода с преобладанием  одного из них. При этом крупные передовые  западные компании часто проводят реорганизацию своего научно-производственного комплекса, которая является реакцией предприятия на перемену условий на рынке, и представляет собой перегруппировку ресурсов для решения возникающих задач. Оптимизация организационной структуры предприятия для осуществления инновационного процесса является одной из важнейших задач высшего руководства.

Для разработки и производства инновации, как правило, создают специальные подразделения, действующие подобно независимой фирме, т.е. самостоятельно осуществляющие свою производственную и рыночную политику до тех пор, пока динамично растут объем продаж и прибыль. Если рост замедляется, то проводят реорганизацию: слияние подразделения с другими или изменение его внутренней структуры, в т.ч. деление на более мелкие самостоятельные звенья. Если сразу у нескольких подразделений одновременно возникают общие научно-технические затруднения, то целесообразно создание специального звена для их преодоления. В случае возникновения противоречия между интересами двух подразделений, создают так называемую “зонтичную” группу, которая курирует оба подразделения одновременно. Если противоречия затрагивают несколько подразделений, то они реорганизуются.

В рамках предприятия возможен ряд организационных  форм управления инновационным процессом, которые доказали свою эффективность[5, c. 102]:

-  советы, комитеты, рабочие группы по разработке  технической политики, которые готовят предположения для руководства предприятия по стратегическим направлениям инновационного процесса;

-  отделения  и центральные службы развития  новых продуктов, которые координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления технического развития, контролируют процесс разработки новой продукции и её внедрение;

-  проектно-целевые  группы, выполняющие научные исследования  и разработку новой продукции от идеи до серийного производства. Их создают в качестве самостоятельных подразделений и подчиняют высшему руководству предприятия. Как правило, такие группы действуют на временной основе, хотя бывают и постоянные группы. В случае успешного внедрения инновации такие группы зачастую становятся ядром новых дочерних предприятий. Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые группы являются основной формой организации инновационного процесса;

-  отделы  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ - традиционные подразделения, создающие новую продукцию. В последнее время их роль возросла за счет разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей;

-  центры  развития, задачей которых является  завоевание позиций на рынке  путем расширения объема продаж. Такие подразделения являются  хозяйственно самостоятельными. Причем  материальное поощрение их персонала зависит от успехов на рынке;

-  венчурные  структуры выступают зачастую  в качестве дочерних компаний  крупных корпораций, либо как  самостоятельные предприятия. Они  разрабатывают и внедряют научно-технические идеи, связанные с повышенным коммерческим риском, который в случае успеха компенсируется значительной прибылью;

-  специальные  инновационные фонды, создаваемые  из прибыли для стимулирования  внедрения инноваций. Часто такие  фонды выступают в качестве  венчурных фондов, средства из которых инвестируют в венчурные компании (свои или независимые), в которых заинтересовано предприятие;

-  аналитические  группы, включающие в свой состав  управляющих, исследователей и сотрудников функциональных отделов. Они прогнозируют развитие технологии, анализируют тематику исследований, перспективные идеи и т.д.

Характерной тенденцией развития инновационной  деятельности является поиск предприятиями  интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением  и удорожанием научно-исследовательских работ, снижением продолжительности жизненного цикла продукта, необходимостью комплексного использования различных технологий. Поэтому кооперация между предприятиями для осуществления инновационной деятельности часто оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная организация. Такая кооперация возможна в рамках[8, c. 147]:

- отраслевых  институтов, создаваемых компаниями на паевых началах;

- инновационных  центров, возникающих на базе объединения университетов и компаний, а в качестве головной организации, как правило, выступает небольшая специализированная фирма;

- финансово-промышленных  групп (ФПГ), холдингов и других крупных объединений.

В современных  условиях успешному научно-техническому развитию способствует интеграция предприятий в ФПГ, холдинговые структуры и т.п., где связи строятся по горизонтальному (отраслевому), вертикальному (межотраслевому), смешанному (горизонтальному плюс вертикальному) и диверсификационному (на основе слияния-поглощения) типам. Как правило, динамично развивающиеся ФПГ включают специализированные инновационные структуры, такие как научно-исследовательские технологические центры, лаборатории и т.д. ФПГ, осуществляющие лидирующую стратегию, имеют в своем составе венчурные структуры. Благодаря этим структурам обеспечивают динамичное развитие всей ФПГ при стабильном функционировании предприятий-участников, занимающихся традиционной деятельностью.

Хозяйственная практика показывает, что размер предприятия  в целом не влияет на эффективность  инновационного процесса. Как крупные, так и мелкие предприятия обладают специфическими преимуществами, которые  проявляются в конкретной ситуации. Преимущества крупных предприятий[6,c.98]:

- наличие больших материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для осуществления дорогостоящих нововведений;

- возможность проведения многоцелевых исследований, при которых объединяются усилия специалистов в различных областях знаний;

- возможность параллельной разработки нескольких нововведений и выбора оптимального варианта из нескольких разрабатываемых;

- меньшая вероятность банкротств в случае неудачи некоторых инноваций.

Роль  мелких предприятий в разработке инноваций также велика, когда  нововведения не требуют значительных ресурсов. Преимущества мелких предприятий:

- возможность быстрого переключения на оригинальные работы, мобильность и нетрадиционные подходы;

- возможность деятельности в тех областях, где крупным предприятиям результаты представляются неперспективными, ограниченными или слишком рискованными при незначительных масштабах прибыли в случае успеха;

- фактическое отсутствие бюрократического руководства.

Необходимость поиска принципиально новых подходов в сочетании с требованиями быстрого и гибкого внедрения результатов  в производство, доведение их до рынка способствуют объединению преимуществ крупных и мелких предприятий: покупка крупными предприятиями лицензий, предоставление ссуд, приобретение акций или поглощение компаний, освоивших новый продукт или технологию, привлечение мелких высокотехнологичных предприятий в качестве поставщиков и субподрядчиков[8, c. 185].

Информация о работе Инновации на предприятии